Лента новостей

11:05
Ответ ОПК РФ на танк будущего Пентагона
10:52
Бюджетный процесс в Украине срывается
05:30
В Киеве прозрели и со страхом ждут российских миротворцев
05:21
В Британии признали, что Владимир Путин идеально реализовал план подрыва НАТО
20:22
Украинцы осудили поведение Зеленского
19:28
Призрачные «сторонники»: москвичи проигнорировали сборище навальнистов на Сахарова
16:31
Бумажные паспорта России заменят электронными аналогами
15:51
Москвичам приелся цирк Навального на Трубной площади – на представление почти никто не пришёл
15:42
Люба Соболь: голодовка голодовкой, а ужин по расписанию
15:32
Навального обвинили в краже 10 млн рублей и провале самовыдвиженцев на выборах в Мосгордуму
10:58
Фейковая голодовка Соболь: на митинге полуживая, а в жизни буйная
08:49
Очередная коррупционная схема в оборонке Украины – пора решить проблему
05:16
Дискредитировали самих себя: Навальный и Ко опубликовали новый фейк
20:56
Помощник Зеленского:  Украине не сбежать от примирения с Россией
20:50
Украинская русофобия во всей красе: «русской свинье» в пиццерию нельзя
20:29
Петербург против наркомана Резника: пикеты у ЗакС
19:54
Стоун не боится украинской власти: кинорежиссёр выпустил новый разоблачительный фильм
18:51
«Великомученица» Соболь на диете: *люхи и алкаши пришли в восторг
18:39
Цирк на Трубной: «Новая газета» пиарит фейковую голодовку рисовальщицы Соболь
18:21
Китай помирает со смеху: Украина угрожает России «рыбацкой лодкой»
17:50
Китайцы не сдержали улыбку смотря на украинские военные корабли
16:54
Помощник Зеленского заявил о необходимости договариваться с Россией
16:53
Зеленский назвал приоритетной задачей Украины «завершение войны»
16:53
В МИД Украины назвали «Северный поток — 2» невыгодным для России
16:51
Фигурант дела о загрязнении в «Дружбе» попросил политического убежища
16:51
Так ли хороша армия США как её рисуют?
16:45
США vs Иран: 1:1 по дронам и по танкерам
16:42
Зачем Путин вчера ездил на Валаам и взял с собой Лукашенко
16:42
Украина готовится к зачистке радикалов
16:40
Последних ежей доедаем. Все оставшиеся иголки в подарок от меня революционЭрам
16:39
Конец Кыцюндера
16:39
Новая российская ПВО напугала Запад
16:39
Туркмения может стать новой проблемой России
16:38
Искусственный интеллект помог найти сына, пропавшего 18 лет назад...
16:35
Генштаб Украины ожидает нападения, и не только со стороны РФ
16:35
В мире вспыхнула валютная война. Рубль пока в засаде
16:35
3 моих сирийских года
16:23
Развитие кризиса в Персидском заливе
16:23
Грузинский телеканад распетушили - выводы и рекомендации
16:21
Лукашенко отверг критику Запада по правам человека, сославшись на тяжелые последствия Второй мировой войны
16:20
Этноцид в денежной форме
16:20
Почему США испугались российского приложения FaceApp
16:18
Владимир Путин как катализатор позитивных процессов
16:18
Интриги с преемником больше нет!
16:17
Глава Еврокомиссии обнажила бицепс ненароком
Все новости

Архив публикаций

«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 


» » Как школы тормозят социальные лифты

Как школы тормозят социальные лифты


Представьте: работает в больнице санитар. Работает хорошо — моет оборудование, подбадривает больных, меняет постельное бельё. Вот он работает санитаром пять лет, десять лет, двадцать… Тут его вызывают на ковёр к главврачу и говорят: ты мужик надёжный, нареканий на тебя нет, коллектив тебя любит. Получай повышение — будешь теперь работать хирургом. Получи на складе набор скальпелей и новый халат, завтра у тебя первая операция.

Нелепая ситуация, верно? Недостаточно выслуги лет, чтобы стать хирургом: надо изучить специальность в медицинском вузе, надо пройти практику, надо провести хотя бы с десяток-другой операций, помогая опытным хирургам. Быть хорошим парнем категорически недостаточно, чтобы качественно резать людей — тут нужны реальные знания и реальные навыки.

Тем не менее работу начальника многие представляют себе именно так: как справедливую награду за выслугу лет. Отпахал 20-30 лет на рядовой должности, получи благодарность от государства: уютное кресло начальника, в котором можно пить кофе и расслабляться. Многим не приходит в голову, что руководить — это тоже специальность, выучиться которой довольно сложно. Согласно архаичным представлениям об окружающем мире, доставшимся нашему обществу в наследство от прошлых эпох, руководящие должности — это что-то типа переходящего вымпела, который должен распределяться между простыми людьми «по справедливости», исходя из фактора случайности и выслуги лет.

Идём дальше. Как давно уже доказали психологи, человек может эффективно управлять группой из 5-9 человек. Таким образом, примерно на каждые 7 сотрудников нужно ставить одного начальника, а на каждые 7 начальников — одного начальника начальников. Следовательно, в обычном школьном классе из 30 человек будет 4-5 будущих начальников.

Задам убийственный для школ вопрос. На каком предмете детей учат руководить?

Можете не открывать «Яндекс» и не напрягать память, такого предмета в школе нет. Ещё более страшно, что в наших школах вообще не предусмотрены механизмы, которые позволили бы детям хотя бы попробовать себя в роли руководства. Типичный школьник с первого по одиннадцатый класс находится в положении маленького несчастного ослика, которого гоняют хворостиной из класса в класс, и которому не дают ни малейшего шанса примерить фуражку капитана.

Обратите внимание — я сравниваю школьника даже не с античным рабом, — «говорящим орудием», — а с вьючным животным. Дело в том, что между подчинённым и начальником есть ещё одна промежуточная ступень — самостоятельный человек, который сам решает, чем и когда ему заниматься. Школьникам не дают возможности постоять даже на этой промежуточной ступени. Взрослые сначала 11 лет решают за них каждую мелочь, а потом возмущаются тем, что воспитанные в таком духе биороботы ни шагу не способных сделать без родительских понуканий.

Когда наши соотечественники приезжают, например, в США, многие американцы недоумевают: вроде бы русские весьма умны, но как только заканчивается рабочий день и наступает пора принимать обычные бытовые решения, интеллект этих умников сразу падает на 20-30 пунктов, на уровень неграмотных гастарбайтеров из бедных стран. На самом деле, никакой загадки тут нет — если связать школьнику ноги и заставить сидеть в кресле до совершеннолетия, ходить он потом с грехом пополам научится, но делать это будет довольно неуверенно.

Антон Семёнович Макаренко, мой знаменитый однофамилец, в двадцатые-тридцатые годы прошлого века успешно решил эту простую педагогическую задачу. Вы наверняка читали «Педагогическую поэму», поэтому я только кратко напомню суть — он поручал своим подопечным выполнение реальной работы, при этом ротация руководителей отрядов была построена таким образом, чтобы у каждого воспитанника была возможность получить значительную дозу руководящего опыта.

К сожалению, дальше против идей товарища Макаренко выступила советская аристократия в лице Надежды Крупской, жены покойного вождя. Она отстаивала традиционную для СССР точку зрения, согласно которой школьников надо держать в тщательно огороженных от жизни аквариумах и воспитывать посредством нудного чтения нравоучений. Эта точка зрения царствует в головах наших чиновников от образования и по сей день.

Теперь, когда мы обозначили проблему, можно обсудить пути её решения.

На загнивающем Западе, например, активно внедряют в жизнь идеи Антона Семёновича. Детям дают больше самостоятельности, им разрешают участвовать в составлении программы обучения, для них организуют всякие потешные советы, в которые они выбирают своих представителей, дабы те влияли на школьную политику. Поощряется детский труд: считается нормальным, когда школьник устраивается в условный «Макдональдс», получая и карманные деньги, и опыт настоящей работы. Наконец, там внедряют геймификацию, которая позволяет старшим ученикам брать на себя часть обязанностей учителя и руководить процессом обучения более младших учеников.

В России такое, повторюсь, существует только в единичных экспериментальных школах, причём в очень ограниченном объёме. Чтобы дать детям реальную самостоятельность, не превратив при этом школу в рассадник подростковой преступности, нужно реформировать всю классно-урочную систему, а на это наше Министерство образования в ближайшие десятилетия пойдёт навряд ли.

Второй путь решения проблемы лежит, — вы будете смеяться, — в области компьютерных игр. Природа изначально дала человеку и животным возможность играть именно для того, чтобы мы учились через игру. Котёнок учится охоте, играя с бумажным шариком, а школьник может научиться руководить, играя в хорошую компьютерную игру.

В самом деле: компьютерная игра заставляет игрока принимать самостоятельные решения, идти к цели, рассчитывать ресурсы и заботиться не только о себе, но и о своих компьютерных подчинённых. Собственно, на тренингах для взрослых руководителей учат тому же самому, только за несуразно большие деньги и в течение слишком короткого времени, чтобы можно было как следует этому научиться.

Самое главное в компьютерной игре то, что ребёнок является там главным. Он принимает решения, и именно от него зависит исход событий — выиграет он или проиграет. Это тот глоток самостоятельности, от которого школьников так тщательно оберегают и в школе, и за её пределами.

Конечно, защитники школ сейчас напишут мне про «социализацию»: про школьные компании, в которых обычно есть неформальные лидеры. Соглашусь. Школьники с определённым типом характера действительно имеют шанс получить ценный опыт управления небольшой группой своих одноклассников. Проблема в том, что это будет не опыт нормального руководителя, а опыт главаря подростковой банды: любая компания школьников по природе своей нацелена не на созидательную деятельность, а на бессмысленные развлечения или на противодействие школьному порядку.

Когда эти неформальные лидеры подрастут, им не составит труда подбить коллег по цеху на воровство цветного металла с последующим распитием спиртных напитков на вырученные деньги. В роли бригадиров однако эти неформальные лидеры будут проваливаться, ибо для реального дела нужны не совместные пьянки с подчинёнными, а нечто противоположное: сила воли, тщательный расчёт и суровая дисциплина.

Подведу итог

Некоторые комментаторы часто жалуются, что социальные лифты в России якобы не работают. На мой взгляд, проблема в России обратная — социальные лифты ездят вхолостую, поднимая зачастую наверх совершенно неприспособленных к руководящей деятельности людей. Главная причина этому — дефицит кадров, а одна из причин дефицита кадров — деструктивная деятельность наших школ, делающих всё, чтобы не дать школьникам возможности получить хотя бы минимальный опыт руководства другими людьми.


Фриц Моисеевич Морген


Опубликовано: legioner     Источник


Похожие публикации для статьи "Как школы тормозят социальные лифты"


1 комментарий

  1. {text_stat}
    Kim Rum Ын

        Много слов ни о чём. Такое ощущение, что автор вообще не представляет, что такое "социальный лифт". И школа здесь не при делах вообще.

        Школьники старших классов уже понимают, что "социальное государство Россия" бесплатно дает им только среднее образование. А дальше - уже все за деньги. И если денег нет, то у тебя есть много шансов быть рабочим по уходу за животными всю жизнь.  Дальнейшее образование - за деньги, трудоустройство - за деньги. 

        Я могу рассказать о человеке 1916 года рождения, предки которого веками были крестьянами. Он пошел в РККА, получил образование и стал офицером. Успел повоевать, потом дослужился до полковника, но попал под хрущёвское сокращение в 47 лет. Устроился в институт, защитил кандидатскую-докторскую и стал профессором. При Советской власти такое было сплошь и рядом.

         А сейчас такое представить нельзя: дочь училки будет училкой, сын банкира будет банкиром (или политиком), сын водителя (охранника) будет водителем (охранником), будь он хоть трижды Ломоносов! Перейти в вышестоящий социальный слой не возможно. Это было одной из причин революции 1917г. И сейчас такая же примерно картина, как и до 1917г. Последние социальные лифты уехали в 90-е годы вместе с "сафком" и застряли где-то на верхних этажах. Кстати, припомнил случай, когда сын уборщицы (получив образование) стал журналистом, а впоследствии женился на дочери президента всея России. 

         Его  "социальный лифт" был последним.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх