Лента новостей

13:11
Покинувшие Россию компании потеряли более $107 млрд
13:10
Восстановление «Крокуса» зависит от мнения Путина, Воробьева и общественности — Эмин Агаларов
13:01
МИД Швеции: Украина может вербовать шведов в ВСУ
13:00
В Польше заработала созданная для Украины «коалиция бронетехники»
12:56
Японский журналист рассказал о жизни в Мариуполе
12:48
В Приморье создадут судостроительный кластер
12:38
В ООН заявили о пытках российских военных на Украине
12:30
Польского генерала, отвечавшего за подготовку солдат ВСУ, отстранили от должности
12:25
Блиндаж за блиндажом: FPV-дроны уничтожают врага (ВИДЕО)
12:21
Граждан Киргизии предупредили о вербовке террористов через социальные сети
12:10
СМИ узнали о разработке в Китае зенитной ракеты дальностью свыше 2000 км
11:53
В Киеве анонсированы рейды и облавы на «российскую агентуру»
11:44
Путин призвал беречь единство народа России
11:13
Боятся всего и вся: страх и ужас в Америке
11:10
В ООН подтвердили пытки российских военнопленных на Украине
10:54
Штрафбаты Киеву не помогут
10:48
Запад втягивает себя в войну
10:41
МИД РФ готовит ответ Латвии на высылку российского дипломата
10:33
Шольц: спецслужбы ФРГ не знали о готовящемся теракте в «Крокусе»
10:31
МИД указал на подготовку НАТО в Восточной Европе к конфликту с Россией
10:05
Законные цели. Путин предостерег третьи страны от предоставления ВСУ аэродромов для F-16
09:56
В Кремле заявили об отсутствии планов по блокировке Telegram
09:46
Иностранным военным рассказали о предстоящем форуме Армия-2024
09:29
Харьковские власти заявили, что ВС РФ впервые нанесли по городу удар УМБП
09:28
Солист «Би-2» признался, что после отъезда из РФ коллектив прозябает в нищете
09:17
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 28.03.2024
09:09
Крейсер Варяг и фрегат Маршал Шапошников дошли до Красного моря
04:29
На Париж! Сражения при Арси-сюр-Обе и Фер-Шампенуазе
04:21
Боеприпасы заканчиваются, но Украина надеется, что до такси дело все же не дойдет
01:02
Пушки вместо масла: Запад милитаризируется под русофобскую истерию
00:31
Украина будет французской или безлюдной
23:56
Реальность Мариуполя глазами японского репортера: причины, по которым оставшиеся граждане остались жить под властью России
22:26
FT: мир легко игнорирует массовые страдания в Африке, увлёкшись Украиной и Израилем
22:18
Die Welt призывает заморозить конфликт на Украине в этом году из-за опасения победы России
21:44
Стало известно, о какой угрозе для Сербии говорил Вучич
21:10
Моргенштерн отказался принять участие в СВО
21:09
«Мы должны заставить Америку снова молиться». Трамп начал продажи Библии под своим брендом
21:03
«Неуловимый» Макрон и раздувание террористической угрозы во Франции
20:34
Подростки-диверсанты и самарский камикадзе Жвакин: россияне продолжают «клевать» на СБУшную наживку
20:06
Золото Югославии трижды украдено Западом
19:51
Путин вышел из машины к людям в Торжке
19:32
FT: мир легко игнорирует массовые страдания в Африке, но не на Украине и в Газе
19:24
«Мы унизим администрацию «Черного дома». Ополчение Ирака пригрозило США разгромом, если они не выведут войска
19:23
ВСУ ведут огонь по ДНР, Белгородской, Курской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 27 марта
18:42
В Казахстане арестовали националиста Кузаирова за ругань в адрес Путина
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Военная техника»«Первый маршал» на зарубежных гастролях

«Первый маршал» на зарубежных гастролях


Танкостроение Страны Советов с самого начала было загадкой для иностранцев, но начало Великой Отечественной войны приоткрыло плотный занавес секретности. Описание новейших советских танков сначала появилось в секретных немецких сводках, потом в пропаганде и новостях. Однако если Т-34 оказался довольно предсказуемой эволюцией танков Джона Уолтера Кристи, с которыми британские и американские военные уже были знакомы, у тяжёлого КВ аналогов не обнаружилось. Так как ни у британцев, ни у американцев работа над тяжёлыми танками не задалась, знакомство с такой машиной, несомненно, принесло бы большую пользу их танкостроителям. Вскоре информация о КВ от нового восточного союзника стала поступать во всё больших количествах. Попали в США и Великобританию и сами танки.

Взгляд сквозь туман войны

Информация о новых танках просачивалась через немецкую прессу, но, несмотря на сотрудничество с советскими военнослужащими при поставке британских и американских танков по ленд-лизу и другой военной помощи достать достоверную информацию о советских машинах было не так просто. В документах разведки отмечалось, что машин, похожих на КВ, в боях в Финляндии замечено не было и о них ничего не известно. Специалисты лишь строили догадки о том, что, судя по фотографиям, броня крыши имеет толщину примерно 30 мм, что надёжно защищает машину от огня немецких штурмовиков.

​Танк КВ-1, отправленный в Великобританию в июне 1943 года - «Первый маршал» на зарубежных гастролях | Warspot.ru
Танк КВ-1, отправленный в Великобританию в июне 1943 года

КВ показали британцам лишь 20 декабря 1941 года, причём в своём отчёте те назвали его средним танком — вероятно, полные характеристики машины остались тайной. Тем не менее, британские танкисты начали вникать в секреты советского танкостроения. Отмечалось, что советские машины имеют множество унифицированных деталей, особенно орудия и двигатели. По оценке британцев, советские инженеры и технологи уделяли больше всего внимания качеству брони, двигателя, трансмиссии и подвески, а остальные узлы и агрегаты были выполнены грубо и небрежно. По мнению британских специалистов, советские танки имели запас топлива примерно на 150 км пробега.

Судя по иллюстрациям в отчёте, британцы в основном уделяли внимание Т-34, но были и записи о КВ. В отчёте указывалось, что в тяжёлых типах машин используют торсионную подвеску, которая является менее уязвимой. Также отмечалось, что двигатель тяжёлого танка можно запустить с помощью сжатого воздуха. Сообщалось, что зенитных самоходок у Красной армии нет, но на танках есть зенитные установки для пулемётов. В целом информации о КВ было мало, и достоверная информация мешалась со слухами о сверхтяжёлых танках весом в 100 тонн и более.

Информация, добытая к весне 1942 года, оказалась более точной. По сведениям, полученным британцами, КВ весил 47–48 тонн, имел 90-мм броню и вооружался 76-мм или 155-мм пушкой — при этом разница в башнях между КВ-1 и КВ-2 не фиксировалась — и четырьмя пулемётами: спаренным, курсовым, кормовым и зенитным. Танк имел длину 6,7 метров, ширину 3,3 метра, высоту 2,7 метра и клиренс 0,4 метра. Ширина гусеничных траков составляла 686 мм. Танк мог пересечь ров шириной 4,5 метра, вертикальную преграду высотой 1,2 метра и брод глубиной 1,5–1,7 метра. Экипаж состоял из пяти человек: командира, заряжающего, наводчика, водителя и стрелка-радиста. Информация была неполной, но довольно правдоподобной. Задача заполучить Т-34 и КВ для изучения оставалось приоритетной для британской миссии в СССР, но этого пришлось ждать ещё более года.

13 июня 1943 года КВ-1 с серийным номером №11306 вместе с Т-34 погрузили на пароход «Эмпайр Порша». С танком выслали 4,3 тонны запчастей, 98 артиллерийских выстрелов (31 бронебойных, 62 осколочных и пять шрапнельных) и 3052 патрона к пулемётам, 20 гранат Ф-1, перочинный нож и танковые часы. Как и в описи к Т-34, перевод был неточным: осколочные снаряды обозвали бронебойными болванками, а ЗИП к пулемётам записали как «малые прицелы». Танк не был снаряжён полностью: не хватало одного магазина для пулемёта ДТ и 13 выстрелов для орудия, а брезент в комплект оказался старый и рваный.

В руках британских учёных

Танк прибыл в Школу танковых технологий 22 ноября 1943 года, куда к этому времени уже завезли переведённые руководства. К февралю 1944 года танк закончили изучать и составили предварительный доклад. В отличие от Т-34, машину собирались поставить на длительные испытания, поэтому разбирать её на части не стали. Тем не менее, КВ тщательно осмотрели. Специалисты отметили, что, как и Т-34, эта машина собрана грубо, но поверхности, важные с точки зрения работоспособности танка, тщательно обработаны.

​Танк КВ-1, продольный разрез. По нажатию доступна увеличенная версия рисунка - «Первый маршал» на зарубежных гастролях | Warspot.ru
Танк КВ-1, продольный разрез. По нажатию доступна увеличенная версия рисунка

Конструкция корпуса, по мнению британцев, была максимально упрощена. Использовалась минимальная номенклатура толщин плит, в нужных местах они изгибались. Днище под боевым отделением имело толщину 40 мм, что надёжно защищало танк и экипаж от противотанковых мин. В отличие от Т-34, башенный погон защищался 26-мм экранами по бортам и 31-мм экраном в лобовой проекции. Эти экраны также улучшали защиту корпуса.

Корпус собирался с помощью сварки. Швы были грубо обработаны, но само качество работы сочли вполне удовлетворительным. Башня была почти полностью литой со стенками толщиной 100 мм по бортам, 82 мм в лобовой части и 97 мм в корме; сверху приваривалась 30-мм крыша. Литая броня оказалась очень мягкой на поверхности, порядка 174–184 единиц по Бринеллю, но глубже твёрдость возрастала до 250 единиц. 26-мм экран в лобовой части танка тоже был довольно мягким, с твёрдостью 161 единица. Твёрдость катаных листов была схожей с британской бронёй типа I.T.80D: 239–290 единиц для листов номинальной толщиной 75 мм, 229–259 единиц для листов номинальной толщиной 42 мм. Твёрдость 30-мм листов заметно «гуляла»: твёрдость крыши составляла 273–277 единиц, а башенного люка — уже 356 единиц. Несмотря на такой разнобой, британцы пришли к выводу, что сталелитейная промышленность и тяжёлое машиностроение в СССР хорошо развиты.

​Схема углов установки брони КВ-1 - «Первый маршал» на зарубежных гастролях | Warspot.ru
Схема углов установки брони КВ-1

Перейдя к вооружению, британцы первым делом осмотрели пушку. Как и в случае с Т-34, они решили, что орудие называется «Ф-34 образца 1942 года». Взвешивание показало, что оно весит 455 кг. Нарезы были равномерными, правыми, с крутизной в один оборот на 25 калибров. Описание орудия было аналогичным описанию в докладе о Т-34. Отмечалось, что в маховике подъёмного механизма имеется значительный люфт, и наводить орудие в вертикальной плоскости трудно. За один поворот маховика орудие поднималось или опускалось примерно на 1° в диапазоне от −4° до +24°30ʹ.

Механизм поворота башни КВ отличался от установленного на Т-34. Маховик ручной наводки находился слева от наводчика. Так как маховик оказался больше, а в танке было просторнее, чем в Т-34, поворачивать башню было легче, но из-за люфта при смене направления можно было сделать полный оборот маховика, не сдвинув башню с места. Также слева от наводчика находился стопор башни.

​Схема бронирования КВ-1 - «Первый маршал» на зарубежных гастролях | Warspot.ru
Схема бронирования КВ-1

Поворот башни с помощью электромотора управлялся отдельной звёздочкой, имевшей семь положений: три скорости влево (4,02°, 4,16° и 4,87° в секунду), три вправо (2,95°, 4,33° и 5,08° в секунду) и нейтральная. Предохранительная защёлка останавливала звёздочку при переходе в нейтральное положение.

Пулемётные установки описывались довольно сухо, но зенитный пулемёт привёл британцев в восторг: им очень понравилось, что он мог поворачиваться на 360° независимо от положения башни. Советская установка была куда более совершенной, чем довольно странная конструкция Пэрриша-Лейкмана для «Брена» на британских танках.

