Лента новостей

18:05
Журналист «Радио Свобода» обвинил Россию в пожаре в Соборе Парижской Богоматери
17:45
В «Фейсбук» признались, что «случайно» собирали данные пользователей
08:44
Свобода слова от «Эха Москвы». Венедиктов не прошёл тест на лживость
07:26
Взял вину на себя: Муженко признался в том, что это он развязал войну в Донбассе
07:19
Двойное назначение: какому калибру гранатомёта соответствует бутылка водки
07:15
Олимпийский котел Порошенко. Главные выводы из дебатов на стадионе
07:13
"Клялись в верности и любви к России". Кадыров ответил Порошенко на выпад в адрес Зеленского
07:11
«ЕдРо» «устало» и оскандалилось
07:10
"Зеленский уничтожил Порошенко". Эксперты комментируют итоги дебатов
07:08
Вскрытие на стадионе
07:06
Yeni Akit : Россия сняла барьеры! Турция очень близка к покупке истребителей Су-57
07:05
Торпеда для Порошенко. Чем займется Надежда Савченко после выхода из тюрьмы
07:03
Зеленский: Я не политик, я результат ошибок Порошенко
07:00
УНIАН: России нужна не сделка с Украиной, а добрые отношения
06:57
Eastday: появление авианосцев – признак начала войны
06:56
Observer: Украинский комик может втянуть США в войну — и это не смешно
06:52
Выборы на Украине: пейзаж до и после битвы
19:59
Отказывая «Северному потоку-2», Дания стреляет себе в ногу
19:54
Доклад Мюллера доказал: Москва не вмешивалась
обновлено
19:41
В «Санкт-Петербургских ведомостях» процветает харассмент
19:38
Кабмин обещает помочь «Группе ГАЗ»
19:37
США похвалили Мальту за антироссийскую провокацию
19:36
WhatsApp в ФРГ оказался рассадником неонацизма
19:36
Испанцы запретили «Красную шапочку» из-за «сексизма»
19:31
В Госдуме требуют навести порядок в СМИ после скандала в «Росбалте»
19:30
Лукашенко защитил русский язык от нападок националистов
19:29
Иран разоблачил сотни «агентов ЦРУ»
19:28
ЛНР: украинские боевики стянули к фронту «Ураганы»
19:27
Россия встретила корабли НАТО на Балтике во всеоружии
19:26
Лукашенко надоело ходить «с протянутой рукой»
19:25
Россияне смогут увидеть дебаты Зеленского с Порошенко
19:06
Лукашенко снова вспомнил о суверенитете Белоруссии
19:06
Зеленский уже формирует кабмин Украины
19:05
Зеленский объявил об уходе из шоу-бизнеса
19:02
В Ольстере снова льется кровь
18:56
Отключение от SWIFT: Россия готовится к худшему
18:52
США начали «давать урок России в Венесуэле»: чем он нам грозит
18:49
Спасти и подчинить: в США рассказали, как Россия управляет ОПЕК
18:30
Между Зеленским и Порошенко нашлось только одно различие
18:28
Литва тайно закупает для СПГ-терминала сжиженный газ из России
18:27
Чем Россия встретит французских танкистов
18:26
Разрыв с Россией привел Украину в третий мир
18:25
Парадная «Армата»: Почему новейший танк не поступает в войска
14:49
Тяжелые атомные ракетные крейсера "Адмирал Ушаков" и "Адмирал Лазарев" будут утилизированы в 2021 г.
14:44
Сотня нежданных Хиросим
Все новости

Архив публикаций

«    Апрель 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


» » Как школы тормозят социальные лифты

Как школы тормозят социальные лифты


Представьте: работает в больнице санитар. Работает хорошо — моет оборудование, подбадривает больных, меняет постельное бельё. Вот он работает санитаром пять лет, десять лет, двадцать… Тут его вызывают на ковёр к главврачу и говорят: ты мужик надёжный, нареканий на тебя нет, коллектив тебя любит. Получай повышение — будешь теперь работать хирургом. Получи на складе набор скальпелей и новый халат, завтра у тебя первая операция.

Нелепая ситуация, верно? Недостаточно выслуги лет, чтобы стать хирургом: надо изучить специальность в медицинском вузе, надо пройти практику, надо провести хотя бы с десяток-другой операций, помогая опытным хирургам. Быть хорошим парнем категорически недостаточно, чтобы качественно резать людей — тут нужны реальные знания и реальные навыки.

Тем не менее работу начальника многие представляют себе именно так: как справедливую награду за выслугу лет. Отпахал 20-30 лет на рядовой должности, получи благодарность от государства: уютное кресло начальника, в котором можно пить кофе и расслабляться. Многим не приходит в голову, что руководить — это тоже специальность, выучиться которой довольно сложно. Согласно архаичным представлениям об окружающем мире, доставшимся нашему обществу в наследство от прошлых эпох, руководящие должности — это что-то типа переходящего вымпела, который должен распределяться между простыми людьми «по справедливости», исходя из фактора случайности и выслуги лет.

Идём дальше. Как давно уже доказали психологи, человек может эффективно управлять группой из 5-9 человек. Таким образом, примерно на каждые 7 сотрудников нужно ставить одного начальника, а на каждые 7 начальников — одного начальника начальников. Следовательно, в обычном школьном классе из 30 человек будет 4-5 будущих начальников.

Задам убийственный для школ вопрос. На каком предмете детей учат руководить?

Можете не открывать «Яндекс» и не напрягать память, такого предмета в школе нет. Ещё более страшно, что в наших школах вообще не предусмотрены механизмы, которые позволили бы детям хотя бы попробовать себя в роли руководства. Типичный школьник с первого по одиннадцатый класс находится в положении маленького несчастного ослика, которого гоняют хворостиной из класса в класс, и которому не дают ни малейшего шанса примерить фуражку капитана.

Обратите внимание — я сравниваю школьника даже не с античным рабом, — «говорящим орудием», — а с вьючным животным. Дело в том, что между подчинённым и начальником есть ещё одна промежуточная ступень — самостоятельный человек, который сам решает, чем и когда ему заниматься. Школьникам не дают возможности постоять даже на этой промежуточной ступени. Взрослые сначала 11 лет решают за них каждую мелочь, а потом возмущаются тем, что воспитанные в таком духе биороботы ни шагу не способных сделать без родительских понуканий.

Когда наши соотечественники приезжают, например, в США, многие американцы недоумевают: вроде бы русские весьма умны, но как только заканчивается рабочий день и наступает пора принимать обычные бытовые решения, интеллект этих умников сразу падает на 20-30 пунктов, на уровень неграмотных гастарбайтеров из бедных стран. На самом деле, никакой загадки тут нет — если связать школьнику ноги и заставить сидеть в кресле до совершеннолетия, ходить он потом с грехом пополам научится, но делать это будет довольно неуверенно.

Антон Семёнович Макаренко, мой знаменитый однофамилец, в двадцатые-тридцатые годы прошлого века успешно решил эту простую педагогическую задачу. Вы наверняка читали «Педагогическую поэму», поэтому я только кратко напомню суть — он поручал своим подопечным выполнение реальной работы, при этом ротация руководителей отрядов была построена таким образом, чтобы у каждого воспитанника была возможность получить значительную дозу руководящего опыта.

К сожалению, дальше против идей товарища Макаренко выступила советская аристократия в лице Надежды Крупской, жены покойного вождя. Она отстаивала традиционную для СССР точку зрения, согласно которой школьников надо держать в тщательно огороженных от жизни аквариумах и воспитывать посредством нудного чтения нравоучений. Эта точка зрения царствует в головах наших чиновников от образования и по сей день.

Теперь, когда мы обозначили проблему, можно обсудить пути её решения.

На загнивающем Западе, например, активно внедряют в жизнь идеи Антона Семёновича. Детям дают больше самостоятельности, им разрешают участвовать в составлении программы обучения, для них организуют всякие потешные советы, в которые они выбирают своих представителей, дабы те влияли на школьную политику. Поощряется детский труд: считается нормальным, когда школьник устраивается в условный «Макдональдс», получая и карманные деньги, и опыт настоящей работы. Наконец, там внедряют геймификацию, которая позволяет старшим ученикам брать на себя часть обязанностей учителя и руководить процессом обучения более младших учеников.

В России такое, повторюсь, существует только в единичных экспериментальных школах, причём в очень ограниченном объёме. Чтобы дать детям реальную самостоятельность, не превратив при этом школу в рассадник подростковой преступности, нужно реформировать всю классно-урочную систему, а на это наше Министерство образования в ближайшие десятилетия пойдёт навряд ли.

Второй путь решения проблемы лежит, — вы будете смеяться, — в области компьютерных игр. Природа изначально дала человеку и животным возможность играть именно для того, чтобы мы учились через игру. Котёнок учится охоте, играя с бумажным шариком, а школьник может научиться руководить, играя в хорошую компьютерную игру.

В самом деле: компьютерная игра заставляет игрока принимать самостоятельные решения, идти к цели, рассчитывать ресурсы и заботиться не только о себе, но и о своих компьютерных подчинённых. Собственно, на тренингах для взрослых руководителей учат тому же самому, только за несуразно большие деньги и в течение слишком короткого времени, чтобы можно было как следует этому научиться.

Самое главное в компьютерной игре то, что ребёнок является там главным. Он принимает решения, и именно от него зависит исход событий — выиграет он или проиграет. Это тот глоток самостоятельности, от которого школьников так тщательно оберегают и в школе, и за её пределами.

Конечно, защитники школ сейчас напишут мне про «социализацию»: про школьные компании, в которых обычно есть неформальные лидеры. Соглашусь. Школьники с определённым типом характера действительно имеют шанс получить ценный опыт управления небольшой группой своих одноклассников. Проблема в том, что это будет не опыт нормального руководителя, а опыт главаря подростковой банды: любая компания школьников по природе своей нацелена не на созидательную деятельность, а на бессмысленные развлечения или на противодействие школьному порядку.

Когда эти неформальные лидеры подрастут, им не составит труда подбить коллег по цеху на воровство цветного металла с последующим распитием спиртных напитков на вырученные деньги. В роли бригадиров однако эти неформальные лидеры будут проваливаться, ибо для реального дела нужны не совместные пьянки с подчинёнными, а нечто противоположное: сила воли, тщательный расчёт и суровая дисциплина.

Подведу итог

Некоторые комментаторы часто жалуются, что социальные лифты в России якобы не работают. На мой взгляд, проблема в России обратная — социальные лифты ездят вхолостую, поднимая зачастую наверх совершенно неприспособленных к руководящей деятельности людей. Главная причина этому — дефицит кадров, а одна из причин дефицита кадров — деструктивная деятельность наших школ, делающих всё, чтобы не дать школьникам возможности получить хотя бы минимальный опыт руководства другими людьми.


Фриц Моисеевич Морген





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации для статьи "Как школы тормозят социальные лифты"


1 комментарий

  1. {text_stat}
    Kim Rum Ын

        Много слов ни о чём. Такое ощущение, что автор вообще не представляет, что такое "социальный лифт". И школа здесь не при делах вообще.

        Школьники старших классов уже понимают, что "социальное государство Россия" бесплатно дает им только среднее образование. А дальше - уже все за деньги. И если денег нет, то у тебя есть много шансов быть рабочим по уходу за животными всю жизнь.  Дальнейшее образование - за деньги, трудоустройство - за деньги. 

        Я могу рассказать о человеке 1916 года рождения, предки которого веками были крестьянами. Он пошел в РККА, получил образование и стал офицером. Успел повоевать, потом дослужился до полковника, но попал под хрущёвское сокращение в 47 лет. Устроился в институт, защитил кандидатскую-докторскую и стал профессором. При Советской власти такое было сплошь и рядом.

         А сейчас такое представить нельзя: дочь училки будет училкой, сын банкира будет банкиром (или политиком), сын водителя (охранника) будет водителем (охранником), будь он хоть трижды Ломоносов! Перейти в вышестоящий социальный слой не возможно. Это было одной из причин революции 1917г. И сейчас такая же примерно картина, как и до 1917г. Последние социальные лифты уехали в 90-е годы вместе с "сафком" и застряли где-то на верхних этажах. Кстати, припомнил случай, когда сын уборщицы (получив образование) стал журналистом, а впоследствии женился на дочери президента всея России. 

         Его  "социальный лифт" был последним.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх