Лента новостей

18:33
Турция на Ближнем Востоке: «Дорога развития» и геополитический выбор
18:29
Путин собрался посетить Китай
18:28
Патрушев заявил о связи нелегальной миграции с террористической угрозой
18:01
Михаил Ефремов с огромной вероятностью получит УДО либо смягчение наказания
17:54
Украинская бригада исчезла, а российская чуть не прорвалась: как битва за Очеретино перевернула ход конфликта в минувшие выходные
17:25
Жители Харькова массово выезжают из города, а Украина вывозит предприятия
17:20
Суд вынес приговор экс-замминистра культуры
17:16
В Польше россиянина приговорили к тюрьме за шпионаж
16:55
Китай выступил против «военного сговора» США
16:53
Руководство США открыто признало, что финансирует тиранию
16:49
Космический зонд «Вояджер-1» впервые за пять месяцев отправил на Землю читаемые данные
16:48
«Гравитон» начал производство российских твердотельных накопителей
16:44
The Times: хуситы снизили объём перевозок по Суэцкому каналу на две трети
16:43
Байден тайно передал Украине более 100 дальнобойных ракет ATACMS
16:42
Гладков назвал количество жертв ВСУ в Белгородской области с начала СВО
16:33
Рябков допустил понижение статуса дипотношений России и США
16:06
Суд арестовал всё имущество Иванова и его родственников
16:05
Дуда пригласил Туска, чтобы доказать ему необходимость размещения ядерного оружия в Польше
16:00
«Терпи, братец!»: офицер «Отважных» вынес раненого сослуживца из-под огня (ВИДЕО)
15:58
Правительство Латвии нанесло удар по конкурентоспособности латышей на рынке труда
15:54
Путин опроверг пересмотр итогов приватизации в России
15:28
Лукашенко считает, что настало время Западу согласиться на переговоры по Украине с РФ
15:27
В Москве взяли под арест взяткодателя и подельника замминистра обороны Иванова
15:26
Боеприпасы с Яворивского полигона рванули на пункте приема металлолома
15:18
Самыми пьющими в Европе оказались дети в Англии
15:17
Литва вслед за Польшей пообещала вернуть военнообязанных украинцев на родину
15:05
Калашников запустит новый участок по производству высокоточного оружия
14:54
Британия начинает готовиться к войне
14:43
ХАМАС назвал условие отказа от вооружённой борьбы с Израилем
14:41
Индия – Россия – ЕАЭС: значимость внешнеторговых льгот – не только экономическая
14:34
В Амурском соединении дальней авиации выполнены плановые полёты на самолётах Ту-95мс
14:11
Салливан подтвердил, что цена пакета помощи США — мобилизационный закон, и передачу Украине ATACMS в марте
14:10
Поводырь для убийц. На Украине придумали новую профессию
14:09
Алиев исключил помощь Украине оружием и допустил потерю Украиной ряда регионов
14:03
Венесуэла подтверждает социальный курс
14:01
На Украине новые американские технологии поначалу одерживали верх. Но в итоге спасовали
13:59
Лукашенко заявил о 120 тысячах боевиков ВСУ на границе с Белоруссией
13:55
M1150 и M88A2 стали трофеями российской армии
13:31
Трофейную технику — символ напускной военной мощи НАТО, захваченную в ходе СВО, выставят в Москве в Парке Победы
12:57
Следком возбудил дела против Гройсмана, Климкина и других лиц за «АТО»
12:56
Для отлова уклонистов Рада увеличила численность погранвойск
12:49
Россия возобновила производство турбинных двигателей для Т-80: на подходе новые варианты
12:47
Лукашенко допустил прекращение существования Украины
12:19
Беспрецедентно запасая резервы Китай готовится к войне?
12:12
Президент Азербайджана Алиев пообещал не поставлять оружие Украине
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Вооружение»Универсал «Иван Папанин»

Универсал «Иван Папанин»


Закладка новых патрульных кораблей вызвала широкую дискуссию. Высказывались мнения, что это «дорогостоящее баловство, притом что стоящие задачи элементарно решаются меньшими средствами»... Так нужны ли в Арктике такие крейсеры?

Большое водоизмещение патрульного корабля ледового класса – это не только повышенная проходимость во льдах, но и модернизационный запас под новые задачи (например при применении в качестве оперативной базы в Арктике различных средств и комплексов ВМФ, в том числе робототехнических). При этом высокая проходимость востребована не только на восток от Новой Земли, но и под боком баз Северного флота РФ.

Кроме решения ледокольных задач, патрульные корабли проекта 23550 являются еще и мощными буксирами, которые и в прежние времена на флотах были в дефиците.

Какие же следуют выводы?

Корабль этот, безусловно, нужен российскому ВМФ именно с учетом новых задач и условий их выполнения в Арктике. Полагаю, что серия этих патрульных кораблей будет продолжена. Шесть изначально заявленных «арктических крейсеров», наверное, перебор, но два ледокола – минимально потребное число для СФ России.

Новый боевой ледокол способен проламывать полутораметровую толщу, тогда как до этого наибольшая проходимость во льдах была у РФ проекта 97 – 0,7 метра

Вместе с тем есть вопросы.

В связи с проблемами финансирования сдачу головного корабля «Иван Папанин» перенесли на 2024 год, в 2019-м срок откорректировали и назначили на 2023-й, что очень долго. С учетом относительно малого насыщения дорогостоящими «боевыми» комплексами цена корабля проекта 23550 не может быть очень высокой. А затраты фактически являются инвестициями в наше машиностроение, поскольку есть необходимость замещения специфического импортного оборудования.

Представляется, что целесообразно форсировать достройку «Ивана Папанина» для того, чтобы провести его испытание в ледовой обстановке.

Явный недочет проекта 23550 – слабость средств ПВО (из вооружения авансированы 100-мм артустановка АК-190, пара установок пассивных помех и крупнокалиберные пулеметы). Размещение контейнерных комплексов «Калибр» вызывает большие сомнения, но очевидно, что патрульным кораблям необходимы ЗРК. Это касается не только «Ивана Папанина» – всех наших крупных ледоколов. Такой объект представляет большую ценность и для эвентуального противника – цель высокого приоритета. Практика вооружения в угрожаемый период ледоколов артиллерией давно устарела, требуются более эффективные средства ПВО. Близким к оптимальному здесь представляется ЗРК, аналогичный автономному боевому модулю «Тор-2МКК» (доработанный для арктических условий). В мирное время он может эффективно войти в состав ПВО баз ВМФ, а в угрожаемый период устанавливаться на особо ценных кораблях (в том числе проекта 23550) и атомных ледоколах.

Эффективность такого решения высока: от значительного повышения ПВО баз ВМФ до обеспечения защиты в «особый период» кораблей и судов ВМФ. При этом затраты для этого на самих носителях минимальны (вплоть до того, что в мирное время там может стоять съемный контейнер научного оборудования).

Подводная угроза реальна, поэтому есть необходимость в применении подводных робототехнических комплексов (РТК) и морского подводного оружия (в том числе антиторпед) для самообороны боевых ледоколов. Кроме того, патрульные корабли могут быть (при оснащении необходимыми спуско-подъемными и пусковыми устройствами) носителями для применения подводных РТК и оружия. Очевидно, необходима спусковая шахта для применения этих средств в самых жестких ледовых условиях и хорошая 3D ГАС освещения подводной обстановки (типа ГАС «Эхопоиск»).

То, что предусмотрено постоянное базирование вертолета, отлично, но требуется уточнить его задачи. Например, после вступления в строй мощных атомных ледоколов оказалась заброшена авиационная ледовая разведка, считалось, что атомоход путь проломит. Даже если и так, то курс напролом может оказаться чреватым для кораблей и судов каравана со слабыми корпусами. Таким образом, вопросы авиационной ледовой разведки важны и актуальны и вертолет должен иметь эффективные средства ее решения.

Кроме того, крайне целесообразно обеспечение взлета и посадки на арктические патрульные корабли не только корабельных вертолетов Ка-27, но и «сухопутных» Ми-8МТВ, что требует расширения взлетно-посадочной площадки.

С учетом задач доставки грузов на берег (в том числе в условиях малых глубин и ледового покрова) принятый для проекта 23550 состав катеров выглядит неоптимально: десантно-штурмовая лодка ДШЛ проекта 02800 имеет малую мореходность и грузоподъемность, а катер на воздушной подушке «Пардус» пригоден для перевозки только людей и мелких грузов. Очевидно, что арктическому патрульному кораблю ВМФ требуются более мореходные, мощные и грузоподъемные катера.

Опубликовано в выпуске № 42 (805) за 29 октября 2019 года



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх