Перспективный
авиационный комплекс дальней аваиации. Программа ПАК ДА (условное
наименование) ставит своей задачей создание бомбардировщика большой
дальности для замены на вооружении ВВС России самолетов Ту-160, Ту-95МС (по версии лета 2009 г. и ранее) и Ту-22М3
(согласно заявлениям сделанным в декабре 2009 г.). Предварительные
проработки облика ПАК ДА в конструкторских бюро и формирование
требований к самолету со стороны ВВС начаты в 1999 г. Подготовка к
участию разных КБ в конкурсе на создание бомбардировщика пятого
поколения начата в апреле 2007 г. В декабре 2007 г. объявлено о том,
что ВВС России сформулировали тактико-технические требования по
программе ПАК ДА (интервью главкома ВВС России Александра Зелина
агентству "Интерфакс", декабрь 2007 г.).
Вероятно, в конкурсе на разработку ПАК ДА приняли участие ОКБ им.А.Н.Туполева, ОКБ им.П.О.Сухого, ОКБ им. С.В.Ильюшина и ОКБ им. В.М.Мясищева. Проект ПАК ДА ОКБ им.А.Н.Туполева по сообщениям СМИ создается на основе конструкции Ту-160. ОКБ им.П.О.Сухого с большой долей вероятности либо дорабатывает под требования конкурса ПАК ДА "объект 54С" либо разрабатывает проект с использованием наработок по теме Т-4МС (1970-е годы).
Согласно сообщению генерального директора ОАО "Туполев" И.Шевчука на выставке МАКС-2009 - контракт по программе ПАК ДА выиграло КБ им. А.Н.Туполева и в 2009 г. Министерство обороны России заключило контракт с ОАО "Туполев" на проведение НИР бомбардировщика на основе конструкции Ту-160 (при этом госфинансирование НИОКР начато в 2008 г.). 23.12.2009 г. президент компании "Туполев" Александр Бобрышев заявил, что НИР по теме ПАК ДА завершатся в 2012 г. и КБ приступит собственно к ОКР, которые завершатся в 2017 г. В 2011 г. ВНИИРА к аванпроекту ПАК ДА разработан аванпроект интеграционного комплекса БРЭО. Командование ДА ВВС России выдало ТТЗ на создание бомбардировщика 20.12.2011 г. К февралю 2012 г. НИР ПАК ДА завершена и ведется разработка аванпроекта самолета. Главный конструктор и первый заместитель директора программы перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) по состоянию на 2013 г. - Михаил Юрьевич Асеев (источник).
Данные носят предположительный характер и во многом отражают наш субъективный взгляд на проект самолета.
Вероятно, в конкурсе на разработку ПАК ДА приняли участие ОКБ им.А.Н.Туполева, ОКБ им.П.О.Сухого, ОКБ им. С.В.Ильюшина и ОКБ им. В.М.Мясищева. Проект ПАК ДА ОКБ им.А.Н.Туполева по сообщениям СМИ создается на основе конструкции Ту-160. ОКБ им.П.О.Сухого с большой долей вероятности либо дорабатывает под требования конкурса ПАК ДА "объект 54С" либо разрабатывает проект с использованием наработок по теме Т-4МС (1970-е годы).
Согласно сообщению генерального директора ОАО "Туполев" И.Шевчука на выставке МАКС-2009 - контракт по программе ПАК ДА выиграло КБ им. А.Н.Туполева и в 2009 г. Министерство обороны России заключило контракт с ОАО "Туполев" на проведение НИР бомбардировщика на основе конструкции Ту-160 (при этом госфинансирование НИОКР начато в 2008 г.). 23.12.2009 г. президент компании "Туполев" Александр Бобрышев заявил, что НИР по теме ПАК ДА завершатся в 2012 г. и КБ приступит собственно к ОКР, которые завершатся в 2017 г. В 2011 г. ВНИИРА к аванпроекту ПАК ДА разработан аванпроект интеграционного комплекса БРЭО. Командование ДА ВВС России выдало ТТЗ на создание бомбардировщика 20.12.2011 г. К февралю 2012 г. НИР ПАК ДА завершена и ведется разработка аванпроекта самолета. Главный конструктор и первый заместитель директора программы перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) по состоянию на 2013 г. - Михаил Юрьевич Асеев (источник).
Данные носят предположительный характер и во многом отражают наш субъективный взгляд на проект самолета.
Гипотетическое изображение возможного варианта дозвукового ПАК ДА (образ август 2013 г., http://militaryrussia.ru).
Гипотетическое изображение возможного варианта сверхзвукового ПАК ДА (образ 2009 г., http://militaryrussia.ru). После заявления главкома ВВС от 06.08.2013 г. о том, что ПАК ДА будет дозвуковым данное изображение потеряло свою актуальность.
28 ноября 2013 г. в СМИ заявлено, что в сентябре 2013 г. завершено согласование ОАК проектов с Министерством обороны и с 2014 г. начнутся полномасштабные ОКР по проекту ПАК ДА.
Предполагаемая дата первого полета (по планам 2007 г.) - 2015-2017 г.г., летом 2009 г. объявлено о том, что первый полет состоится в 2015 г. В конце 2011 г. первый полет прототипа планируется уже на 2020 г., принятие самолета на вооружение планируется в 2025 г. 28 июня 2012 г. в СМИ появились заявления Главкома ВВС генерал-майора Виктора Бондарева о том. что облик самолета уже сформирован и ведутся доработки тактико-технического задания. Согласно заявлениям для прессы 2011 г. - первой половины 2012 г. первый полет самолета ожидается в 2020 г. 26 сентября 2012 г. в заявлении для прессы Главком ВВС Виктор Бондарев сообщил, что разработка ПАК ДА идет по плану, облик самолета (в очередной раз) утвержден. Появление первого самолета и начало испытаний планируется уже на 2022 г. (источник).
11 апреля 2013 г. главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев заявил, что "создание комплекса идет по программе. Его принципиальный облик сформирован, акты подписаны, и сейчас промышленность начинает элементную разработку систем в этом самолете". Производство самолета в перспективе планируется на Казанском авиазаводе. 09 июля 2013 г. в СМИ объявлено, что разработка самолета начнется в 2014 г. «Туполев» закончит работы над тактико-техническими характеристиками ПАК ДА до конца 2013 года, а в начале 2014 года представит Министерству обороны России расчет бюджета научно-исследовательских работ по проекту. Согласно действующим планам, серийное производство бомбардировщика должно начаться в 2020 году. Наконец, 06.08.2013 г. главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев заявил СМИ, что ПАК ДА будет дозвуковым, а так же будет нести больше вооружения и "более серьезного", чем, например, Ту-160.
23 декабря 2013 г. командующий ДА ВВС России Анатолий Жихарев заявил, что разработка ПАК ДА на этапе проекта завершена в 2013 г. (видимо имеется ввиду эскизный проект), в 2014 г. начнется стадия ОКР. Самолет выйдет на испытания в 2019 г. и в 2025 г. начнутся поставки самолета в ВВС. Позже, 13.02.2014 г. заявлено, что контракт на создание ПАК ДА подписан в декабре 2013 г. и программа будет включена в программу создания вооружений на 2016-2025 г.г.
Дата объявления планов | Планируемый год первого полета |
2007 г. | 2015-2017 г.г. |
лето 2009 г. | 2017 г. |
20.12.2011 г., 28.06.2012 г. | 2020 г. - первый полет прототипа, 2025 г. - принятие на вооружение |
сентябрь 2012 г. | 2022 г. |
2013 г. | 2020 г. - серийное производство и поступление в ВВС (ист. - главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев) |
2013 г. декабрь | 2019 г. - первый полет 2025 г. - поступление в ВВС (командующий ДА ВВС России Анатолий Жихарев, источник) |
2014 г. май | 2019 г. - первый полет 2023 г. - завершение испытаний и поставки в ВВС (главком ВВС России Виктор БОндарев, источник) |
Конструкция самолета будет выполнена с широким использованием композиционных и радиопоглощающих материалов с целью облегчения массы конструкции и снижения ЭПР самолета.
После информации от 06.08.2013 г. о том, что самолет будет выполнен дозвуковым и сможет нести больше и более мощной полезной нагрузки, чем, например, Ту-160 не лишено смысла рассмотрение аэродинамической схемы "летающее крыло" с несколькими параллельными отсеками для полезной нагрузки.
В конце мая 2013 г. в отделении аэродинамики самолетов и ракет ЦАГИ завершен первый этап испытаний модели схемы «Летающее крыло» при крейсерских скоростях (до М=0.88) и больших числах Рейнольдса (М=0.2). Исследования проводились в трансзвуковой трубе Т-106 ЦАГИ и были направлены на уточнение аэродинамических характеристик перспективного летательного аппарата. Специальная тематическая модель «Летающее крыло» с различными вариантами расположения двигателей и геометрии хвостового оперения была спроектирована и изготовлена в ЦАГИ в 2011 году. В 2012 г. модель испытали в дозвуковых АДТ Т-102 и Т-107. «Уже первые экспериментальные исследования модели принесли ряд новых ценных результатов. Так, приятной неожиданностью для нас стала высокая эффективность руля высоты на центроплане на всех углах атаки. Вместе с тем интерференция при верхнем расположении мотогондол двигателей оказалась хуже, чем мы предполагали и т.д. Есть о чем подумать, чтобы правильно спланировать будущие экспериментальные исследования и расчетно-проектировочные работы по совершенствованию характеристик ЛК», — прокомментировал начальник отдела отделения аэродинамики самолетов и ракет ЦАГИ Анатолий Болсуновский. Исследования по формированию облика дальнемагистрального пассажирского самолета схемы «Летающее крыло» в ЦАГИ ведутся уже более 25 лет. Ранее основное внимание уделялось самолетам ЛК сверхбольшой пассажировместимости — до 1000 мест. Сегодня усилия исследователей сконцентрированы на самолете меньших - до 200 мест - размеров (источник).
Модель варианта компоновки лайнера типа "летающее крыло". ЦАГИ, 2011-2013 г.г. (источник).
Двигатели: в 2011 г. начаты работы по двигателям для ПАК ДА. В разработке двигателей принимает участие ФГУП "ЦИАМ им. П.И. Баранова":
- к началу 2012 г. проведено обоснование облика и основных данных для до и сверхзвукового вариантов ПАК ДА;
- разработан аванпроект двигателя;
- сформирован перечень критических технологий.
(источник)
Вариант - 4 х ТРДД с тягой по 15500-18000 кг класса "изделие 117C" (предположительная информация).
Удельный расход топлива - 1 кг/км пути на 1 двигатель
ОКО "Кузнецов" (двигатели НК) - в 2012 г. по проекту разработки двигателя для ПАК ДА подготовлено техническое предложение по двигателю для включения в эскизный проект ПАК ДА (ист. - Чуйко).
Так же вероятно использование двигателя НК-32 второго этапа модернизации производства ОАО "Кузнецов" с тягой до 30000 кг. Двигатель должен быть подготовлен в 2017-2018 г.г. Возможно, в источнике двигатель упоминается не в связи с программой ПАК ДА, а в связи с программой модернизации Ту-160 (источник).
ТТХ самолета:
Масса - около 125000 кг
Масса топлива - до 50000 кг
Масса полезной нагрузки - не менее 30 т
Дальность действия - 12500 км
Радиус действия - 6000-9000 км (вероятно, с дозаправкой)
Скорость максимальная:
- 1.5-2 М (оценка, сверхзвуковой вариант)
- 0.88М (оценка, дозвуковой вариант, источник)
Скорость крейсерская - более 1 М (оценка, сверхзвуковой вариант)
Вооружение:
- перспективные гиперзвуковые ракеты (источник)
- КРБД типа Х-101 и подобные перспективные образцы;
- КРБД типа Х-101 и подобные перспективные образцы;
- высокоточные УАБ и КР малой дальности, в т.ч. противорадиолокационные (для прорыва ПВО противника);
- свободнопадающие бомбы;
-
воздушный носитель оперативно-стратегического РУК
(разведывательно-ударный комплекс) с баллистическими ракетами воздушного
базирования (например, типа "Искандер", согласно сообщениям СМИ начиная с 2005 г.);
- ракеты "воздух-воздух" для самообороны, в т.ч. большой дальности (см.ниже).
На самолете будут использоваться ракеты "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" большой дальности. По состоянию на август 2013 г. часть ракет такого класса разработки корпорации ТРВ для вооружения ПАК ДА уже готовы (источник).
На самолете будут использоваться ракеты "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" большой дальности. По состоянию на август 2013 г. часть ракет такого класса разработки корпорации ТРВ для вооружения ПАК ДА уже готовы (источник).
Оборудование:
БИУС, система управления вооружением | Аванпроект интеграционного комплекса БРЭО к аванпроекту ПАК ДА подготовлен ВНИИРА в 2011 г. (источник) |
Средства обнаружения и целеуказания | Разработка РЛК для проекта ПАК ДА ведется НИИ приборостроения им.В.В.Тихомирова. 04 марта 2014 г. сообщается о завершении разработки аванпроекта РЛК и передаче его ОАО "Туполев", ожидается корректировка проекта после уточнения тенического задания (источник). |
Средства наблюдения | |
Навигационный комплекс | |
Комплекс радиосвязи | |
Радиотехнические системы | |
Система воздушных сигналов | |
Общесамолетные системы | |
Оборудование дозаправки | |
Прочее |
Статус - Россия:
- 2008 г. - открыто финансирование НИОКР ПАК ДА.
- 2009 г. - заключен контракт между Министерством обороны России и ОАО "Туполев" на НИОКР ПАК ДА.
- 2009 г. - проектируется, вероятно производство в ближайшие годы макетов или даже опытных образцов, не испытывался.
-
2009 г. 22 декабря - командующий ДА ВВС России генерал-майор Анатолий
Жихарев заявил, что ПАК ДА заменит "и дальние, и стратегические
бомбардировщики, и ракетоносцы" Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3. так же
заявлено, что новый бомбардировщик поступит на вооружение в 2025-2030
годгодах. Впервые заявлено о том, что ПАК ДА будет заменять в т.ч. и
Ту-22М3, что косвенно подтверждает наше видение концепции ПАК ДА -
сверхзвуковой всережимный стратегический бомбардировщик представляющий
из себя что-то среднее между Ту-22М3 и Ту-160.
-
2009 г. 23 декабря - в интервью ИА "Интерфакс" президент компании
"Туполев" Александр Бобрышев заявил, что НИР по теме ПАК ДА завершатся в
2012 г. и КБ приступит собственно к НИОКР, которые завершатся в 2017
г. Всего планируется построить и принять на вооружение 100 шт в период
до 2027 года.
- 2010 г. - Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение подготовила информационно-аналитические материалы по системе вооружения ПАК ДА (годовой отчет КТРВ за 2010 г.).
- 2012 г. 28 июня - в СМИ появились заявления Главкома ВВС генерал-майора Виктора Бондарева о том, что облик самолета уже сформирован и ведутся доработки тактико-технического задания.
- 2010 г. - Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение подготовила информационно-аналитические материалы по системе вооружения ПАК ДА (годовой отчет КТРВ за 2010 г.).
- 2012 г. 28 июня - в СМИ появились заявления Главкома ВВС генерал-майора Виктора Бондарева о том, что облик самолета уже сформирован и ведутся доработки тактико-технического задания.
- 2013 г. 06 августа - главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев заявил сегодня СМИ, что перспективный Авиационный Комплекс Дальней Авиации (ПАК ДА) будет дозвуковым. Так же самолет будет нести больше вооружения и "более серьезного", чем, например, Ту-160. Предыдущий министр обороны России Анатолий Сердюков сообщал, что премьер Дмитрий Медведев принял решение о создании на территории Казанского производственного объединения имени Горбунова нового современного завода. Ожидается, что там будет производиться Ан-70, а в перспективе и ПАК ДА (источник).
- 2013 г. 30 августа - главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев подтвердил СМИ, что ПАК Да Заменит в ВВС Ту-160 Ту-95МС и Ту-22М, а так же сообщил, что самолет будет вооружен в т.ч. гиперзвуковыми ракетами (источник).
Источники:
Ганин
С.М., Карпенко А.В., Колногоров В,В,, Отечественные бомбардировщики
(1945-2000). Часть 2. М. - С-Пб., ТМ - Бастион, 2001 г.
Новости ВПК. Сайт http://vpk.name, 2010 г.
Сокут С., Истребитель пятого поколения поступит в войска через 8-10 лет. // Независимое военное обозрение. 17.03.2000 г.
Сокут С., Истребитель пятого поколения поступит в войска через 8-10 лет. // Независимое военное обозрение. 17.03.2000 г.
Цымбалов А.Г., Стратегические бомбардировщики XXI века. // Независимое военное обозрение. 21.01.2005 г.
http://www.naivix.com/mil/2010-07-15/, 2011 г. Чуйко В.М. Президент Ассоциации "Союз авиационного двигателестроения". 2012 г. (источник).