Лента новостей

00:01
Пашинян «прогревает» Армению, как лягушку в кастрюле…
23:28
Телеграм блокирует вербовщиков-террористов, что вовсе не нравится СБУ и ГУР
23:27
Путин Беглову: почему мировой центр туризма Санкт-Петербург оказался на четвёртом месте в России?
23:26
The Times предрекает взятие российскими войсками Киева
21:32
Замминистра обороны РФ Николай Панков поздравил коллектив Управления физической подготовки и спорта ВС РФ со 100-летием
21:08
В ЛНР бесхозным признают имущество, у которого есть хозяева
21:07
Зеленский: мы ожидаем наступления российской армии в конце мая или июне
21:06
Зеленский и доктрина Гитлера. ООН не видит в уничтожении УПЦ нарушений прав верующих на Украине
21:05
Казахстан призвал своих граждан покинуть Одесскую и Харьковскую области
20:30
Польский генерал: Украина движется к катастрофе, а руководство страны грабит свою собственную армию
19:21
На Украине миллион уклонистов, которые не хотят умирать за интересы Запада и киевского режима
19:16
Расчёты АГС-17 «Пламя» уничтожают врага на купянском направлении (ВИДЕО)
19:14
«Нас интересует, кто заказчик». За терактами на территории России стоят западные спецслужбы?
19:10
Лавров допустил, что в мае легитимность Зеленского признавать не придется
18:43
Пугачёва рассказала, где должна быть скорбь после теракта в «Крокусе». Марков призвал не ругать релокантку
18:42
Зеленский связал бум рождаемости на Украине после конфликта с поставками ПВО
18:41
Следком РФ: террористы получали деньги с Украины и имели связь с украинскими националистами
18:40
Украинские войска ведут огонь по ДНР, Белгородской и Курской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 28 марта
18:32
Германия анонсировала новый пакет военной помощи Украине
17:57
Политолог Кеворкян назвал ООН ангажированной структурой
17:36
США обеспокоены развитием сотрудничества Китая и России
17:28
Киевские власти собрались восстанавливать школу за 337,2 млн гривен в 15 км от границы с Россией
17:27
Во Франции набирают безработных для участия в конфликте на Украине за €1970 в месяц. Власти отрицают свою причастность
17:26
Глава МИД Латвии Кришьянис Кариньш подал в отставку
17:25
Журналист из Японии опроверг украинские фейки о Мариуполе, лично посетив российский город
17:24
ВС РФ продвигаются на всех направлениях. Горящие Abrams уже обыденность
17:16
Asia-Plus: семью подозреваемого в теракте увезли из дома в Таджикистане
16:49
В ООН сообщили о пытках на Украине российских пленных. Украинские фашисты 25 раз казнили россиян
16:48
Власти Турции заявили о том, что теракт в «Крокусе» был проведён при помощи иностранной разведки
16:47
Дроны-камикадзе на службе Отечеству. Бойцы Угледарского фронта просят помочь в увеличении поголовья «птиц». Объявляем сбор средств
16:39
Ле Пен обвинила власти в намерении «обчистить» карманы французов
16:38
На странице Пенсионного фонда Украины появилась откровенная фотография
16:11
Украина заставит беженцев платить налоги с европейских пособий
16:10
В Харькове «Герани» уничтожили более 50 боевиков, в том числе, РДК
15:42
Данилова убрали ради снятия Зеленского?
15:35
Польша заберет у украинских беженцев еду, а Канада визы
15:34
Интим с военкомом. Начальника Ровенского военкомата засняли в момент пикантного «рекрутинга»
15:28
Россия поможет Африке избавиться от колониальных путей сообщения
14:59
В рядах ВСУ эпидемия игромании. 9 из 10 ВСУшников спускают деньги на онлайн-казино
14:58
Эксперт: новый секретарь СНБО не спасёт ВСУ от поражения на фронте
14:50
Украинские военкомы хотели забрать силой отца-инвалида пятерых детей на фронт
14:30
США возмущены темпами роста производства в Китае
14:22
Не противоречит международному праву. МИД Швеции не против вербовки наёмников посольством Украины
14:13
Захарова: из Армении пытаются сделать инструмент реализации опасных планов Запада
13:42
Замышляемый как рекламный вояж Кисиды в КНДР в ближайшее время маловероятен
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Пингвин на коньках. Ракетные катера типа «Sparviero»

Пингвин на коньках. Ракетные катера типа «Sparviero»



Автор всегда интересовался, так сказать, малыми формами во флоте. И пройти мимо в своё время достаточно перспективной, хоть и сырой разработки в виде итальянского ракетного катера на подводных крыльях типа «Sparviero», просто не мог. Более того, по его скромному мнению, данные катера — просто ментальное исключение в рядах итальянского флота, который практически всегда возводил на своих стапелях исключительно элегантные, даже утончённые корабли. И вдруг появляется этот «уродец», похожий на пингвина, поставленного на фигурные коньки. Но тем не менее интереса к своей персоне этот катер не потерял.

Прямым прародителем «Sparviero» был американский экспериментальный катер на подводных крыльях USS Tucumcari. Правда, USS Tucumcari не нёс на своём борту ракетного вооружения, ограничиваясь артиллерией. Данный катер разработала компания «Боинг». На его базе отрабатывались технологии судов на подводных крыльях, а также оценка эксплуатации водомётного движителя. USS Tucumcari удалось даже показать себя во Вьетнамской войне, но век его был недолог. Уже в 1972-м году, т.е. спустя всего четыре года после начала эксплуатации, экипаж во время учений в районе острова Вьекес (Пуэрто-Рико) протаранил риф на скорости свыше сорока узлов. А во время проведения спасательных работ янки так перестарались, что окончательно угробили корабль. Ремонт был признан нерентабельным.


Итальянские «роды»


Ещё в 1964-м году итальянский предприниматель испанского происхождения Карло Родригес, построивший свой бизнес на разработке судов на подводных крыльях, и корпорация «Боинг» при поддержке отдела военно-морских исследований Италии основали компанию «Alinavi». Именно на базе этой компании и были начаты первые разработки военных кораблей на подводных крыльях.


Катер «Sparviero»

Когда в 1968-м году USS Tucumcari вступил в ряды ВМФ США, им сразу заинтересовались итальянцы. Уже в 1970-м году ВМФ Италии заказал «Alinavi» разработку и постройку прототипа катера на подводных крыльях, в качестве отправной точкой для которого будет служить американский опыт. Прототип получил имя «Sparviero». А так как «в моду» входили именно ракетные катера, то в изначальный американский вариант были внесены изменения.

Тактико-технические характеристики:

— максимальная длина – 24,5 м, ширина – 7 м, осадка – от 1,45 до 1,87 м;
— водоизмещение – 60,6 тонны;
— максимальная скорость на подводных крыльях при оптимальной погоде — 50 узлов (92,6 км/ч), скорость в водоизмещающем режиме – 8 узлов (15 км/ч);
— экипаж – 10 человек, включая двух офицеров;
— автономность – 1 сутки;
— дальность плавания на скорости 45 узлов – 740 км, на скорости 8 узлов – 1940 км;
— материал корпуса и надстройки – алюминий.

В наследство от американцев итальянский катер получил систему подводных крыльев, разработанную «Боингом» и состоящую из одного крыла в носу и двух на корме. Естественно, в различных типах движения использовались два разных двигателя и два разных движителя. При водоизмещающем режиме работал обычный дизельный двигатель Isotta-Fraschini ID38N6V, а движителем был гребной винт. Когда же катер переходил на движение на подводных крыльях, то в работу вступал газотурбинный двигатель Rolls-Royce Proteus 15М560 (5000 л.с.) с водомётным движителем.

Учитывая дальность плавания и прочее, итальянские военморы планировали использовать данные корабли для коротких операций, требующих от катеров высокой скорости. Именно поэтому никаких жилых помещений и тем более камбуза на кораблях оборудовать не собирались в принципе.


Первоначальное вооружение состояло из двух противокорабельных ракет «Otomat» на корме за надстройкой и одного 76-мм орудия Oto Melara на носу.


Жизнь в море и на бумаге


Прототип «Sparviero» был заложен на верфи в Специи в апреле 1971-го года, а спущен на воду 9 мая 1973-го года. Непосредственный ввод катера в эксплуатацию состоялся в 1974-м году под бортовым номером P 420. Во время ходовых испытаний и непосредственной эксплуатации данный катер заявленные ТТХ оправдал, однако начало строительства полноценной серии постоянно откладывалось.

В 1975-м году снова был поднят вопрос не просто о заказе целой серии катеров типа «Sparviero», но и о дополнительной закупке двух более крупных кораблей на подводных крыльях типа «Пегас» американского производства. «Пегасы» в 1975-м году как раз возводились компанией «Боинг» в Рентоне, штат Вашингтон. Данные корабли должны были работать совместно в рамках стандартизации вооружений блока НАТО. Но данная группа так и не была создана.


В 1977 году командование снизошло до решения вопроса о серийном производстве «Sparviero». При этом заказ был размещён на судоверфи компании Fincantieri. «Новые» катера получили усовершенствованную ракетную установку «Otomat» с системой целеуказания Teseo. Также планировали установить на катера более мощные газотурбинные двигатели Allison, но это не было реализовано.

Всего с 1980-го по 1983-й год на воду было спущено шесть ракетных катеров на подводных крыльях типа «Sparviero»: Nibbio (бортовой номер P 421), Falcone (P 422), Astore (P 423) , Grifone (P 424), Gheppio (P 425) и Condor (P 426).

Показать себя во всей красе данным катерам не удалось. Вплоть до середины 90-х годов корабли типа «Sparviero» несли вполне себе спокойную, в основном патрульную службу. Высокоскоростной жалящий удар ракетным вооружением, на что так рассчитывало командованием, корабли наносили только в рамках учений. На данный момент все катера списаны.

Второй короткий вдох жизни


В начале 90-х, когда итальянцы потихоньку отправляли «Sparviero» на металл, катерами заинтересовались японцы. Страна восходящего солнца хотела заменить шустрыми итальянцами свои окончательно устаревшие торпедные катера серии РТ-11 – РТ-15, развивающие скорость до 40-ка узлов.


Катера типа «Sparviero» с поднятыми подводными крыльями

В 1991 году японцы заключили с Италией лицензионное соглашение на производство ракетных катеров на подводных крыльях. Естественно были внесены изменения в плане вооружения. Вместо 76-мм орудия на носу была установлена скорострельная пушка M61 Vulcan, а вместо комплекса «Otomat» поставили противокорабельные ракеты тип 90. И, конечно, новые катера снабдили более современными РЛС. Газотурбинный двигатель также заменили на двигатель General Electric LM500 в 5200 л.с.

В 1992-м году оба катера были спущены на воду. При этом собственных имён им не предоставили — только номера PG 01 и PG 02. Казалось бы, корабли, канувшие в лету, получили второй шанс. Но вдруг начались проблемы с финансированием.


Следующий катер заложили только в 1993-м году под номером PG 03. В 1994-м, когда со стапелей верфи Sumitomo сошёл третий катер серии, командование уже окончательно охладело к этим кораблям на подводных крыльях. В итоге заказывать четвёртый катер не стали, а проект был свёрнут.

Японская троица честно пересекла рубеж 2000-го года, а в 2010-м году последний птенец итало-американской компании японских верфей был благополучно списан.

Восточный ветер


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх