Лента новостей

15:17
Мэр Харькова: собственной генерации электроэнергии у города больше нет
15:16
В Югре участник спецоперации стал главой муниципалитета
14:40
Священнику, отпевавшего Навального, запретили носить рясу и крест
14:39
В Донецке демонтируют гранитные бордюры и плитку с тротуаров - дончане возмущены
14:38
Песков подтвердил намерение Кремля создать на Украине «санитарную зону»
14:37
Forbes: украинская армия без приказа бежит с занимаемых позиций
13:28
В Харькове на Пасху запретили посещение кладбищ
13:10
Подлодка Магадан погрузилась на 240 метров в заливе Петра Великого
12:52
В тюрьмах Украины не хватит места, чтобы пересажать всех уклонистов и дезертиров
12:51
Сенат США утвердил законопроект о помощи Украине
12:46
Харьков больше не может самостоятельно генерировать электроэнергию
12:09
Ещё одно государство заявило о намерении вступить в БРИКС+
12:07
Как репрессии режима Санду провоцируют раскол Молдовы
12:03
Генпрокурор Краснов призвал к «жестким мерам» за преступную помощь мигрантам
12:02
Генпрокурор Краснов: в России число терактов выросло в 3,5 раза
11:34
В Харькове и Одессе ВКС РФ поразили расположения украинских нацистов
11:33
В Эстонии пригрозили монастырям закрытием в случае отказа выйти из РПЦ МП
11:25
Одесса оказалась обесточена после взрывов
10:56
Депутат Госдумы обвинила оренбургские власти в невыполнении финансовых обязательств перед пострадавшими от паводка
10:54
США хотят использовать доллар для прекращения китайской помощи России
10:26
Сотни тысяч человек протестуют в Аргентине против политики Милея
10:18
Актёру Ефремову отказали в УДО
09:43
О задержании Иванова Путину доложено, Шойгу — заранее поставлен в известность
09:41
Секретное оружие русских гасит GPS над Балтикой
09:31
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 24.04.2024
09:30
«Штормам» на СВО организовали и провели концерт
09:12
Грузию толкают в майдан
09:05
В Смоленской области горят объекты ТЭК после атаки БПЛА
08:47
Спасательный аппарат АС-34 провел погружения в Кольском заливе
08:25
Кому выгодна атака Ирана на Израиль?
08:12
Заместитель Сергея Шойгу задержан по подозрению в коррупции
07:54
Война на Украине может достичь решающей точки к летнему саммиту НАТО
07:50
Ночная атака беспилотников на города РФ: подробности к утру
05:17
Роль флота в сохранении мирового лидерства США
05:07
Вильгельм Фойгт – человек, ограбивший казну города
00:39
Одесса — «нестиранный белый свитер»
00:35
Виртуальный Байден сокращает отставание от живого Трампа, но помеха в Роберте Кеннеди
00:06
«Пойдём сажать кукурузу». В Минэнерго анонсировали закат угольной промышленности Донбасса. Жители республики возмущены
22:57
«Фигуры такого уровня если и берут под стражу, то, скорее, по причинам политическим». Тимур Иванов задержан за получение взятки
22:40
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 23 апреля, вечер
21:23
Захарова сравнила украинцев с индейцами Северной Америки
21:18
Atom Bomb Baby: рассказываем, почему Fallout — идеальная экранизация видеоигрового материала и почему этот сериал не стоит пропускать
21:17
Процессор Zilog Z80 скоро снимут с производства — легенде исполнится 48 лет
21:09
Враг атаковал проходную предприятия в Белгородской области, ранив мирных жителей (ФОТО)
21:08
Мигранта, оскорблявшего и подрезавшего спортсменок из Челябинска за короткие шорты, депортируют из России (ВИДЕО)
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Вооружение»Век беспилотника от«Ястреба» до «Охотника»

Век беспилотника от«Ястреба» до «Охотника»


14 сентября десять дронов, запущенных хоуситами, атаковали два нефтеперерабатывающих завода в Саудовской Аравии, заставив содрогнуться весь мир («Эр-Рияд расписался в бессилии»). Это можно сравнить с потоплением 22 сентября 1914 года подводной лодкой U-9 трех тяжелых британских крейсеров: «Хог», «Абукир» и «Креси».