​Боевое отделение КВ-1 - «Первый маршал» на зарубежных гастролях | Warspot.ru
Боевое отделение КВ-1

Конструкция прицелов ПТ-4-7 и ТМФД тоже была детально описана. ПТ-4-7 пропускал 26,2% света — меньше, чем прицел на Т-34; ТМФД пропускал столько же, сколько прицел Т-34 — 39,2%. Как и в случае с Т-34, испытатели искали и не нашли способ установки клинометра на казённик орудия. Вдобавок к прицелам, в распоряжении наводчика были триплекс, перископический смотровой прибор и пистолетная бойница. Командир (по мнению британцев, он выполнял и обязанности заряжающего) смотрел на поле боя через перископический смотровой прибор, триплекс, пистолетную бойницу или панораму ПТК, которая была установлена так же, как перископический прицел. С передачей света у него было несколько хуже, чем у прицела наводчика — всего 25,5%. На прицел обнаружилась разметка для корректировки огня.

Совместив в одном члене экипажа обязанности командира и заряжающего, британцы всё-таки поместили в башню третьего танкиста. По мнению испытателей, он имел довольно интересный набор обязанностей: механика, помощника водителя, а также, по мере необходимости, стрелка из кормового и зенитного пулемётов. За полем этот мастер на все руки наблюдал через один из двух кормовых перископов или через прицел пулемёта.

​Схема боевого отделения. При расстановке членов экипажа по местам британские специалисты допустили грубую ошибку. По нажатию доступна увеличенная версия рисунка - «Первый маршал» на зарубежных гастролях | Warspot.ru
Схема боевого отделения. При расстановке членов экипажа по местам британские специалисты допустили грубую ошибку. По нажатию доступна увеличенная версия рисунка

В руководстве указывалось, что в танке должно быть 111 выстрелов для орудия, но британцы насчитали всего 98: по пять по каждому борту башни, и 88 в ящиках на полу. Расположение ящиков испытателям не понравилось. По их мнению, по мере расходования боеприпасов пришлось бы выбрасывать из танка не только гильзы, но и ящики, что снизило бы скорострельность. В ящиках для боеприпасов также хранились 20 гранат Ф-1 и детонаторы к ним в отдельных мешочках. В танке насчитали 48 дисков для пулемётов ДТ — всего 3024 патрона. При изучении вооружения отмечалось, что приборами дымопуска КВ не оснащён. В боевом отделении было обнаружено крепление для пистолета-пулемёта, но само оружие британцы не нашли.

Двигатель был такой же, как на Т-34, но форсированный до 600 л.с. Британские специалисты правильно определили авиационное происхождение двигателя и одобрили максимальное использование алюминия в конструкции, но отметили, что в производстве это очень дорого. По мнению испытателей, в моторно-трансмиссионном отделении было слишком много свободного места, а потому размеры и вес танка следовало бы сократить без ущерба бронированию или огневой мощи. Не понравилась британцам и тяжёлая надмоторная плита, которую приходилось снимать для обслуживания двигателя.

​Боеукладки в башне и место выдуманного британцами механика-водителя-пулемётчика - «Первый маршал» на зарубежных гастролях | Warspot.ru
Боеукладки в башне и место выдуманного британцами механика-водителя-пулемётчика

Подвеску британцы сравнивали с подвеской немецкого Pz.Kpfw.III, и использование фрикционов на машине весом 47 тонн их озадачило, но на испытаниях оказалось, что управлять им легко. Тщательно исследовав советский танк, специалисты обнаружили ещё одну загадку в виде неравномерно собранных гусениц. В основном, траки с гребнем и без него чередовались, но местами 3–4 трака с гребнем стояли подряд — как уже не раз говорилось, теория об особо тщательно собранных танках для введения зарубежных специалистов в заблуждение относительно качества продукции советского танкопрома фактами не подтверждается.

Как и обещалось, разбирать КВ для изучения не стали. В марте 1944 года танк прибыл на артиллерийский полигон в Лулворте и принял участие в параде бронетанковой техники. В брошюре приводилась краткая характеристика машины: вес 47 тонн, максимальная скорость 18 миль (29 км) в час, 75-мм лобовое бронирование с 20-мм экраном, 75-мм борта. Орудие имело начальную скорость снаряда 2231 фут (680 метров) в секунду, но бронепробиваемость не приводилась. Прибыв в Лулворт, машина осталась там надолго. Предстояло провести ограниченные испытания стрельбой, а также оценить обзорность и удобства наведения оружия.

