Лента новостей

11:10
В Запорожской области убрали все блок-посты на пути к Крыму
11:05
Украинское правосудие оставило умирать в тюрьме 85-летнего ученого Мехти Логунова
11:00
Разумков обещает разработку законопроекта об особом статусе Донбасса в ускоренном режиме
10:50
Беспорядки в Ливане взрывают Ближний Восток в интересах США. Колонка Евгения Беня
10:45
Эксперт предрек энергетический кризис Украине без сохранения транзита газа из России
10:35
Россия ответит на западный трибунал по MH17 жесткими методами США в защиту своих граждан
10:13
Насколько патологично желание Грузии вступить в НАТО
10:00
Чей комплекс лучше: военный эксперт сравнил системы ПВО России и США
09:50
Автобус на передовую
09:45
«Орион» потерялся в глубинке
09:40
Автомат Кулибина и мастера торпедирования
09:25
Белый беспредел и «красный террор»
09:20
Каспий не принял немецкого адмирала
09:15
ЦРУ работало с «Огоньком» — часть II
09:05
The National Interest (США): Украине не нужна помощь, ей нужна земельная реформа
09:00
Myśl Polska (Польша): степь в крови?
08:55
Forbes (США): для Уолл-стрит Россия стала «пуленепробиваемой»
08:50
Gazeta Wyborcza (Польша): Россия заработала на НАСА почти 4 миллиарда долларов
08:45
ABC (Испания): тайное свидетельство жестокости Ленина, которое СССР скрывал 70 лет
08:35
В России согласовали продажу «красивых» номеров, пишет «Ъ»
08:30
Минэнерго Украины ответило на предложение «Газпрома» по транзиту
08:25
Старатели Магаданской области побили 40-летний рекорд по добыче золота
08:20
Санкции за санкции: в Берлине готовы защищать «Северный поток — 2» от США
08:10
Польские СМИ назвали два сценария войны США с Россией
08:05
На Украине объяснили, почему Зеленский хуже Порошенко
08:00
В КНДР считают, что США должны прекратить военные учения с Южной Кореей
07:55
Глава Гонконга призвала к мирному решению противостояния у университета
06:55
SZ: политика Макрона «по образцу Трампа» привела к сближению Франции с Россией
06:45
Как Россия и Франция будут бороться с угрозами в киберпространстве
06:20
Российский патруль пытались сжечь в Сирии: «Они выполняют чей-то заказ»
06:15
В Иране нашли универсальное оружие против Майдана
06:15
Опубликована запись с российской машиной "Тайфун-К", подожженной сирийцами в Кобани
06:10
"Лукашенко заигрался": терпение Москвы подходит концу, считает эксперт
06:00
Очередной "засвет" "Посейдона"
05:15
Фрегат «Адмирал Григорович»
05:05
ЗиЛ-41047: лимузин для советского правительства
04:58
В Тбилиси не стали повторять ошибок Януковича
04:40
Что стоит за атакой на Мьянму
03:45
Суд обязал НАБУ возбудить дело по факту возможной госизмены главы СБУ
03:40
Во Львове пьяные соседи избили военкома, который принес повестку призывнику
03:35
Украина разорвала очередное соглашение с СНГ
03:30
Порошенко «предупреждают», арест ему не грозит
03:25
Нардеп Волошин оценил состояние украинских ВМС: Смех и грех у нас, а не флот
03:20
«Разводят нас как лохов». Ветеран АТО пообещал казнить депутатов Верховной Рады в центре Киева
03:15
Лукаш призвала «отстать от Арахамии»: украинская власть кишит иностранными агентами
Все новости

Архив публикаций

«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Мировое обозрение » В мире » Украина » «Мотор Сич» не пускает Украину в НАТО

«Мотор Сич» не пускает Украину в НАТО


В предпоследний день лета посол КНР в Киеве Ду Вэй собрал брифинг и заявил, что США не имеют права «нагло вмешиваться» в сотрудничество Китая и Украины в оборонной сфере. Беспрецедентным выступление дипломата не назовешь, однако столь резкие слова в адрес Соединенных Штатов, сказанные в третьей стране, явление достаточно неординарное.

Для сравнения можно вспомнить 2014–2015 годы, когда между Китаем и Вьетнамом происходила острая конфронтация из-за принадлежности спорных островов. Пограничные корабли КНР брали на абордаж рыбацкие суда СРВ, в Ханое проходили демонстрации разгневанной молодежи, а на приемах в Киеве послы обоих государств обменивались любезностями и мирно беседовали друг с другом.

Потому-то выступление Ду Вэя и выглядит своего рода дипломатической сенсацией. И раз полномочный представитель Пекина говорит о «наглом вмешательстве», то значит вопрос крайне серьезный. Связан он с запорожским предприятием «Мотор Сич».

Вообще в обывательской и псевдоэкспертной среде бытует мнение, будто бы китайский бизнес вот-вот скупит Украину с потрохами и у каждого более-менее привлекательного актива появится владелец, имеющий в кармане паспорт Поднебесной. В реальности ситуация иная. У КНР довольно умеренный интерес к «незалежной», и внимание сосредоточено в основном на инфраструктуре. В частности, за средства China Harbour Engineering Company были проведены работы по углублению порта Южный и порта в Черноморске (бывшем Ильичевске). Тут у Китая прямая выгода: например, в июле грузопоток, проходивший через Южный, на 79% состоял из экспорта и его львиная доля ушла в КНР.

На прочие проекты, связанные с Украиной, Поднебесная тратит деньги по чуть-чуть и осторожно (между прочим, в Нигерию Китай инвестирует в разы больше). Поэтому реакция диппредставительства в Киеве на возню вокруг «Мотор Сичи» показывает, насколько данная компания нужна КНР.

Вообще беда предприятия и ее многолетнего руководителя Вячеслава Богуслаева в том, что производственные мощности находятся на Украине и их нельзя переместить на территорию РФ. Зависимость «Мотор Сичи» от заказов российской «оборонки» почти все постсоветское время была колоссальной. Успешному сотрудничеству способствовали связи Богуслаева в Москве, который находился в дружеских отношениях с генералами, адмиралами, сенаторами и прочими представителями властного олимпа.

Денег, полученных из российского бюджета, хватало на нужды предприятия, а также на собственную телекомпанию и даже гандбольный клуб. Доходы позволяли заниматься и меценатской деятельностью. В 2005 году в Запорожье установили памятник князю Святославу Храброму. Финансированием работ занималась «Мотор Сич». Автором скульптуры стал Вячеслав Клыков, чья самая знаменитая работа — монумент маршалу Жукову возле Исторического музея в Москве.

В конце 2011-го украинские производители авиадвигателей заключили выгодный пятилетний контракт с ОАО «Вертолеты России». Каждый год вооруженные силы РФ должны были получать моторы для Ми-24, Ми-28, Ми-8 МТВ, Ми-17, Ка-31 и Ка-32. Это не говоря о том, что ранее двигателями из Запорожья оснащались знаменитые «аллигаторы» — Ка-52. Благодаря успешному сотрудничеству с Россией предприятие Богуслаева смогло вложить средства в развитие Оршанского авиаремонтного завода в Белоруссии. Здесь давали новую жизнь старым советским вертолетам. Машины модернизировались, получали новые двигатели украинского производства и затем продавались странам третьего мира.

Всему этому пиршеству положили конец события 2014 года. Сначала правительство Яценюка запретило военно-техническое сотрудничество с РФ. Потом последовали санкции, под которые попали российские партнеры «Мотор Сичи». Так компания осталась без своего главного заказчика. Одновременно под ударом оказался завод в Орше — Богуслаев потерял контракты в РФ и у авиаремонтников возникли проблемы с финансированием. Доходило до того, что работники, дабы не сидеть без дела, занимались уборкой территории. В подобном режиме завод провел несколько лет, пока в 2018-м волевым решением белорусских властей предприятие не вернули в госсобственность. Местная оппозиция тут же обвинила Лукашенко в склонности к авторитарности, тоталитарным методам руководства, государственному рейдерству и т. п.

Вернемся к «Мотор Сичи». Оставшись без заказов из РФ, она попала в сложную ситуацию. И тут на сцену вышли китайцы. Они положили глаз на украинскую, а если уж совсем точно, то на остатки советской «оборонки», и кое-что для себя получили. К примеру, несколько лет назад некий ученый из Днепропетровска уехал в КНР и увез с собой документацию, связанную с выпуском ракет. В специализированной американской прессе писали об украинском следе в модернизации китайских вооружений. Поэтому интерес к запорожской компании вполне понятен.

В 2015-м поползли слухи о продаже «Мотор Сичи» — то ли планирующейся, то ли уже состоявшейся. В реальности же предприятие заключило контракт с Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment на постройку завода в Чунцине. Финансировала проект Beijing Xinwei Technology Group, предоставившая кредит под небольшие проценты. Запорожцы должны были помочь в запуске производства в КНР и поделиться технологиями. Кроме того, специалистам «Мотор Сичи» предстояли длительные командировки в Китай для передачи опыта.

Власти «незалежной» поначалу взирали на происходящее благосклонно. Украинский посол в Китае Олег Демин посетил стройплощадку в Чунцине и высказался в том духе, что, мол, дело полезное. А дальше… следствие, суд, штурм СБУ заводской проходной и срочный указ Порошенко о неотложных мерах по защите национальных интересов в двигателестроении. На акции «Мотор Сичи» наложили арест. Предприятию инкриминировали диверсию и подрыв обороноспособности Украины.

Это происходило в 2018-м. В нынешнем году удалось договориться о новых условиях соглашения. По ним «Укроборонпром» получал на безвозмездной основе 25% акций «Мотор Сичи». За время, ушедшее на «защиту национальных интересов», ситуация еще более ухудшилась, и 15 августа предприятие перевели на четырехдневную рабочую неделю. Вскоре поступили известия о новом контракте, покупке китайцами 56% акций и обязательстве сохранить в Запорожье рабочие места. Сделку передали на рассмотрение Антимонопольного комитета.

Но не прошло и недели, как «майданные» информационные собаки подняли бешеный лай. Юрий Бутусов, «Обозреватель», «Украинская правда», «День» — все они выли и причитали, словно на похоронах дорогого и любимого родственника. Аргументы приводились сногсшибательные: из-за продажи «Мотор Сичи» китайцам Украину… не примут в НАТО! Не смог промолчать Игорь Смешко, лидер проигравшей недавние выборы партии «Сила и честь». Из его поста в «Фейсбуке» выходило, что происходит разрушение основ обороны и безопасности «неньки».

Свою кампанию запустили и в США. Украинская служба «Голоса Америки» собрала мнение экспертов по вопросу «Мотор Сичи». Все они дружно выражали обеспокоенность и рассуждали примерно так: а неплохо бы самим американцам купить предприятие. Информационная волна шла параллельно визиту в Киев помощника Трампа по вопросам национальной безопасности Джона Болтона. О том, зачем тот едет на Украину, ранее сообщила газета The Wall Street Journal. По информации издания, помощник собирался срывать сделку «незалежной» с Китаем. Болтон дал эксклюзивное интервью «Радио Свобода» и пояснил: вопрос важен «как для Украины, так и для США, Европы, Японии, Австралии, Канады и других стран».

Однако интерес вашингтонского гостя не сводился лишь к проблеме «Мотор Сичи». Завершившееся турне Болтона по бывшим советским республикам стало прощупыванием и проверкой, насколько их руководители готовы углубленно сотрудничать с КНР. Особенно важной точкой на маршруте помощника по нацбезопасности являлся Минск. Президент Белоруссии весьма позитивно настроен по отношению к Китаю. Настолько, что солдаты из Поднебесной уже несколько раз участвовали в парадах в честь Дня независимости республики.

Тем не менее, встречаясь в Киеве с Зеленским и председателем СНБОУ Данилюком, Болтон поднял тему «Мотор Сичи», хотя напрямую о ней не говорил. Зато немало внимания визитер из США уделил тому вреду, который Украине нанесет сотрудничество с КНР в военной сфере. Дескать, и долгами вас опутают, и по миру пустят. Попутно прозвучали обвинения китайцам в воровстве технологий.

Послу Ду Вэю пришлось ответить. Помимо резких высказываний о наглости американцев, дипломат заявил: «США по всему миру поливает Китай грязью, и сейчас вся эта грязь хлынула в Киев». В общем, проявление конфронтации между Вашингтоном и Пекином налицо, и глобальная схватка двух великих держав зримо коснулась Украины. Ее власти оказались в сложном положении. Игнорировать прессинг (а слова Болтона есть не что иное, как самое неприкрытое давление) американцев они не в состоянии, но и китайцы настроены по-боевому. Антимонопольный комитет свое заключение пока не сделал, и, похоже, вокруг него предстоит нешуточная борьба. С большой долей вероятности Украина наперекор США не пойдет, и решение по «Мотор Сичи» будет не в пользу КНР.

Алексей Ткачук



Опубликовано: lentok     Источник



Похожие публикации для статьи "«Мотор Сич» не пускает Украину в НАТО"


Напишите ваш комментарий к статье "«Мотор Сич» не пускает Украину в НАТО"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх
To connect permitted only files with the extension: .tpl or .php