Старая субмарина с керосиновым двигателем потопила три корабля общим водоизмещением 36 тысяч тонн. С 1850 по 1914 год в Европе было изготовлено свыше сотни подлодок. Только в русской армии в конце XIX века их числилось 50 штук. Однако большинство военно-морских теоретиков до 22 сентября 1914 года их всерьез не рассматривали. Дроны (телеуправляемые летательные аппараты) существуют сто лет, но массовое применение началось лишь в XXI веке.

Снаряды от Туполева

Знаменитые дальние бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3 Андрей Туполев конструировал по заказу «Остехбюро» как беспилотники («Сталинские беспилотники»). Самолет РД (рекорд дальности), на котором Чкалов летал в Америку, первоначально тоже создавался как стратегический дрон, способный доставить на расстояние пять-шесть тысяч километров 500 килограммов тротила.

Следующая история, хотя и не такая грандиозная, имела место в правление Хрущева. В начале 1957-го ОКБ-156, возглавляемое Туполевым, приступило к проектированию самолета-снаряда «С» (изделия 121, Ту-121) с дальностью четыре тысячи километров. Официально постановление Совмина СССР по изделию 121 вышло 23 сентября 1957 года. Беспилотник не мог достать до США, но в радиусе действия (при стрельбе с территории СССР) находились вся Западная Европа, Северная Африка и Азия за исключением Малайского полуострова. Уничтожение ракеты «С» в полете даже в 70-х было делом достаточно сложным, а в 1960-м – нереальным.

Уничтожение самолета-снаряда «С» даже в 70-х было делом достаточно сложным, а в 1960-м – нереальным

Первый пуск Ту-121 состоялся 25 августа 1959 года в присутствии самого Андрея Николаевича. Затем последовало еще четыре. Параллельно в ОКБ-156 разрабатывалась ракета «СД» (изделие 133) – вариант с увеличенным запасом топлива во внутренних баках и в сбрасываемых подвесных. В результате дальность стрельбы увеличилась до шести тысяч километров. Однако в 1960 году вышло постановление Совмина СССР о прекращении работ по ракете Ту-121.

Но тогда же, 16 августа, принято решение о создании системы дальней беспилотной разведки – ДБР-1 («Ястреб») с «самолетом 123» (Ту-123). Логика тут необъяснима. Изделия «С» были существенно дешевле и проще в производстве, чем их аналоги – баллистические ракеты Р-14, принятые на вооружение в апреле 1961 года (стартовый вес – 86,3 т). На земле мобильная пусковая установка СТ-10 была на порядок менее уязвимой, чем стационарная ПУ ракет Р-14. Единственным аргументом в пользу Р-14 являлась гораздо большая вероятность преодоления средств ПВО противника.

Имея уже почти законченную ракету Ту-121, ОКБ-156 легко переделало ее в Ту-123 (основные трудности стали достоянием предприятий-смежников). Стартовый вес дрона составлял 35,6 тонны.

Ту-123 мог вести фоторазведку полосы местности (маршрута) шириной 60–80 километров и длиной 2700 километров в масштабе 1 километр в 1 сантиметре и полосы шириной 40 километров и длиной 1400 километров в масштабе 200 метров в 1 сантиметре, а также радиотехническую разведку с боковым обзором на глубину до 300 километров.

Совместные летные испытания Ту-123 прошли с сентября 1961 по декабрь 1963-го. Постановлением Совмина СССР от 23 мая 1964 года система ДБР-1 была принята на вооружение ВВС. Серийное производство Ту-123 велось на заводе № 64 (Воронежском авиационном). Всего с 1964 по 1972 год выпущены 52 экземпляра Ту-123.

Система ДБР-1 состояла на вооружении в западных ВО до 1979 года. Был ли Ту-123 в деле, то есть совершал ли полеты над чужой территорией? Ведь стратегические беспилотники США регулярно летали над СССР, КНР и другими странами.

По следам «Черной кошки»

В 1966 году в США начались летные испытания беспилотного летательного аппарата одноразового использования «Локхид» D-21. Выполненный по схеме «бесхвостка» с лобовым воздухозаборником и прямоточным ВРД фирмы «Маркуардт» RJ43, D-21 был рассчитан на полет со скоростью М = 4. В конструкции разведчика широко использовались радиопрозрачные, радиопоглощающие материалы и другие средства, снижающие его радиолокационную заметность. Запуск D-21 осуществлялся с самолета-носителя SR-71 или В-52.

В 1969 году в Средней Азии был найден беспилотный разведчик D-21, совершивший удачную посадку после выработки топлива. Он получил у нас прозвище «Черная кошка», видимо, за цвет покрытия.

Век беспилотника от«Ястреба» до «Охотника»
Беспилотный разведчик Ту-123 «Ястреб». Фото: А. Широкорад

После изучения захваченного D-21 наши военные решили создать аналог. Решением комиссии ВПК № 57 от 19 марта 1971 года была начата разработка дальнего беспилотного сверхзвукового самолета-разведчика (шифр «Ворон»). В том же году появился аванпроект, подтвердивший реальность создания в СССР аппарата типа американского D-21 с более широкими техническими возможностями как по летно-техническим данным, так и по составу разведоборудования. Кроме панорамной фотокамеры, на борту нашей машины устанавливалась аппаратура радиотехнической разведки с широким диапазоном захвата и регистрации всех радиоизлучающих средств военного назначения.

Обеспечивая ведение воздушной разведки в любой точке земного шара с высокой эффективностью, «Ворон» в то же время имел ряд особенностей, ограничивавших его возможности.

Пуск должен был производиться с самолетов Ту-95К или Ту-160. Стартовый вес «Ворона» составлял 6,3 тонны, высота полета – 23–26,4 километра, скорость полета – 3500–3800 километров в час. Проект не был реализован из-за создания новых, более совершенных разведывательных космических аппаратов. Таково официальное объяснение.

Беспилотник для американской «Гидры»

Впервые дроны были массово применены в ходе вьетнамской войны. В конце 60-х отряд AQM-34 100-го разведывательного авиационного крыла был развернут на авиабазе «Биенхоа». Дроны стартовали с самолетов-маток в воздушное пространство ДРВ и возвращались обратно в район авиабазы «Дананг», где их подхватывали в воздухе вертолеты. Для сбора необходимой информации были задействованы в первую очередь беспилотники AN/BQM-34, оснащенные средствами радиотехнической разведки. Действовали они над ДРВ днем сначала на большой высоте, достигавшей 12 километров, а затем только на малой, не превышавшей 500 метров. Уже по окончании войны министр ВВС США Джон Маклукас на страницах журнала «Эр форс» заявил, что в Индокитае БЛА сделали 2500 боевых вылетов и могут с успехом выполнять задачи в крупных вооруженных конфликтах.

В 1959 году поднялся в небо первый беспилотный вертолет QH-50 (Dash), созданный фирмой «Гиродин» по заказу ВМС США. Вертолет разрабатывался как корабельный разведчик и ударный противолодочный БЛА. Однако в сентябре 1967 года американская морская пехота начала использовать его в качестве тактического разведчика в Южном Вьетнаме.

К концу войны QH-50 применялся как ударный дрон в двух вариантах. В первом он имел два блока неуправляемых ракет Hydra-70. Во втором под брюхо QH-50 подвешивалась турель типа M5 с автоматическим 40-мм гранатометом XM129.

Крылатые «Хищники»

В XXI веке широкую известность получили американские ударные БЛА MQ-1 Predator («Хищник») и MQ-9 Reaper («Жнец»). Они вели и ведут боевые действия в десятках стран.

Первый полет БЛА MQ-1, которому американцы в рекламных целях дали имя «Хищник», состоялся в 1994 году. В феврале 2001-го на авиабазе «Неллис» (ВВС США) впервые были выполнены испытательные пуски противотанковых ракет AGM-114 «Хеллфайр» с этого БЛА. Беспилотник вооружался двумя ПТУР (под каждым крылом по ракете). Для наведения использовался штатный лазерный целеуказатель. Размах крыла MQ-1 составляет 14, 84 метра, вес пустого аппарата – 512 килограммов, а максимальный взлетный – 1020 килограммов. Винтовой двигатель мощностью 105 лошадиных сил позволяет развивать максимальную скорость 217 километров в час, крейсерская скорость – 110–130 километров в час. Дальность полета – 740 километров, продолжительность – от 20 до 40 часов. Потолок – восемь километров.

Век беспилотника от«Ястреба» до «Охотника»
Советские пионеры готовят дрон к полету

3 марта 2011 года ВВС США получили последний MQ-1 Predator из заказанных. К этому времени было выпущено 360 БЛА (75 MQ-1 и 285 RQ-1). По данным командования ВВС США, к 16 марта 2009 года было потеряно 70 MQ-1/RQ-1 Predator, причем четыре сбиты, 11 утрачены в боевых действиях по иным причинам, 55 – в результате ошибки пилота, отказа оборудования и т. п.

Заменой MQ-1 стал БЛА MQ-9 Reaper. Имя «Жнец» взято из кельтской мифологии, там так зовут бога смерти. MQ-9 Reaper впервые поднялся в воздух в феврале 2001 года.

Вес пустого MQ-9 – 2223 килограмма, максимальный взлетный вес – 4760 килограммов. Максимальная скорость – 482 километра в час, крейсерская – около 300 километров в час. Дальность полета – до 5800—5900 километров. Практический потолок – до 15 километров, рабочий – 7,5 километра. С полной нагрузкой БЛА может выполнять свою работу около 14 часов. Всего же MQ-9 способен держаться в воздухе до 28–30 часов.

Он имеет шесть точек подвески, общий объем полезной нагрузки – до 1723 килограммов, так что против двух AGM-114 Hellfire на «Хищнике» может взять до 14 управляемых ракет.

26 февраля 1998 года совершил первый полет RQ-4 Global Hawk – американский стратегический разведывательный БЛА. Он в состоянии патрулировать в течение 30 часов на высоте до 18 000 метров. Аппарат разработан американской компанией Teledyne Ryan Aeronautical, дочерним предприятием «Нортроп Грумман». Длина БЛА – 13,3 метра, размах крыльев – примерно 35 метров (для сравнения у «Локхид» U-2 – 31 м), взлетный вес приближается к 15 тоннам. Аппарат оснащен двигателем «Аллисон Роллс-Ройс» AE3007H с тягой 31,4 килоньютона и способен нести до 900 килограммов полезной нагрузки.

С января 2015 года американские разведывательные беспилотники RQ-4А «Глобал Хоук» с базы «Сигонелла» в Сицилии по 10 и более часов летают чуть западнее линии соприкосновения ВСУ и ополченцев в Донбассе. Причем 21 июля 2017-го «Хоук» пролетел чуть восточнее Мариуполя. Замечу, что «Хоуки» держат под контролем не столько ДНР и ЛНР, сколько территорию РФ на глубину 250–300 километров.

В Интернете появился материал, что в начале 2018 года PQ-4 пролетел над Донбассом и Азовским морем, а затем пересек восточное побережье Крыма над поселками Каменское, Яркое и озером Качик. Замечу, что рядом находится полигон ПВО, с которого в ходе учений в 2001 году была запущена ракета С-200, сбившая пассажирский Ту-154. В зоне пролета оказался и дивизион С-400 «Триумф».

Официальные российские источники не подтвердили и не опровергли факта пролета PQ-4 над восточным Крымом. Украинский военный историк Михаил Жирохов утверждает, что в 2015–2019 годах российским истребителям не удавалось даже близко подлететь к PQ-4, находившимся около берегов Крыма. Он связывает это с тем, что рабочий потолок Су-30 на 700 метров меньше, чем у PQ-4.

Игрушки военного назначения

РФ на несколько лет отстает от США, Израиля и Китая в создании дронов. Одной из причин этого является уверенность конструкторов и военных в том, что главный элемент в дроне – летательный аппарат, а не электроника и матобеспечение. С 1993 года на МАКСах в Жуковском демонстрировались десятки дронов. И где они сейчас?

В Интернете дроны продаются как игрушки. Предлагаются десятки моделей с размахом крыла два метра и более, с бензиновым мотором в четыре лошадиные силы и более. Продажа свободная. Для превращения этой игрушки в ударный дрон достаточно десятиклассного образования.

Именно так и поступают обе стороны в Донбассе. Сейчас большинство минометных и артиллерийских обстрелов корректируются с помощью дронов. А самодельные ударные дроны сбрасывают мини-бомбы, гранаты, противопехотные мины ПОМ-2 «Отек» и прочую всячину.

В дрон легко обратить любой самолет гражданской авиации. Так, например, 16 октября 2018 года в Китае совершил первый полет БЛА «Фейхонг-98» (FH-98), созданный на базе «кукурузника» Ан-2. Максимальный взлетный вес – 5,25 тонны, полезная нагрузка – 1,5 тонны, дальность полета – 1200 километров. При этом длина разбега – всего 235 метров.

Не надо смеяться над антикварным бипланом. В ходе нескольких угонов Ан-2 из СССР в Турцию ракеты с инфракрасными ГСН, выпущенные советскими истребителями, стабильно шли мимо цели. А во время войны в Югославии по одному «кукурузнику» было выпущено восемь (!) ракет из ПЗРК, и все мимо. Ан-2 – маневренная машина, а тепловое излучение двигателя весьма мало.

Таким образом, если бы ополченцы ЛНР и ДНР решили создать дроны на базе легких спортивных самолетов и Ан-2, они бы могли задешево нанести неприемлемый ущерб экономике Украины. Впрочем, генералы ВСУ и так утверждают, что как минимум пять взрывов складов боеприпасов, произошедших в 2015–2018 годах, вызваны атаками дронов.

30 января этого года Русское агентство новостей заявило: «Россия постепенно становится лидером и по ударным БЛА… Сейчас на финальной стадии разработки/испытаний находятся сразу шесть новых ударных беспилотников самолетного типа и три ударных беспилотника вертолетного типа».

Наиболее интересен российский тяжелый ударный БЛА С-70 «Охотник». Разработчик – компания «Сухой». Открытые данные весьма сумбурны: взлетный вес – 20–25 тонн, полезная нагрузка – 2,8–8 тонн, максимальная скорость может быть и сверхзвуковая...

3 августа 2019 года «Охотник» совершил первый полет, продолжавшийся более 20 минут. Под управлением оператора аппарат выполнил несколько облетов аэродрома на высоте около 600 метров и совершил посадку.

27 сентября Минобороны сообщило о первом совместном полете «Охотника» и Су-57, продолжавшемся более 30 минут. Беспилотник действовал в автоматизированном режиме, отрабатывалось взаимодействие между «Охотником» и самолетом-лидером по расширению радиолокационного поля истребителя и целеуказанию для применения авиационных средств поражения большой дальности без захода Су-57 в зону условного противодействия ПВО.

Китайская серия

В КНР сейчас созданы аналоги американских MQ-1 и MQ-9. Многоцелевой беспилотник СН-4 имеет толкающий винт. Это достаточно крупный аппарат с размахом крыльев 18 метров и длиной 9 метров. Взлетный вес – около 1300 килограммов. Максимальная скорость – 230 километров в час, крейсерская – 180 километров в час. Дальность полета – 3000 километров, продолжительность – более 30 часов.

Разведывательный вариант получил обозначение СН-4А, а ударный известен как СН-4В. Последний оснащен управляемыми ракетами и корректируемыми бомбами общим весом до 345 килограммов.

С 2014 года БЛА СН-4 поставляются на экспорт. При цене одного беспилотника около четырех миллионов долларов покупателями СН-4А/В стали Алжир, Иордания, Ирак, Пакистан, Туркменистан, Мьянма, ОАЭ, Саудовская Аравия.

СН-4В достаточно эффективно действуют в Ираке. По сообщению представителя военного ведомства страны, с января 2015 года они выполнили более 300 боевых вылетов, почти все оказались успешными. БЛА китайского производства, принадлежащие ОАЭ и Саудовской Аравии, использовались в Йемене. Беспилотники действовали с авиабаз «Шарура» и «Джизан».

В ноябре 2016 года на авиасалоне в Чжухае был продемонстрирован СН-5, который многие наблюдатели назвали аналогом американского MQ-9 «Рипер». Однако первая серийная модификация была снабжена поршневым мотором мощностью 300 лошадиных сил, что ограничивает максимальную скорость полета 310 километров в час. Размах крыльев – 21 метр, длина планера – 11 метров. Взлетный вес – 3300 килограммов. Полезная нагрузка – 1200 килограммов. Максимальная высота – 7000 метров.

Дрон может находиться в воздухе более 36 часов. При работе с наземной станцией по радиоканалу дальность действия – 250 километров. Могут использоваться те же наземные станции, что и для БЛА СН-3 и СН-4. Со спутниковой аппаратурой управления (SATCOM) дальность увеличивается до 2000 километров.

Согласно китайским данным СН-5 принят на вооружение и выпускается серийно. Экспортная стоимость – около 11 миллионов долларов, что в полтора раза дешевле американского MQ-9.

Заголовок печатной версии – От «Ястреба» до «Охотника».

Опубликовано в выпуске № 40 (803) за 15 октября 2019 года



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





1 комментарий

  1. Маршал
    Николай Черняк

    ндас .. время идет ... скоро сосед соседу в огород будет дронами  навоз возит блин! 

    Николаичь
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх