Лента новостей

10:47
Частная организация Совет Европы обязана вернуть взносы России
10:34
В украинском конфликте пришло время для реализма
10:12
США и Украина работают над соглашением о безопасности
10:04
Над зданием администрации поселка Очеретино водружён флаг РФ
10:02
Видео: переброска Французских войск в Одессу; уничтожение солдат НАТО в Днепропетровске
09:55
В Малайзии два военных вертолета разбились во время репетиции парада
09:33
Сами себе дамбы
09:26
МИД Украины запретил оказывать консульские услуги мужчинам за границей
09:15
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 23.04.2024
08:33
В Малайзии на репетиции парада столкнулись два военных вертолета
04:53
Самоубийство Польши: Барская конфедерация и Первый раздел
01:54
«Плана Б» просто нет: почему Конгресс США одобрил новую военную помощь Украине?
00:14
«Великий энергопереход» как очередная уловка Запада
23:59
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 22 апреля, вечер
21:58
Песков подтвердил желание Кремля договориться по Украине мирным путём
21:23
В Москве суд арестовал мигранта-убийцу с парковки и его подельников. Семье убитого угрожают близкие арестантов
20:14
ВСУ ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Брянской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 22 апреля
20:13
Российские войска ликвидировали в Харькове источник зомбирования населения киевским режимом
20:12
The Wall Street Journal: Трамп в деловых беседах называл Украину частью России
20:11
Гуцул: 30−35 тысяч жителей Гагаузии получат карты в «Промсвязьбанке»
19:43
СМИ: Вашингтон согласился вывести войска США из Нигера
19:35
Азаров: киевский режим будет наращивать темпы могилизации украинцев
19:34
Новые мебель и оборудование поставили в 64 дворца культуры ДНР
19:33
США запутывают свои следы в деле о подрыве Северных потоков
19:32
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 22 апреля
19:26
Противоречивый и запутанный характер политики США в отношении КНР будет усиливаться
19:02
Битва за язык: Украина насаждает насильственное одноязычие
18:55
Французский издатель подал иск в суд на Столтенберга за ложь и провоцирование конфликта на Украине
18:54
Зеленский обвинил Запад в боязни России и призвал Папу Римского помочь материально
18:46
Может написать «Слава России»: на Украине ребенку из Харькова отказались выдавать школьные книги
18:18
Столтенберг призвал готовиться к многолетнему конфликту на Украине. Главное — найти деньги на его финансирование
18:17
The Economist: население Украины нищает, что выгодно России
18:12
Нанесён удар по объекту инфраструктуры в Харькове (ВИДЕО)
18:08
Политолог Светов: власти ФРГ не понимают опасностей перехода к «зеленой энергетике»
17:33
На Украине пропал координатор подрывов «Северных потоков»
16:58
Мировые военные расходы достигли рекордного уровня
16:36
Бандеровцы уличили команду Епифания в обворовывании украинской армии
16:25
Польский Krab уничтожен «Ланцетом» 238-й бригады (ВИДЕО)
16:23
Новоявленные морские границы с Норвегией в Баренцевом море требуют пересмотра?
16:20
Политолог Елисеева: США начинают игнорировать проблемы Украины
15:52
Немецкие округа отказываются принимать украинских беженцев
15:51
Столтенберг призвал готовиться к многолетнему конфликту на Украине. Главное - найти деньги на его финансирование
15:44
Грубые, дешевые и смертоносные: российские планирующие бомбы вынуждают Украину сдаться
15:16
Дороги, которые мы заслужили: в Киевской области микроавтобус с людьми провалился под землю
15:15
Не уберегли — Буданов о ликвидации российского летчика-предателя Кузьминова
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Военная техника»ЗиЛ-41047: лимузин для советского правительства

ЗиЛ-41047: лимузин для советского правительства


ЗиЛ-41047
Автомашина ЗиЛ-41047 в составе правительственного кортежа

Автомашина ЗиЛ-41047, предназначенная для обслуживания официальных мероприятий с участием высшего руководства страны, считалась «последним лимузином» советской эпохи. Эта модель представляла собой третье по счёту поколение семейства ЗиЛ-4104. Изначально, до смены порядка нумерации автомобильных марок СССР, данное семейство правительственных легковых авто должно было носить наименование ЗиЛ-115.

Московское производственное объединение «АвтоЗиЛ» начало выпуск ЗиЛ-41047 с 1986 года, а продолжало их производство уже в российское время, вплоть до начала 2003 года. За все это время было изготовлено около двух сотен экземпляров, включая различные спецверсии.

История создания

Задача разработки новой модели правительственного автомобиля СССР для специалистов завода имени Лихачева была обусловлена сразу несколькими важными соображениями, не имевшими отношения к технической стороне дела. Кроме необходимости поддержания сложившейся к этому времени традиции обновления модельного ряда раз за каждое десятилетие, возник дополнительный политический фактор.

Важнейший пост генерального секретаря ЦК КПСС в 1985 году занял новый молодой руководитель Михаил Горбачев, провозгласивший политику «перестройки» всего Советского Союза.

Значительно обновленное руководство СССР многократно повысило свою активность в плане поездок по стране, международных контактов. Таким образом, роль их представительских транспортных средств приобрела важную смысловую нагрузку как часть общего политического «имиджа», призванного символизировать новый курс развития страны.

В итоге новая модель в техническом плане полностью основывалась на предыдущей, хорошо себя зарекомендовавшей, – ЗиЛ-41045. Все основные изменения конструкции правительственной транспортной новинки сосредоточились исключительно на дизайнерских решениях, которые в будущем получат название «рестайлинг».

Внешний вид ЗиЛ-41047
Внешний вид представительского лимузина получился весьма современным для своей эпохи

Обновление дизайна удачно придало внешнему виду новой модели элементы современности, сохранив общий внушительный «имперский» облик, а также великолепные динамические характеристики предшественников. Двигатель, КПП, трансмиссия, то есть практически вся ходовая часть были полностью унаследованы от предыдущей модели «зиловской» разработки, то же самое относилось к бронекапсуле и общей планировке салона.

ЗиЛ-41047 оснащался новейшей на тот момент конструкцией шин, которым была присвоена особая марка «Гранит». Такие покрышки обеспечивали транспортному средству способность продолжать движение при даже неоднократном их пробитии. Эта возможность достигалась путем придания максимальной жесткости боковинам покрышки и размещению внутри нее специального геля.

Технические характеристики

Итогом труда разработчиков ЗиЛ-41047 по техническим характеристикам явилась машина, признанная для своего класса самой протяженной и массивной в мире из всех производимых на то время серийных моделей. В традиционном варианте машина представляла собой 4-х дверный лимузин на 7 мест с колёсной базой 3880 миллиметров.

Габариты и вес

По длине советский ЗиЛ лимузин всего семь миллиметров уступил мировому рекордсмену за всю историю конструкций данного типа – американскому Cadillac Series 75, который выпускался в середине 1970-х годов. Габаритные параметры (длина, ширина, высота в миллиметрах) составили 6339х2086х1500 соответственно.

Вес снаряженной массы автомашины — 3335 килограммов. Максимально допустимый (полный) вес обычного образца (без бронекапсулы) составлял 3860 кг, при которой на переднюю ось приходилось до 1793 кг, на заднюю ось – 2067 кг. Вес же особо бронированных VIP-единиц обычно превышал 5 тонн.

Двигатель ЗиЛ-41047
Двигательная установка ЗиЛ-41047

Двигатель

Лимузин получил под капот проверенный почти десятилетием карбюраторный двигатель ЗиЛ-4104 V8 (V-образный, 8-цилиндровый, 16-клапанный), объем которого составлял 7,695 литров. Таким образом, камера сгорания каждого цилиндра была почти литрового объема, а показатель степени сжатия при этом равнялся 9,3. Материалом блока цилиндров служил алюминий.

Мощность такой силовой установки составила 315 лошадиных сил (232 кВт), что позволяло развивать обороты мотора до 4600 в минуту. Пиковый показатель крутящего момента равнялся 608 Н/м, что относилось к диапазону 2500-2700 об./мин.

Запитывание двигательной установки производилось от 4-х камерного карбюратора. Важным элементом модернизации по отношению к предшественникам стала бесконтактная система зажигания.

Трансмиссия и подвеска

В конструкции от прежних разработок сохранились трехступенчатая гидромеханическая трансмиссия и привод исключительно на задний мост.

Типы подвески при этом различались: независимая (с рычажно-торсионной схемой стабилизации) для передней и зависимая (с рессорно-тяговой схемой) — для задней.

Рессоры достигали полутораметровой длины. Они дополнительно прокладывались полимерными вставками между листами.

Особенность подобной конструкции позволяла «люксовому» авто отличаться повышенной плавностью хода. Кроме того, машина хорошо показывала себя на гравийном покрытии. Дорожные просветы при этом были достаточно небольшими: от 17 до 19,5 сантиметров.

КПП и тормоза

Трехскоростная автоматическая КПП относилась к планетарному типу. Коэффициент трансформации этого устройства имел значение 2,0. Механический стопор позволял эффективно удерживать машину при движении в гору.

Тормозная система относилась к дисковому типу и была двухконтурной. Причём любой из этих контуров мог независимо срабатывать на всех 4 колесах. Стояночный тормоз задействовался при помощи ножной педали.

Расход топлива на 100 км

Средний расчетный показатель расходования топлива на сотню километров пути составлял 22-23 литра. На долговременный выезд без дозаправок такое авто не рассчитывалось, поскольку вместимость бензобака ограничивалась 120 литрами топлива марки АИ-95.

Максимальная скорость

Машина при движении по шоссе была способна развить предельную для себя скорость 190-200 километров в час (для разных модификаций). Тяжелый лимузин при этом мог набрать разгон от 0 до 100 км/ч за 12-13 секунд.

Особенности внешнего вида

Серийные машины представительского класса автозавод ЗиЛ производил по примеру кораблестроительной технологии, используя стапель вместо конвейерной сборки. Длительность такого процесса составляла около 5-6 месяцев, а в среднем за год завод выдавал не более полутора-двух десятков готовых экземпляров.

При изготовлении кузовных панелей широко применялись ручные операции: подгонка деталей производилась целевым назначением на конкретный экземпляр. Поскольку существовали различия, связанные с будущим применением заказанных автомобилей, они отличались комплектацией ряда узлов, качеством материалов отделки.

При покраске кузова применялась нитроэмаль тёмно-металлического оттенка. Она наносилась последовательно до 15 слоев подряд, а в промежутках между этими операциями каждый раз производилась полировка.

Руль ЗиЛ-41047
Водительское место автомобиля ЗиЛ-41047

Салон и корпус

По отношению к предшествующим моделям семейства ЗиЛ-4104, общее устройство салона принципиально не поменялось. У стандартной 7-местной версии лимузина средняя из трех конструктивно заложенных линий сидений являлась страпонтенами, убирающимися в специальную перегородку между двумя отсеками салона.

Оба сиденья в переднем ряду были обиты натуральной кожей, а два кресла «главных пассажиров» обивались наиболее качественным велюром. Для облицовки внутренней поверхности дверей, оконных рамок и некоторых других частей интерьера применялись элементы из ценных пород древесины, как правило, из карельской березы.

Салон ЗиЛ-41047
Отсек для «главных пассажиров» лимузина

Микроклимат внутри салона обеспечивался раздельными установками кондиционирования для первого и VIP-отсеков. Подлокотники служили высокопоставленным пассажирам как место размещения средств управления электроподъемниками для внешних стекол и перегородки, разделяющей пространства двух отсеков. Также с задних сидений можно было управлять аудиосистемой или кондиционером. Отдельные ниши в задней части кузова предназначались для размещения абонентских устройств спецсвязи.

Внешняя часть кузова претерпела существенное обновление дизайна. Прежде всего, это коснулось оптики. Сдвоенные фары с традиционных круглых сменились более современным «квадратным» исполнением. Передние поворотники сменили прежнее расположение, став продолжениями фарных пар на углах, а сигнальные фонари на кормовой части также изменили свой вид.

Кроме того, дизайнеры ЗиЛа сделали более экспрессивной облицовку радиатора. Зеркала заднего обзора были встроены в новое обрамление. Они крепились не на дверной плоскости, а непосредственно к кузову. Привычные для прежних десятилетий форточки у боковых стекол были ликвидированы.

Бронирование

Особую броневую защиту семейства ЗиЛ-4104 начали применять с 1983 года под модель 41045. Курганский машиностроительный завод, специализирующийся на выпуске боевых машин пехоты, изготовил за несколько лет 20 специальных бронекапсул, на основе которых затем сооружались представительские бронелимузины. Такая версия имела наименование ЗиЛ-4105.

Вес подобных конструкций при этом заметно возрос, составив более 5,5 тонн. Но испытания ЗиЛ-4105 показали, что его броневая защита спокойно отражает бронебойные пули, выстреливаемые из 7,62-миллиметрового автомата и снайперской винтовки Драгунова. Бронекапсула оказалась непробиваемой для гранат, даже когда их взрывали непосредственно у бензобака.

Такая возможность достигалась за счет применения самой качественной из отечественных марок броневой стали, по праву считавшейся лучшей в мире. При этом толщина бронирования была относительно невелика: варьировалась в пределах 4-10 миллиметров.

Боковые стекла салона также отличались надежностью и могли сдержать одиночное попадание бронебойно-зажигательной пули. В конечном итоге степень защиты ЗиЛ-4105 превосходила все имеющиеся тогда иностранные образцы.

За исключением нескольких испытательных образцов, бронированные автомобили на базе ЗиЛ-41045 обозначались как ЗиЛ-41051, а с 1987 года на шасси ЗиЛ-41047 стали выпускать бронелимузины ЗиЛ-41052. При этом у шести экземпляров новых сборок применялись бронекапсулы с машин предыдущего поколения, у которых пробег достиг предельно допустимого значения.

В 1990-е годы три стандартных ЗиЛ-41047 ради эксперимента попытались бронировать по западной технологии с применением кевлара и углепластика. Этот заказ выполняла германская компания Trasco Bremen, оставив одну из машин как испытательный образец на своем полигоне. Два готовых экземпляра пришлось снова доработать ЗиЛу, так как ходовая часть перестала соответствовать увеличенной массе автомобиля. Полученным таким способом двум бронелимузинам дали наименование ЗиЛ-41053.

Бронированный ЗиЛ-41052
Бронированная модификация ЗиЛ-41052

Модификации

В большинстве случаев модифицированные версии ЗиЛ 41047 представляли собой специализированные автомобили кортежа, предназначенные для сопровождения «первых лиц». При этом внешнее сходство машин охраны и спецсвязи с VIP-лимузином служило фактором, дополнительно усиливающим его безопасность.

Модификации Особенности Годы выпуска Число машин
ЗиЛ-41041 Автомобиль сопровождения с 5-местным кузовом «седан» с обрезанной до 3300 мм базой. За счет меньшей длины (5750 мм) и массы (3,2 т) повысились динамические данные 1986-2000 26
ЗиЛ-41042 «Черный Доктор» Транспортное средство медицинского назначения с кузовом «универсал». Кормовая дверь поднималась вверх. Масса – 3,9 т. Функциями реанимобиля не обладал, ограничиваясь транспортировкой для последующей госпитализации под наблюдением экипажа из 3 врачей. 1986-2000 3
ЗиЛ-41049 «Дружба» Автомашина специальной связи с оборудованием типа «Кавказ» 2000 2
ЗиЛ-41052 Модификация на основе специальной бронекапсулы 1987-1999 14
ЗиЛ-41053 Вариант, дополненный традиционным способом бронирования 1993-1995 2
ЗиЛ-4107 Автомашина спецсвязи с оборудованием типа «Диск» 1988-1999 Нет данных
ЗиЛ-41071 Автомашина спецсвязи с оборудованием типа «Депеша» 1988-1999 Нет данных
ЗиЛ-41072 «Скорпион» Автомашина выездной охраны специального назначения. Оснащена широкими подножками, длинными поручнями по краям корпуса и внутри него, а также большим люком на крыше, позволяющий вести круговой обстрел. Кормовое окно салона обладало способностью быстрого открывания. Оборудовались радиоэлектронными комплексами «Персей», «Пелена» 1988-1999 8
ЗиЛ-410441 Автомобиль для военных парадов с кузовом «кабриолет». Не был принят заказчиком (Министерством обороны РФ) 2009 2

В отличие от «универсалов», почти все модификации в кузове «седан» были произведены с 1997 по 2000 годы. «Парадный кабриолет» изготавливался на основе «заделов» прежних лет после фактического прекращения сборки машин ЗиЛ-41047 после 2002 года.

Применение машины

Основным заказчиком и эксплуатантом автомобилей выступал Гараж особого назначения (ГОН), обеспечивающий специализированным транспортом высшее руководство Советского Союза, а затем России. Вплоть до нынешнего времени ГОН является структурным подразделением Федеральной службы охраны РФ.

Правительственные лимузины задействовались для обеспечения безопасного передвижения высших должностных лиц страны, включая их работу при проведении официальных международных мероприятий. В частности, отечественными представительскими машинами перевозили лидеров большинства зарубежных государств, находящихся с визитами в СССР и России.

Завершающим экземпляром серийных ЗиЛов-41047, построенных заводом, стал президентский лимузин для официальных мероприятий под заказ администрации главы Казахстана Нурсултана Назарбаева. К 2009 году относится попытка возобновления штучной сборки автомашин. Невостребованный заказчиком экземпляр модификации 410441 («кабриолет») был продан четвёртому президенту Украины Виктору Януковичу для его личного гаража, из которого с 2014 года он перешел как экспонат в украинский «Музей коррупции» в Межигорье.

В советское время наделение кого-либо из представителей высшего партийно-государственного руководства автомашиной семейства ЗиЛ-4104 в качестве служебно-персонального транспортного средства носило чрезвычайно престижный характер, особо подчёркивая принадлежность этого лица к кругу носителей высшей власти. Но после распада СССР, для руководства получившей «независимость» России подобные соображения со временем полностью утратили актуальность. Тем не менее эксплуатацию ЗиЛ-41047 ГОН продолжал вплоть до 2008 года.

Следует отметить важную деталь: пробег каждого из правительственных транспортных средств имел чётко обозначенную границу — 100 тысяч километров. По достижении этого показателя, спидометры машины шли «под списание», сопровождавшееся их полной разукомплектацией. По этой причине авто подобного класса так мало сохранилось к настоящему времени.

ЗиЛ-41047 на улицах
ЗиЛ-41047 на улицах Москвы в российскую эпоху

Плюсы и минусы

К числу несомненных плюсов «последнего лимузина СССР» относятся:

  1. Современный для тех лет экстерьер;
  2. Высочайший стандарт защищенности;
  3. Отличная устойчивость на дороге;
  4. Сверхмощный двигатель;
  5. Гидроусилитель и наличие регулировки рулевой колонки;
  6. Качественная сборка и дорогая отделка;
  7. Многослойная покраска кузова;
  8. Отличная шумоизоляция;
  9. Эффективная климатическая установка;
  10. Вместительное багажное отделение.

Вместе с тем специалисты отмечают следующие недостатки:

  1. Крупные габариты;
  2. Большой расход топлива;
  3. Ограниченная емкость бензобака;
  4. Значительный рост стоимости из-за множества ручных операций при производстве;
  5. Неудобный трансмиссионный тоннель внутри салона.

Автомобиль не только обеспечивал повышенный уровень комфорта своим «главным пассажирам», но и обладал целым рядом существенных удобств для водителя, что вообще-то было редкостью для советского автопрома.

Подводя итог можно констатировать, что автомашины серии ЗиЛ-41047 в качестве правительственных представительских авто оказались для своего времени на весьма достойном мировом уровне.


Роев Олег


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх