Лента новостей

00:00
Bild (Германия): шпионский детектив вокруг путинского газопровода
23:55
Neue Zürcher Zeitung (Швейцария): нагромождение антироссийских штампов
23:50
Глава шведского МИД: русские боятся к нам приезжать (Aftonbladet, Швеция)
23:45
Что россияне украли и разбили на украинских кораблях ВМС: список (Лiга, Украина)
23:40
Страна (Украина): фекальная история. Кто разграбил украинские корабли, которые вернула Россия
23:30
Новикомбанк стал победителем зимнего Интеллектуального Кубка
23:25
В Дагестане рассматривают перспективы развития хлопководства
23:20
Трамп заявил, что переговоры с Китаем по торговой сделке идут хорошо
23:15
Международные виноделы назвали Россию крупным игроком виноградарства
23:09
На гигантском катке в Москве фотографировались со снеговиками и катались с пингвинами – видео с ВДНХ
23:05
Глава ПМР заявил о неизменности курса на независимость Приднестровья
23:00
Болтон обвинил Белый дом в блокировании доступа к личному Twitter
22:55
Аргентина отзывает 17 «политических» послов
22:50
Представитель Зеленского исключил силовой сценарий «возвращения Крыма»
22:25
А воз и ныне там: Почему затонувший плавдок ПД-50 до сих пор покоится на дне
22:05
Коготок увяз
21:45
ERR: крысы-вредители вывели из строя эстонский сайт госуслуг
21:40
Джонсон: доказательств вмешательства России в британские выборы и референдумы нет
21:35
Fox News: американцы не разделяют желания политиков бороться с Россией
21:25
Süddeutsche Zeitung: красные идут — «железных волков» в Литве натаскивают на Россию
21:20
Der Spiegel: глава МИД ФРГ выступил против вывода ядерного оружия США из Германии
21:10
Премьер-министра Израиля официально обвинили в мошенничестве и взяточничестве
21:00
«Вы ничего не сделаете - люди выйдут на улицу»: Жириновский резко осадил единороссов
20:54
Студентов РГПУ в Питере заставляют молчать о секс-скандале с Вишневским – они потребовали отменить цензуру
20:45
Казус Набиуллиной: в чем критики обвиняют главу Центробанка
20:40
У кредитного рабства россиян нашлась неожиданная причина
20:35
«Роснефть» получила премию «Коммерсантъ Инициативы» за экологический проект
20:25
Общественный совет при Минобороны РФ посетил Петрозаводское президентское кадетское училище
20:20
Эксперт оценил «добро» Путина на увеличение ассортимента гиперзвуковых вооружений
20:15
Американские СМИ пугают ядерным взрывом в Южно-Китайском море: что случилось
19:47
Секс-скандала с участием скандального депутата Вишневского набирает обороты
19:10
Обзор карты боевых действий, оперативная сводка по Сирии 22.11.2019
18:50
Президент Сербии подтверждает подлинность скандального шпионского видео с россиянином
18:45
В Южно-Китайском море произошёл взрыв с радиационным заражением
18:40
Иран и Россия начали переговоры о выделении кредита на 5 млрд. долларов
18:38
Венедиктов оказался банальным папшкой, укрывающий свое чадо от армии и тюрьмы
18:10
Госдума приняла закон о продаже гаджетов с российском ПО
17:55
Нажрались: почему Минфин внезапно снизил доходность ОВГЗ?
17:50
Переформатирование ГБР: чуточку неконституционно...
17:45
Оранжевый майдан. Памяти Джина Шарпа
17:40
Свиноуйсьце спасет Украину
17:36
Ходорковский делает ставку на выборах-2021 на одиозных Навального, Светова и Ройзмана
17:35
Слитая революция
17:30
Обзор сливных каналов: тенденции и характеристики
17:25
Ассенизатор
Все новости

Архив публикаций

«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Мировое обозрение » Вооружение » Невидимка со «Скальпелем»: почему США боялись ракетных поездов СССР

Невидимка со «Скальпелем»: почему США боялись ракетных поездов СССР


Фото: Евгений Халдей/РИА Новости
32 года назад заступил на боевое дежурство первый боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) "Молодец" с тремя баллистическими ракетами РТ-23 УТТХ. За фантастическую точность они получили в НАТО имя Scalpel. Были у БЖРК и другие преимущества, главные из которых - мобильность и незаметность.

Идея спрятать свой ядерный арсенал от первого удара противника с тем, чтобы сберечь его для удара ответного, беспокоит умы стратегов СССР и США, начиная с 60-х годов. Именно возможность сокрушительного возмездия до сих пор остается  главным сдерживающим фактором Третьей Мировой войны.

Есть система "Периметр", чья задача - нанести ответный удар всей мощью РВСН даже в случае, если уничтожены их командные пункты и руководство страны. Атомные бомбы и ракеты прячут в разбросанные по миру бомбардировщики и подводные лодки, укрывают в защищенные подземные шахты или отправляют колесить по лесам на огромных грузовиках. Американцы дважды пытались поставить пусковые установки межконтинентальных ракет на рельсы, но оба раза отказывались из-за дороговизны и технической сложности проекта. Построить ракетный поезд удалось только Советскому Союзу.

Рожденный в СССР

Создание БЖРК действительно было очень сложной технической задачей - сродни первым космическим полетам.

- Никто и никогда ни в отечественной, ни в  мировой практикене сталкивался еще с таким количеством проблем. Нам необходимо было разместить 150-тонную ракету в железнодорожном вагоне, причем ходить он должен по путям обещго пользования. Как обеспечить абсолютную безопасность ракеты с ядерной боеголовкой в пути, ведь нам была задана расчетная скорость 120 километров в час? Выдержат ли полотно и мосты? Как быстро поднять ракету в вертикальное положение? Устоит ли поезд во время старта? - вспоминал главный конструктор "Молодца" Василий Уткин. Создавали БЖРК два брата-академика. Василий Федорович занимался твердотопливной  ракетой, Алексей - вагоном с пусковой установкой.

Летные испытания комплекса начались в 1985 году, было произведено 32 пуска ракет, несколько прототипов ракетных поездов прошли более 400 тысяч километров по железным дорогам. Новое оружие тестировали в различных климатических зонах: от заполярной тундры до пустынь Средней Азии. 20 октября1987 года первый ракетный полк (он же поезд) заступил на боевое дежурство под Костромой.

"Поезд номер ноль"

Выпуск на дороги страны "поезда номер ноль" (такое прозвище получил БЖРК в МПС) потребовал укрепления десятков тысяч километров железнодорожного полотна, оборудования на маршрутах боевого патрулирования сотен стартовых позиций с известными координатами (они нужны были системе наведения РТ-23), реализации десятков нестандартных технических решений.  Скажем, висящий над путями контактный провод перед пуском отодвигался в сторону специальным устройством, поднимавшимся из вагона. Вагон с ракетой становился на выдвижные домкраты, часть его тяжести при помощи упоров передавалась на соседние вагоны. Размещая трехступенчатую ракету в 24-метровый вагон, сопла и головной обтекатель сделали выдвижными. А чтобы факел стартующего "Скальпеля" не сжег БЖРК, ракету поднимал из контейнера пороховой заряд, она отклонялась в сторону и лишь затем включался двигатель.От остановки поезда до пуска все трех МБР проходило 17 минут.

Локомотивы у "Молодца" тоже были обычными лишь с виду. Они имели систему дозаправки на ходу от прицепленной сзади цистерны, автоматический запуск дизеля и бронированную кабину. В каждом БЖРК было три тепловоза, тащивших 17 вагонов: три пусковых установки с ракетами, 10 вагонов с аппаратурой, цистерну с топливом для локомотивов и три вагона для экипажа: два спальных и столовая. На боевое дежурство в поезде отправлялись порядка 70 человек: две локомотивные бригады, ракетчики, связисты, охрана и офицеры. Во всех официальных документах БЖРК именовались "специальными поездами связи", расчеты ходили в форме связистов и не имели права покидать составы во время дежурства

В депо

В 1991 году в составе РВСН было уже 12 "Молодцов", они колесили по огромной территории от Волги до Ангары. Расчеты конструкторов подтвердились: заметить БЖРК среди мешанины грузовых составов на станциях не могли даже опытные железнодорожники. ЦРУ предприняло попытку отследить ракеный поезд, отправив из Владивостока в Швецию по железной дороге контейнер со следящей аппаратурой, но его вскоре вычислили и нейтрализовали. Неуловимые "Скальпели", способные оказаться в любой точке страны (за сутки БЖРК проходил до 2000 километров), настолько обеспокоили НАТО, что в том же году британский премьер Маргарет Тэтчер уговорила Михаила Горбачева не выпускать БЖРК из депо. А через два года был подписан договор СНВ-2, по которому Россия сняла "Молодцов" с вооружения.


Текст:  Антон Валагин


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник



Похожие публикации для статьи "Невидимка со «Скальпелем»: почему США боялись ракетных поездов СССР"


Напишите ваш комментарий к статье "Невидимка со «Скальпелем»: почему США боялись ракетных поездов СССР"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх
To connect permitted only files with the extension: .tpl or .php