​Траки КВ-1 с гребнем и без него. Последние собирались из двух половин - «Первый маршал» на зарубежных гастролях | Warspot.ru
Траки КВ-1 с гребнем и без него. Последние собирались из двух половин

Испытания начались в марте 1944 года и затянулись до июля. С отчётом об испытаниях тоже не спешили: он пошёл в печать только в октябре, но уже в ноябре публикацию приостановили в ожидании дополнительных испытаний. Танк к этому времени отправили в ремонт в Чобхэм. В декабре и январе ситуация оставалась прежней, а в феврале 1945 года тема КВ-1 из сводок полигона исчезла. Испытания для оформления скорректированного отчёта так и не провели — возможно, интерес к танку попросту угас. Делегация, посетившая фронт ещё в январе 1944 года, отметила, что КВ в строевых частях очень мало, а самоходку на его шасси видели лишь однажды.

Изучение машины всё-таки подняло несколько вопросов, которые были заданы советской делегации 6 января 1944 года. Британские танкисты поинтересовались целесообразностью размещения топливных баков в боевом отделении, на что получили довольно грубый ответ в стиле «поищите лучшее место для них сами». На вопрос об отсутствии приборов для стрельбы с закрытых позиций советские танкисты ответили, что так у них танки не используют. Тем не менее, британцы всё равно интересовались способностью «КВ с 6-дюймовой гаубицей» вести стрельбу с закрытых позиций — к 1944 году, в отличие от 76-мм пушки, такое орудие всё ещё считалась современным вооружением тяжёлого танка.

​Схема топливной системы. Расположение баков в боевом отделении вызвало со стороны британских специалистов много вопросов - «Первый маршал» на зарубежных гастролях | Warspot.ru
Схема топливной системы. Расположение баков в боевом отделении вызвало со стороны британских специалистов много вопросов

Множество вопросов было уделено ходовой части машины. Британцы интересовались катками с внутренней амортизацией и спрашивали, не приводит ли их применение на КВ к шуму и вибрации при езде. Советская делегация отвечала, что предпочтительно иметь обрезиненные катки, но излишнего шума и вибрации при езде на металлических катках не наблюдаются.

Также задавались вопросы о грубой шлифовке торсионов, использовании чугуна вместо феродо на тормозных лентах и алюминия в трубках радиатора вместо меди, что члены делегации объяснили ограничениями военного времени. Похожей критике подверглась коробка передач, а именно большой разрыв между 3-й и 4-й передачами и отсутствие синхронизатора. По словам советских танкистов, при наличии надлежащей тренировки переключение передач даже с такой коробкой не составляло особого труда. Сотрудники полигона также хотели знать о причине равномерного бронирования КВ со всех сторон, на что получили логичный ответ, что это сделано для… равномерной защиты!

​Коробка передач КВ-1. Этот агрегат подвергся критике со стороны британцев - «Первый маршал» на зарубежных гастролях | Warspot.ru
Коробка передач КВ-1. Этот агрегат подвергся критике со стороны британцев

Трудно сказать, что ответы советской делегации на вопросы британцев были исчерпывающими. Как и в случае с Т-34, по возвращении члены делегации доложили о слухах о планировании производства британской копии КВ с 6-дюймовой гаубицей (вероятно, имелась в виду гаубица BL 6-inch 26 cwt howitzer), усовершенствованной коробкой передач, механизмом поворотов дифференциального типа с пневматическим приводом, улучшенными воздуховодами и новыми воздухоочистителями, забирающими воздух из моторного отделения.

По мнению членов делегации, превосходство КВ над образцами передовой бронетехники союзников было очевидным, и запуск британской версии КВ в серию не стал бы чем-то непредсказуемым. Действительно, в то время, как аналог Т-34 в лице «Шермана» или хотя бы «Кромвеля» уже имелся на вооружении британской армии, разработка тяжёлых танков у западных союзников забуксовала. Пусть КВ к началу 1944 года уже не соответствовал требованиям современной войны, но изучение отдельных агрегатов вроде торсионной подвески, несомненно, могло помочь британским конструкторам, которые продолжали возиться с архаичными конструкциями ещё долгое время после окончания войны. Развитая кормовая ниша с пулемётом по центру в башне «Центуриона» указывает на то, что изучения КВ-1 всё же оставило свой след в британском танкостроении.

​КВ-1 в бронетанковом музее Бовингтона. Лозунг на башне содержит ошибки - «Первый маршал» на зарубежных гастролях | Warspot.ru
КВ-1 в бронетанковом музее Бовингтона. Лозунг на башне содержит ошибки

В отличие от «тридцатьчетвёрки» с «Эмпайр Порша», от которой уцелела только пушка, КВ-1 сохранился до наших дней. Машину в довольно хорошем состоянии можно увидеть в бронетанковом музее в Бовингтоне, хотя лозунг на его башни вызывает лёгкое недоумение.

По другую сторону Атлантики

Американцы тоже получили КВ-1 для ознакомления. В отличие от британцев, тянуть резину с испытаниями они не стали. Танк отправили в США из Архангельска в августе 1942 года, а к декабрю испытания уже закончились. На полигон также попала делегация канадского генштаба, которой довелось осмотреть машину и ознакомиться с результатами испытаний.

​Импровизированная схема «русского тяжёлого танка КВ-1». Заметьте, что автор сначала написал название латиницей, написав правильную букву «V» поверх латинской «B». Такие ошибки были довольно распространены в англоязычных документах - «Первый маршал» на зарубежных гастролях | Warspot.ru
Импровизированная схема «русского тяжёлого танка КВ-1». Заметьте, что автор сначала написал название латиницей, написав правильную букву «V» поверх латинской «B». Такие ошибки были довольно распространены в англоязычных документах

Американцы измерили габариты танка и насчитали 6,4 метра в длину, 3,3 метра в ширину и 2,8 метра в высоту. Диапазон сектора вертикальной наводки орудия тоже отличался от данных британских замеров: максимальное возвышение американцы оценили в 25°, а склонение — в −7°. Зенитную установку они, похоже, не получили: четвёртый пулемёт, присланный с танком, посчитали запасным. По мнению американцев, пулемёты были очень лёгкими и простыми в производстве и обращении.

По предварительной оценке американцев, основная лобовая броня была эквивалентна 4 дюймам (около 100 мм), дополнительную защиту давали экраны. Отмечалось, что для повышения эффективности броня установлена под углом, но во многом силуэт машины напоминает британский «Крусейдер». Резку и сварку брони назвали довольно грубой, но при этом лючок механика-водителя был вырезан и обработан довольно тщательно.

​Боевое отделение КВ-1, вид с места наводчика - «Первый маршал» на зарубежных гастролях | Warspot.ru
Боевое отделение КВ-1, вид с места наводчика

В отличие от британцев, американцы правильно оценили расположение экипажа. В их докладе указывалось, что наводчик размещён в башне довольно удобно. Отсутствие возможности точно наводить орудие с помощью электромотора было минусом, но, по мнению американцев, башня легко вращалась вручную. Наводчик имел в своём распоряжении вращающийся перископический прицел, защищённый бронированным колпаком, а также телескопический прицел.

Заряжающий сидел справа от орудия и располагал таким же перископом, что и наводчик, только без связи с орудием. Американские специалисты посчитали, что таким образом заряжающий помогает командиру корректировать огонь, очень высоко оценили эту возможность и задумались о применении подобного новшества на своих машинах. В советском танке не было подбашенной корзины, поэтому экипажу приходилось держать ноги на простых перекладинах, зато заряжающий мог легко извлекать выстрелы из укладок на полу. К слову, сами американцы вернулись к такой схеме, к примеру, на танках Medium Tank M4(105).

​Боевое отделение КВ-1, вид с места командира - «Первый маршал» на зарубежных гастролях | Warspot.ru
Боевое отделение КВ-1, вид с места командира

Командир сидел позади боевого отделения и имел возможность наблюдать за полем боя, высунувшись из открытого башенного люка, который, несмотря на тяжесть, легко открывался благодаря пружинному механизму.

Дизельный двигатель В-2К правильно описали как имеющий мощность 600 л.с. при 2000 оборотах в минуту. Американцы также знали, что на Т-34 установлен такой же двигатель, но с другой топливной системой. Скорость оценили в 20 миль (32 км) в час при радиусе действия 140 миль (225 км). Трансмиссию назвали очень простой и технологичной. Поворотный механизм сравнили с британскими образцами. Торсионная подвеска показала себя очень хорошо, при этом танк оставался стабильной огневой платформой даже при езде на высоких скоростях по пересечённой местности.

​Отделение управления КВ-1 - «Первый маршал» на зарубежных гастролях | Warspot.ru
Отделение управления КВ-1

По мнению американцев, танк прошёл испытания весьма успешно. Больше всего испытателям понравилась торсионная подвеска и спартанская простота боевого отделения. Обработка деталей и узлов была минимальной, необязательного имущества в танке не возилось, и всё заброневое пространство использовалось в сугубо военных целях.

27 августа Абердинский полигон получил приказ вырезать из башни танка образец брони в виде полосы шириной 6 дюймов (152 мм), захватывающей борт, сварной шов и крышу башни. Для анализа пробу послали в металлургическую лабораторию в Уотертауне. Твёрдость стали оценили в 285–293 единицы по Бринеллю у борта башни и в 321 единицу у крыши, что было несколько выше уровня, принятого американской танковой промышленностью. Закалку сочли удовлетворительной, при повторной закалке броня показала большой резерв по твёрдости.

​Двигатель В-2К, вид со стороны башни - «Первый маршал» на зарубежных гастролях | Warspot.ru
Двигатель В-2К, вид со стороны башни

Американские специалисты сочли количество трещин, образующихся при остывании брони после литья, излишним, что отрицательно влияло на характеристики, но описали броню как отличную с точки зрения экономии стратегически важных сплавов. Отдельно отмечалось высокое содержание кремния: американские металлурги старались получить такую броню, но создание сплава с удовлетворительными характеристиками без чрезмерного содержания неметаллических частиц оказалось слишком сложным.

Отзывы о качестве советской сварки были не такими высокими: по мнению специалистов, правильно отрегулировав ток и держа электрод под другим углом, опытный сварщик мог вывести и более надёжный шов, однако конструкция стыков деталей была хорошей. Соединение деталей «в шип» защищало шов от прямых ударов, что компенсировало качество сварки, а также экономило электроды.

​Призыв последовать примеру советских танкостроителей и оставить чистовую обработку узлов и деталей только там, где она действительно нужна - «Первый маршал» на зарубежных гастролях | Warspot.ru
Призыв последовать примеру советских танкостроителей и оставить чистовую обработку узлов и деталей только там, где она действительно нужна

Американцы пришли к тому же выводу, что и британцы: на первый взгляд, танк был сделан плохо и наспех собран, но при более тщательном исследовании вскрывалась глубокая продуманность конструкции и её высокая технологичность. В заключении автор доклада призывал подумать о внедрении таких же принципов в США, ведь эстетика к победе в войне приводит довольно редко.

КВ-1 оказал на американское танкостроение большее влияние, нежели на британское. Конечно, доказать прямую наследственность технических решений сложно, но довольно скоро у американцев появился свой танк с торсионной подвеской, литой башней с развитой кормовой нишей, трансмиссией в корме и схожим бронированием. По данным советских специалистов, общавшихся с американскими военными на Абердинском полигоне, КВ-1 оказал прямое влияние на разработку опытных Т25 и Т26; последний эволюционировал в тяжёлый (позже средний) M26 «Першинг», а тот, в свою очередь, стал родоначальником целого семейства новых американских машин.

​КВ-1 в бывшем Музее вооружений Армии США. На борту башни левее номера угадывается заплатка, закрывающая вырез пробы для анализа. Фото Дмитрия Кияткина - «Первый маршал» на зарубежных гастролях | Warspot.ru
КВ-1 в бывшем Музее вооружений Армии США. На борту башни левее номера угадывается заплатка, закрывающая вырез пробы для анализа. Фото Дмитрия Кияткина

Как и британский КВ-1, герой этого рассказа дожил до наших времён. До 2010 года танк экспонировался в Музее вооружений Армии США, а когда музей закрылся, экспонаты переехали в Форт-Ли. На данный момент доступа к коллекции у посетителей нет.

Автор благодарит Дмитрия Кияткина и Нила Стокса (Neil Stokes) за предоставленные материалы.


Источники:

  1. Архив Canadian Military Headquarters, London, (1939–1947) RG 24 C 2
  2. Архив Defence Technology Information Center (DTIC)

Пётр Самсонов


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх