Лента новостей

03:03
Эксперт рассказал, как вернуть вклад, если у банка отозвали лицензию
02:57
В Бразилии выявили более 42 тысяч случаев COVID-19
02:54
В Израиле районы пяти городов объявили зонами ограниченного доступа
02:51
В западной части Тегерана был слышен взрыв
02:48
Россия подготовила новую резолюцию в СБ ООН по Сирии
02:15
Der Spiegel: Иран и Сирия углубили военное сотрудничество для борьбы с США
02:12
Fox News: «либерализм испаряется» — американские левые хотят тоталитарной цензуры и узурпации
02:06
В ФРГ представлен доклад об опасностях для страны
01:54
Эксперты оценили идею Медведева ввести четырехдневку: работать меньше не придется
01:48
Депутаты Грузии могут потребовать разъяснений от Киева после слов Саакашвили
01:24
Глава Пентагона опроверг слухи о получении доклада о "сговоре" России с талибами
01:21
МИД опроверг причастность России к беспорядкам в Сербии
00:57
Кто покушается на ООН?
00:21
Европа смеётся над заявлениями Украины о «вторжении» России
00:18
Порошенко отреагировал на «слив» его разговоров с Путиным и Байденом
00:15
«Слуги народа» уверены: разговор «лузера» с Путиным — это госизмена на крови
00:12
Эксперт прокомментировал «плёнки Деркача»: только шкурный интерес, вся риторика Порошенко — имитация и фейк
00:09
На сайте президента Зеленского появилась петиция с просьбой присвоить звание «Герой Украины» Павлу Судоплатову
00:03
Сирия новости 9 июля 22.30: в Хомсе был предотвращен теракт, в Идлибе зафиксирован первый случай коронавируса
00:00
Заседание ООН по Ливии: за все хорошее, против всего плохого. Колонка Александра Прокофьева
23:48
Кинолог дала советы по спасению от агрессивной собаки
23:45
Политолог Иванов: Фургалу придется распрощаться с политической карьерой
23:15
Тульская область вошла в ТОП-3 инвестрейтинга регионов РФ
23:12
Хуснуллин: создание цифровых платформ сделает рывок в строительстве
23:09
Миронов рассказал о прорыве в работе над инвестиционным климатом
23:06
Российские банки предложили передавать данные мошенников жертвам
23:00
В Афинах произошли беспорядки из-за проекта об ограничении митингов
22:57
В Киеве назвали Минские соглашения неактуальными
22:54
ОЗХО дала Сирии 90 дней на решение ситуации с химоружием
22:51
Зеленский продал дом в Киевской области
22:21
ABC News: COVID-19 всё чаще поражает американскую молодёжь
22:18
Fox News: уйти из Афганистана Трампу мешают генералы и «глупцы» из конгресса
22:12
Independent: в Лондоне не отказались от публикации доклада о влиянии России на британскую политику
22:06
Однако президент Украины все еще остается самым популярным политиком страны
21:54
Назван самый жирный минус крымских каникул: «Деньги дай и проваливай!»
21:51
Эксперты рассказали, как государству содержать 44 миллиона пенсионеров
21:48
Эксперты оценили идею Медведева вести четырехдневку: работать меньше не придется
21:42
Россия на развалинах тандема
21:39
Мишустин помог построить больницу в 5,5 раза быстрее
21:36
Мишустин в Иннополисе выступил против «цифровой зависимости»
21:30
Программа PANG: Франция построит новый авианосец
21:27
Боевые корабли. На пути к совершенству
21:06
Мэттью Палмер: Вашингтон обеспокоен действиями Турции в Средиземном море
21:03
Бредихин объяснил, почему Киев не готов к военному сценарию в Донбассе
21:00
Морозов допустил участие США в беспорядках в Сербии
Все новости

Архив публикаций

«    Июль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Мировое обозрение » Вооружение » Невидимка со «Скальпелем»: почему США боялись ракетных поездов СССР

Невидимка со «Скальпелем»: почему США боялись ракетных поездов СССР


Фото: Евгений Халдей/РИА Новости
32 года назад заступил на боевое дежурство первый боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) "Молодец" с тремя баллистическими ракетами РТ-23 УТТХ. За фантастическую точность они получили в НАТО имя Scalpel. Были у БЖРК и другие преимущества, главные из которых - мобильность и незаметность.

Идея спрятать свой ядерный арсенал от первого удара противника с тем, чтобы сберечь его для удара ответного, беспокоит умы стратегов СССР и США, начиная с 60-х годов. Именно возможность сокрушительного возмездия до сих пор остается  главным сдерживающим фактором Третьей Мировой войны.

Есть система "Периметр", чья задача - нанести ответный удар всей мощью РВСН даже в случае, если уничтожены их командные пункты и руководство страны. Атомные бомбы и ракеты прячут в разбросанные по миру бомбардировщики и подводные лодки, укрывают в защищенные подземные шахты или отправляют колесить по лесам на огромных грузовиках. Американцы дважды пытались поставить пусковые установки межконтинентальных ракет на рельсы, но оба раза отказывались из-за дороговизны и технической сложности проекта. Построить ракетный поезд удалось только Советскому Союзу.

Рожденный в СССР

Создание БЖРК действительно было очень сложной технической задачей - сродни первым космическим полетам.

- Никто и никогда ни в отечественной, ни в  мировой практикене сталкивался еще с таким количеством проблем. Нам необходимо было разместить 150-тонную ракету в железнодорожном вагоне, причем ходить он должен по путям обещго пользования. Как обеспечить абсолютную безопасность ракеты с ядерной боеголовкой в пути, ведь нам была задана расчетная скорость 120 километров в час? Выдержат ли полотно и мосты? Как быстро поднять ракету в вертикальное положение? Устоит ли поезд во время старта? - вспоминал главный конструктор "Молодца" Василий Уткин. Создавали БЖРК два брата-академика. Василий Федорович занимался твердотопливной  ракетой, Алексей - вагоном с пусковой установкой.

Летные испытания комплекса начались в 1985 году, было произведено 32 пуска ракет, несколько прототипов ракетных поездов прошли более 400 тысяч километров по железным дорогам. Новое оружие тестировали в различных климатических зонах: от заполярной тундры до пустынь Средней Азии. 20 октября1987 года первый ракетный полк (он же поезд) заступил на боевое дежурство под Костромой.

"Поезд номер ноль"

Выпуск на дороги страны "поезда номер ноль" (такое прозвище получил БЖРК в МПС) потребовал укрепления десятков тысяч километров железнодорожного полотна, оборудования на маршрутах боевого патрулирования сотен стартовых позиций с известными координатами (они нужны были системе наведения РТ-23), реализации десятков нестандартных технических решений.  Скажем, висящий над путями контактный провод перед пуском отодвигался в сторону специальным устройством, поднимавшимся из вагона. Вагон с ракетой становился на выдвижные домкраты, часть его тяжести при помощи упоров передавалась на соседние вагоны. Размещая трехступенчатую ракету в 24-метровый вагон, сопла и головной обтекатель сделали выдвижными. А чтобы факел стартующего "Скальпеля" не сжег БЖРК, ракету поднимал из контейнера пороховой заряд, она отклонялась в сторону и лишь затем включался двигатель.От остановки поезда до пуска все трех МБР проходило 17 минут.

Локомотивы у "Молодца" тоже были обычными лишь с виду. Они имели систему дозаправки на ходу от прицепленной сзади цистерны, автоматический запуск дизеля и бронированную кабину. В каждом БЖРК было три тепловоза, тащивших 17 вагонов: три пусковых установки с ракетами, 10 вагонов с аппаратурой, цистерну с топливом для локомотивов и три вагона для экипажа: два спальных и столовая. На боевое дежурство в поезде отправлялись порядка 70 человек: две локомотивные бригады, ракетчики, связисты, охрана и офицеры. Во всех официальных документах БЖРК именовались "специальными поездами связи", расчеты ходили в форме связистов и не имели права покидать составы во время дежурства

В депо

В 1991 году в составе РВСН было уже 12 "Молодцов", они колесили по огромной территории от Волги до Ангары. Расчеты конструкторов подтвердились: заметить БЖРК среди мешанины грузовых составов на станциях не могли даже опытные железнодорожники. ЦРУ предприняло попытку отследить ракеный поезд, отправив из Владивостока в Швецию по железной дороге контейнер со следящей аппаратурой, но его вскоре вычислили и нейтрализовали. Неуловимые "Скальпели", способные оказаться в любой точке страны (за сутки БЖРК проходил до 2000 километров), настолько обеспокоили НАТО, что в том же году британский премьер Маргарет Тэтчер уговорила Михаила Горбачева не выпускать БЖРК из депо. А через два года был подписан договор СНВ-2, по которому Россия сняла "Молодцов" с вооружения.


Текст:  Антон Валагин


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник



Похожие публикации для статьи "Невидимка со «Скальпелем»: почему США боялись ракетных поездов СССР"


Напишите ваш комментарий к статье "Невидимка со «Скальпелем»: почему США боялись ракетных поездов СССР"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх