Лента новостей

03:34
В России перестали работать пиратские версии AutoCAD и другого ПО Autodesk, но выход уже найден
01:16
О заповеднике диких фантазий
01:12
«Враг внутри»? Глобалистов захватила истерия шпиономании
00:08
«Вакуум легитимности» Зеленского как способ обнулить победу в СВО
23:36
Белый дом пообещал возобновить поставки оружия Киеву сразу после принятия Конгрессом закона о помощи Украине
23:02
«Колоссальнейшие репутационные потери». Лидеры Русской Весны требуют найти убийц Рассела Бентли
23:01
Западу больше нечем помогать Украине — президент Чехии. При этом союзники один за другим объявляют о пакетах помощи Киеву
22:27
Одни «защитники» занимаются мародёрством в прифронтовых населенных пунктах, другие — «гоп-стопом» на западе Украины
22:26
Из Харькова вывозят на западную Украину заводы «Турбоатом» и «Электротяжмаш»
21:58
Запад передаст зарубежные храмы РПЦ под контроль патриарха Варфоломея
21:51
Палата представителей США на процедурном голосовании приняла законопроект о помощи Украине
21:50
В Кабмине Украины на следующей неделе грядут отставки
21:16
Министры обороны стран НАТО услышали Зеленского и пообещали ему новые поставки систем ПВО
20:42
ВСУ ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 19 апреля
20:41
Россиянку, вдову ликвидированного нациста «Азова» принудили к контракту с бригадой
20:34
Россия прокладывает новые торговые пути в Азию, чтобы ослабить санкции
20:06
Жители Украины активно «сливают» россиянам координаты мест дислокации украинских военных и их техники
20:05
Лавров впервые озвучил роль Харькова в будущей демилитаризованной зоне
20:04
Немецкий производитель дронов намерен открыть еще один завод на Украине
20:03
В Донецке сообщили об убийстве американского ополченца Рассела Бентли
19:57
Никита Хрущёв: портрет в чёрно-белых тонах
19:18
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 19.04.2024
18:54
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации в период с 13 по 19 апреля
17:47
В Латвии уволили украинских учителей, потому что дети беженцев из Украины знают только русский
17:46
«Нарративы Кремля», открытки СССР и «процесс российских шпионов»: Украина и Эстония продолжают шагать по стези русофобии
17:45
Евросоюз ежегодно теряет €300 млрд, которые безвозвратно уходят в США
17:39
Мобилизация на Украине: беспредел «в законе»
17:36
Президент Казахстана Токаев запретил вейпы в стране
17:24
Главное в военных СМИ за неделю: перестановки на верфях ОСК, робот-эвакуатор для передовой, закладка танкера проекта 23630
17:07
«Из 85 получаешь 35, ну 40 потолок». В ДНР рассказали о зарплате водителей в 65−85 тыс. рублей при 12−16 часах работы в день
17:06
Мигранта, убившего жителя Москвы, поймали в Ростовской области вместе с подельниками
17:05
Ректора Института русского языка имени Пушкина уволили за работу на мигрантов
17:04
Анналена Бербок и Биньямин Нетаньяху поссорились из-за Палестины
16:56
Финский премьер Орпо отказался общаться с русскоязычными гражданами на границе
16:22
В Париже мужчина пригрозил взорвать себя в консульстве Ирана
16:21
Угрожавшего взорвать посольство Ирана в Париже мужчину задержали
16:01
Впервые введены санкции ЕС против израильских поселенцев
15:49
Разгром ж/д инфраструктуры: последствия ракетных ударов в Днепропетровске и области (ФОТО)
15:46
Украина проиграла, а Голливуд с Вашингтоном не в курсе
15:44
Украинские военные обокрали мужчину на блокпосту
15:42
Путин подписал закон о проведении Всемирных игр дружбы
14:48
Медведев прокомментировал подготовку покушения на Зеленского в Польше
14:46
Нормандия-80: Хотели плюнуть в Россию, а плюнули в своих ветеранов
14:39
Орбан: вмешиваясь в конфликт на Украине, НАТО лезет не в своё дело
14:38
Львовские военкомы избили мужчину, который не захотел умирать за интересы Зеленского и его западных кураторов
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Патрульный катер «Мангуст»

Патрульный катер «Мангуст»


Патрульные катера предназначены для охраны прибрежной акватории. Такие корабли могут выпускаться для внутренних вод — рек и озер. В этом случае акцент делается на борьбе с браконьерами силами внутренних дел. Также такие лодки могут проводить поисково-спасательные операции.

Патрульный катер для морской акватории предназначен для охраны границ и прибрежных вод от нарушителей и контрабанды. Преимущество таких лодок — скорость и маневренность, что позволяет эффективно проводить операции по перехвату.

«Мангуст» 12150 — современный глиссирующий катер, состоящий на вооружении Пограничной службы РФ. Тактико-технические и ходовые свойства позволяют применять его как в патрулировании границ, так и в спасательных операциях.

История создания

«Мангуст» береговой охраны
«Мангуст» береговой охраны

Проект современного патрульного катера разрабатывался во второй половине 1990-х годов. Разработкой занималось конструкторское бюро «Алмаз» в Санкт-Петербурге. Проект изначально ориентировался на нужды пограничной службы, а также применение в МЧС и силовых государственных структур. Основная цель заключалась в замене катера «Восток», технические характеристики которого начали устаревать.

Серийное производство нового корабля началось в 2000 году на судостроительном заводе Рыбинска «Вымпел». Первые образцы поступили на службу в Пограничные войска, после чего выпускались модификации и для других ведомств.

В 2013 году патрульные катера проекта 12150 «Мангуст» были модифицированы по заказу ВМФ РФ. Лодка получила увеличенную надстройку и видоизмененную компоновку внутренних помещений. Была добавлена и пулеметная установка с возможностью дистанционного управления. В итоге новая версия улучшила все характеристики базовой модели.

С учетом разработок под различные ведомства имеется несколько модификаций данного судна:

  • 12150М — многоцелевой поисково-спасательный корабль;
  • 12150А — патрульное судно против диверсий для ВМФ России;
  • 12150В — катер с ракетным вооружением на борту;
  • 12151 — лодка без собственного вооружения, разработана для МЧС.

Катера серии «Мангуст» продолжают использоваться силовыми ведомствами и пограничными службами. Это обусловлено хорошими техническими характеристиками, улучшенными с последней доработкой проекта в 2013 году, а также универсальностью судна.

Основное предназначение кораблей

«Мангуст» 12150 проектировался специально для вооруженных сил. Еще на этапе разработки основными задачами корабля выделяли патрулирование территориальных вод, проведение рейдов и операций различных госструктур. До сих пор судно успешно справляется с данными задачами за счет своих технических характеристик.

Лодка используется таможенной береговой службой, морской полицией, инспекцией рыболовной охраны, МЧС. Применяется для охраны государственных границ, пресечения контрабанды, проведения спецопераций и рейдов, патрулирования, предотвращения браконьерства. Нередко используется и для организации поисково-спасательных операций как во внутренней акватории, так и в прибрежных водах.

Особенности конструкции

Схема «Мангуста»
Схема компоновки кораблей «Мангуст»

Основа конструкции лодки «Мангуст» — V-образная форма, выполненная внешними обводами. Данный вариант считается стандартным для всех глиссирующих катеров, поскольку обеспечивает оптимальные ходовые качества и гидродинамическое сопротивление для более плавного движения.

В конструкции учитывается и безопасность корабля при волнении на море. Для этого имеются боковые интерцепторы, позволяющие сохранять устойчивость лодок с V-образной формой. Благодаря такой конструкции судно может развивать максимальную скорость при волнении в два балла. На низкой скорости оно может идти и при четырех баллах.

Корпус катера

Корпус катера выполнен из современного сплава алюминия с магнием, что делает конструкцию легче и прочнее. V-образная форма в сочетании с хорошей обтекаемостью обеспечивает оптимальное глиссирование, высокую скорость и маневренность судна. Именно данные качества делают его востребованным в патрулировании и спецоперациях.

Двигатель

Энергетическая установка «Мангуста» состоит из двух дизель-редукторных агрегатов (ДРА). Изначально в строительстве применялись отечественные дизельные двигатели М470М на 12 цилиндров. Позже их заменили на четырехтактные немецкие установки 10V 2000 M93 на 10 цилиндров. Однако с 2015 года в ходе программы импортозамещения вернулись отечественные двигатели М470МК.

Новая установка производится машиностроительным предприятием «Звезда», также имеет 12 цилиндров, оснащена воздушным компрессором. Суммарная мощность двух таких двигателей — 2600 л. с. Благодаря данному показателю, судно способно развивать скорость до 50 узлов, примерно 92 км/ч. Наиболее экономичный расход топлива зафиксирован на скорости в 36 узлов (67 км/ч).

Бортовая электроника

«Мангуст» транспортной полиции
«Мангуст» транспортной полиции

Бортовая электроника судна представлена тремя направлениями: навигационное оборудование, средства связи и наблюдения. К первому относят:

  • комплект интегрированной навигационной системы;
  • магнитный компас «Азимут» 90-1;
  • гирокомпас PGM-C-009.

Средства наблюдения и связи представлены следующим оборудованием:

  • станция спутниковой связи Inmarsat Sailor 500 Fleet Broadband;
  • ПВ/КВ радиоустановка с цифровым избирательным вызовом (ЦИВ) и телексом Sailor 6300;
  • ультракоротковолновая (УКВ) радиостанция с ЦИВ Sailor 6222;
  • спутниковая станция Inmarsat-С Sailor 6110 mini-C;
  • приемник NAVTEX NX-700A;
  • аварийный радиобуй системы КОСПАС-САРСАТ TRON 40S;
  • два радиолокационных ответчика TRON SART;
  • три переносных УКВ-радиостанции SP3520;
  • средства внутрикорабельной связи и трансляции.

Работа электронного оборудования обеспечивается дополнительным дизельным генератором на 16 кВт. Данная установка вырабатывает переменный трехфазный ток для питания всей бортовой сети с напряжением в 220 В и частотой 50 Гц. Дополнительно имеются аккумуляторы с напряжением 12/24 В.

Днище корабля

Как и корпус, днище лодки выполнено из современных сплавов. Снаружи предусмотрена двухслойная защита из протекторного электрохимического и лакокрасочного покрытия. Использовано специальное антикоррозийное нанесение. Данная технология обеспечивает не только лучшее скольжение, но и значительно снижает износ корпуса и днища лодки в процессе эксплуатации.

6 отсеков

Внутренняя компоновка судна делит его на 6 отсеков. Их расположение позволяет комфортно размещать 6 членов экипажа — имеются две одноместные каюты, кубрик, кают-компания, совмещенная с камбузом. Машинное отделение расположено в задней части катера. Вся компоновка продумана таким образом, что при затоплении одного-двух отсеков корабль может оставаться на плаву.

Тактико-технические характеристики

«Мангуст» МЧС
Модифицированная версия без вооружения для МЧС

Технические характеристики патрульного катера «Мангуст» значительно улучшили показатели кораблей «Восток» и остаются востребованными до сих пор. Судно отличается хорошими ходовыми качествами, приспособлено для работы в море при волнениях до 4 баллов. Это делает корабль универсальным для применения в любых операциях во внутренних и приграничных водах.

Водоизмещение

Полное водоизмещение катера «Мангуст» с загрузкой топливом, питьевой водой и другими материалами — 28,7 т. Стандартное водоизмещение полностью укомплектованного судна вместе с экипажем — 27,2 т.

Длина корпуса

Габариты катера имеют следующие показатели:

  • длина корпуса — 19,45 м;
  • ширина — 4,4 м;
  • высота на миделе — 2,2 м.

Данные ТТХ делают судно достаточно компактным и вместе с тем комфортным. Размер экипажа рассчитан на 3-6 человек.

Осадка судна

Средняя осадка катера — 0,89 м при полном водоизмещении. Максимальная по ТТХ — 1,16 м. Это делает лодку удобной и для патрулирования внутренних вод, включая небольшие речки.

Максимальная скорость

Патрульный катер Мангуст способен развивать скорость до 50 узлов при волнениях на море не больше двух баллов. Оптимальное значение для расхода топлива — 36 узлов. На данной скорости судно может покрывать дистанцию в 410 миль. Автономность плавания — до двух суток.

Штатное вооружение

Вооружение катера «Мангуст» отличается в зависимости от применения и поставленных задач. Стандарт предусматривает наличие универсального боевого модуля с дистанционным управлением «БДМ — «Управа-Корд». Также имеется морская тумбовая пулеметная установка (МТПУ) 14,5 мм. Она размещается на корме, может вести огонь по надводным, наземным и воздушным целям. Дальность поражения — 2 км, высота — 1,5 км.

С учетом применения катера допускается установка сменного вооружения. К таковому относят:

  • модернизированный бронетранспортерный пулемет Калашникова (ПКМБ) с калибром в 12,7 мм;
  • автоматический гранатомет АГС калибром 30 мм;
  • ручной противодиверсионный гранатомет ДП-64.

Вооружение может устанавливаться в одном-двух экземплярах каждое. По необходимости судно оборудуется переносными зенитно-ракетными комплексами (ПЗРК) «Игла», что делает его полноценной боевой единицей в масштабных операциях.

Достоинства и недостатки

«Мангуст» с пулеметом
«Мангуст» с пулеметом дистанционного управления

Ключевое преимущество патрульного катера «Мангуст» — его скорость и маневренность. Даже при легком волнении на море судно способно развивать значительную скорость, что делает его незаменимым в проведении спецопераций и перехватах.

К преимуществам корабля относят и его продуманную компоновку. Лодка уже считается непотопляемой благодаря своей плавучести в случае затопления двух отсеков. Сами отделения при этом достаточно комфортабельны для размещения всего экипажа.

Из недостатков стандартной комплектации судна выделяют слабость его вооружения. На серьезные боевые операции катер не рассчитан. Для этих целей на него устанавливают дополнительное вооружение. Однако отсутствие брони ограничивает возможности его применения, хотя и позволяет судну развивать высокую скорость.

Несмотря на это лодка остается востребованной для несения патрульной службы во внутренней и приграничной акватории страны. Модифицированные версии продолжают собираться, 5-6 новых катеров поступают на вооружение различных ведомств ежегодно.


Парпурин Вадим


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх