Самые нелепые мифы в СМИ относительно перспектив вставшего на крыло 5-го поколения

Самые нелепые мифы в СМИ относительно перспектив вставшего на крыло 5-го поколения

Хотелось бы изначально сказать, что довольно часто шумиха в средствах массовой информации не всегда соответствует реальному положению дел в таких сложных вопросах, как экспортные поставки тактической авиации 5-го поколения от государств-производителей к третьим странам. Контракты на продажу этих машин обычно проходят напрямую по линии правительства государства, в котором находится корпорация-производитель истребителя.

До заключения контракта специалисты из минобороны очень плотно работают над оценкой целесообразности такой продажи, т.е., принесёт ли подобный контракт военно-политическую и стратегическую выгоду, либо под риском утечки и дальнейшего копирования окажутся некоторые уникальные показатели и конструктивные особенности бортового радиоэлектронного оборудования уникальных самолётов. Во втором случае производитель отказывает заказчику в заключении контракта. Подобная ситуация сложилась с попыткой Японии заключить контракт на приобретение истребителей 5-го поколения F-22A «Raptor»: американцы отказались поставить Воздушным силам самообороны Японии даже light-модификации «Рапторов» с упрощённым программным обеспечением, либо разработать версию с более простой БРЛС типа AN/APG-79 или AN/APG-81, позаимствованных у «Супер Хорнета».

Отказ этот вполне прогнозируемый, ведь ВВС США имеют на Дальнем Востоке и в АТР, да что там уж, в самой Японии и РК несколько аэродромов, на которые они могут самостоятельно перегнать хоть полк «Рапторов» с Аляски в считанные часы и контролировать ситуацию в регионе. И это понятно, F-22A для экспорта не предназначался, уж очень серьёзной могла бы быть цена поставки столь продвинутой машины в другую страну, чего не скажешь о более простом «инкубаторском» F-35A/B. Характеристики этих машин очень посредственные, скорость и до 2-х звуковых не доходит, радиус действия вполне обычный, маневренность чуть лучше, чем у F-4E (кроме угла атаки, обеспечиваемого компьютеризированной ЭДСУ) и только оптико-электронная ИК-система целеуказания DAS и сниженная тепловая/радиолокационная сигнатуры дают некоторые преимущества в дальнем противостоянии истребителям поколения «4++», не считая конечно Су-35С, который с помощью «Ирбиса» с «Лайтнингом» и за 150 км разделается.

F-35A/B идут на экспорт и в Великобританию, и в Австралию, и в Турцию не случайно, их параметры для Штатов особой ценности уже не представляют. Для своих ВВС они планируют наштамповать более полутора тысяч машин, и, поверьте, с лучшим ПО. Турецкие подобного точно на свои F-35A не получат. Зато наиболее маневренные палубные F-35C (большая площадь крыла, скорость разворота и т.д.) американцы припасли только для своего флота и на экспорт не выставляют.

Но существует также ряд других противоречивых вопросов, которые распространяются на интернет-просторах российского и западного интернета, некоторые примеры которых мы сейчас и рассмотрим.

На прошедшей неделе, на российских информационных интернет-ресурсах вновь была опубликована информация, что в конце 2016-го года Поднебесная получит 4 наших истребителя поколения 4++ Су-35. В связи с этим многие эксперты высказали опасения в том, что КНР будет использовать технологии этой машины в дальнейшей разработке своего истребителя пятого поколения.

С данной точкой зрения я отчасти согласен. Подписанный в 2015 году, по линии «Рособоронэкспорта», контракт на поставку Поднебесной 24 сверхманевренных многоцелевых истребителей Су-35С предусматривает также и передачу стандартного комплекта БРЭО, в которое войдут и мощнейшая в мире бортовая РЛС для тактических истребителей Н035 «Ирбис-Э», и комплекс связи и обмена тактической информацией С-108, и наземный комплекс воздушной связи НКВС-27. Бортовую систему обмена данными С-108 можно вполне отнести к оборудованию переходного поколения: она позволяет Су-35С слаженно действовать как в парах, так и в звеньях, эскадрильях и полках, согласовывая информацию с наземными и воздушными пунктами РТР и ПВО по зашифрованным различными методами каналам связи (от псевдослучайной перестройки рабочей частоты до кода Рида-Соломона). Современный уровень развития китайской электроники позволяет производить аналогичные С-108 комплексы, а поэтому и его отправка в Китай не вызывает особых опасений. На Т-50 ПАК ФА, который на экспорт вряд ли пойдёт, установят более совершенный комплекс тактической связи С-111-Н с качественно более совершенными методами кодирования передаваемой информации. Кроме того, на С-108 используется более простая антенно-фидерная система типа «Поток», а С-111-Н для ПАК ФА имеет более сложную систему «Аист-50». Так что на основе комплекса связи С-108 корпорации «Чэнду» и «Шеньян» российские секретные технологии для 5-го поколения скопировать не смогут.

Другое дело, бортовая РЛС Н035 «Ирбис-Э». Хоть современные китайские истребители J-10B и J-15S и оснащаются перспективными РЛС с АФАР, элементная база «ПФАРовского» «Ирбиса» продолжает сильно интересовать китайцев, поскольку его энергетические возможности даже на 20% лучше, чем у американской БРЛС AN/APG-77. Кроме того, ПФАР-РЛС имеют свои преимущества, одним из которых является механический доворот антенной решётки для обзора боковых и участка задней полусферы вокруг истребителя. В РЛС с АФАР для подобного обзора необходимо устанавливать дополнительные меньшие радиолокаторы бокового обзора, что хоть немного, но утяжеляет массу машины.

Несмотря на всё, к вероятному копированию технологии «Ирбис-Э» мы должны отнестись спокойней, и большая часть опасений экспертов надуманная. Китай сегодня находится с нами «в одной упряжке» в плане противостояния глобальному военно-стратегическому доминированию США и его союзников. И Россия и КНР, уже несколько лет как в плотном кольце американских военно-морских/военно-воздушных баз и позиционных районов ПРО в АТР и Атлантике, и наша общая с китайцами задача заключается в том, чтобы не дать этому кольцу стать ещё меньше, либо быстро его разорвать при необходимости. Поэтому считаю, что технология «Ирбис-Э», позволяющая на равных «разговаривать» с американской авиацией 5-го поколения, вполне может быть передана КНР для нашей общей безопасности, ведь мы же не передавали Китаю секретных технологий по изготовлению нитрид-галиевых ППМ бортовой РЛС Н036 «Белка», которые устанавливаются на Т-50. Вся передача технологий выполняется в строгих рамках, соответствующих внешних угрозам и собственным интересам.

Многие информационные агентства утверждают, что F-22 из-за своей дороговизны не получил широкого распространения. Как известно, гораздо шире используется другой «пятиклассник» F-35. Но точной и внятной информации о разнице между двумя машинами высказать не стремятся.

Несмотря на то, что оба перспективных истребителя принадлежат к 5-му поколению, их функциональность, технические характеристики и предназначение, как собственно и стоимость, абсолютно разные. F-35A можно считать стандартным малозаметным фронтовым истребителем-бомбардировщиком «на каждый день», который будет выполнять разнообразные ударные миссии на театре военных действий XXI, а также вести дальний воздушный бой с подавляющим большинством истребителей противника поколения «4+/++». Для сверхманевренного воздушного боя этот истребитель не предназначен, и на учениях уступал даже F-16C и F-15E «Strike Eagle». Низкая максимальная скорость не даст возможности выполнять высокоскоростной перехват целей вдогон, а менее мощная РЛС AN/APG-81 (дальность по цели типа «истребитель» составляет около 165 км) не даёт ровно никаких преимуществ даже перед такой машиной, как Су-30СМ. Радиолокационная заметность у F-35A также в 3 - 5 раз больше, чем у «Раптора», что оставляет возможность на победу даже истребителю 4-го поколения с мало-мальски мощной РЛС, к примеру, - Су-30МКК.

«Пятиклассники» F-35A/B, раскупленные Азией и Европой как «горячие пирожки», уже в скором времени будут заброшены в различные тлеющие военные конфликты в Передней и Юго-Восточной Азии, где станут весьма грозными воздушными боевыми юнитами против устаревшего авиапарка ВВС Ирана и Северной Кореи. Израиль уже несколько лет разрабатывает тактику использования приобретаемых сегодня F-35I против иранских истребителей МиГ-29А и F-14A, а также с целью преодоления ПВО Ирана. Но если с устаревшей иранской тактической авиацией у израильских «Лайтнингов» проблем не возникнет, то активно обновляющаяся ПВО на базе С-300ПМУ-2 и «Бавар-373» поставит пилотов F-35I ужасное положение, и их перспективы на молниеносный удар по объектам ядерной энергетики ИРИ сойдут на нет. Ещё отчётливей это будет после поставок в ВВС Ирана новых истребителей поколения «4++», которыми могут стать российские МиГ-35, Су-30СМ или китайские J-11A/B.

На Дальневосточном ТВД у 42 японских и 40 южнокорейских F-35A будут гораздо большие перспективы, в частности, против ВС КНДР. Северная Корея, несмотря на большое количество различных классов баллистических ракет малой (ОТБР) и средней дальности дальности на вооружении СВ, обладают примитивной ПВО, неспособной справится с массированным ракетно-авиационным ударом даже пары эскадрилий южнокорейских F-15K (вариант F-15E для ВВС РК). Но здесь имеется небольшой нюанс: если произойдёт серьёзное обострение противостояния за островные архипелаги Дяоюйдао и Спратли, при активном участи американского флота, Пекин может передать Пхеньяну более-менее совершенные зенитно-ракетные системы и истребители, и тогда у антикитайской/антикорейской коалиции, даже с учётом 80 F-35A, назреет хорошая проблемка.

Что касается ещё одного «пятиклассника» - F-22A «Raptor», здесь ситуация в разы более интересная и серьёзная. Стоимость одного F-22A сегодня колеблется в пределах 150 - 200 млн. долларов, что примерно в 2 раза дороже, чем у F-35A. Если программа JSF, получившая начало благодаря «сотрудничеству» «Локхид Мартин» с ОКБ им. Яковлева, была предназначена для «захвата» мирового рынка вооружения, обошлась более, чем 1300 млрд. долларов, то проект YF-22 изначально предназначался исключительно для долгосрочного обновления ВВС США истребителем, способным удерживать господство в воздухе на протяжении как минимум 20- 25 лет. Таковым он и стал.

За 15 лет испытаний (до 2005 года) и 11 лет службы (до сегодняшнего момента) в американских ВВС, «Раптор» оправдал почти все ожидания лётного состава и разработчиков относительно наиболее маневренного, скоростного и малозаметного серийного истребителя 5-го поколения. По совокупности боевых качеств F-22A в несколько раз превосходит горе-«Лайтнинга». Если взять за пример использование «Рапторов» на Сирийском ТВД, то можно увидеть лишь разведывательную и сдерживающую функции этих машин. Летают они, скорее всего, с установленными линзами Люнеберга, чтобы скрыть истинную эффективную поверхность рассеяния от обзорных радиолокационных станций 91Н6Е российских ЗРК С-400 и истребителей Су-30СМ, развёрнутых на авиабазе Хмеймим. Здесь используется лишь 10-15%-й потенциал F-22A. Когда же произойдёт эскалация серьёзного конфликта, где «Рапторам» придётся проявить себя на все 100%, это будет совершенно иная картина.

Вести дальний воздушный бой с этими истребителями будет на порядок сложней, чем с F-35A. ЭПР в 0,05 - 0,07 м2 не позволит обнаружить его на дальности более 120 - 150 км ни одной из известных РЛС, установленных на самолёты противника. В большинстве эпизодов воздушных сражений с F-22A мы будем наблюдать картину, когда пилоты противостоящих им истребителей смогут понять, что подверглись атаке стелс-файтера только после срабатывания тревожного сигнала станции предупреждения об облучении, оповещающей о захвате активной радиолокационной головкой самонаведения ракеты AIM-120D. И только такие шедевры, как Су-35С смогут обнаружить его благодаря более совершенным бортовым средствам радиотехнической и радиоэлектронной разведки.

Самые нелепые мифы в СМИ относительно перспектив вставшего на крыло 5-го поколения

 

Заснеженный F-22A на авиабазе «Элмендорф-Ричардсон» (Аляска). Все «Рапторы», базирующиеся на этой авиабазе, принадлежат к 11-й воздушной армии ВВС США и истребительной авиации ПВО «NORAD». Для перелёта на японские аэродромы для решения боевых задач на Дальнем Востоке F-22A потребуется не более 5 часов полёта над водами Тихого океана с одной дозаправкой в воздухе



На данный момент ещё не было таких критических ситуаций, где бы могли понадобиться F-22A, но в будущем они непременно возникнут. Использовать «Рапторы» будут в основном в качестве авиации завоевания господства в воздухе в районах с густой и мощной ПВО противника, т.е. уничтожения авиации противника над его же территориями, и препятствовать этому господству смогут лишь сильнейшие - Россия, Китай и Иран. Войдёт в спектр их задач и точечное подавление наземной инфраструктуры противника, включая средства ПВО, с помощью компактного ракетно-бомбового ВТО, основой которого является управляемая планирующая бомба GBU-39 SDB («Small Diameter Bomb»). В отсеках вооружения F-22A может доставлять к наземной цели до 8 подобных бомб.

Наибольшую угрозу F-22A, укомплектованные SDB, будут представлять для зенитно-ракетных комплексов войсковой ПВО. Обладая малой радиолокационной и умеренной инфракрасной заметностью, они смогут незаметно приближаться к самоходным ЗРК с более слабыми РЛС обнаружения и наведения всего на 25 - 30 км, а затем сбрасывать несколько GBU-39. Перехватить эти бомбы также не совсем просто, поскольку их ЭПР не превышает 0,015 м2. Таким комплексам, как «Оса-АКМ» или «Стрела-10» перехватить эти бомбы будет невозможно, и только «Тор-М1/2», «Панцирь-С1» или, в крайнем случае, «Тунгусска-М1» смогут сбивать такие объекты.

В военное время «Рапторы» могут оперировать как на сверхзвуковых крейсерских скоростях до 1900 км/ч, так и на форсажных скоростях до 2450 км/ч, что даёт важные преимущества перед большинством других западных истребителей. И, конечно же, важную роль играют сверхманевренные качества F-22A, реализованные отличными несущими характеристиками крыла и вертикальным ОВТ, выставляющие его почти на одну планку с Су-30СМ и Су-35С в БВБ.

Российский перспективный авиационный комплекс Т-50, по мнению многих российских и западных специалистов, по ряду технических параметров превосходит американских конкурентов F-35A и F-22A. Но проекты США были реализованы гораздо раньше. Т-50 собираются вводить на вооружение лишь в будущем году. Ввиду этого, многочисленные блогеры и специалисты в области боевой авиации задаются вопросом вопрос о том, не проиграет ли наш Т-50 ПАК ФА свою твёрдую нишу на азиатском рынке вооружения, а также размышляют о возможных рынках сбыта для этой уникальной машины в третьем десятилетии XXI века.

Рассуждая о рынках сбыта для отечественного перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации Т-50 ПАК ФА стоит помнить, что предназначение этого истребителя точь-в-точь совпадает с предназначением американского F-22A «Raptor». Т-50 в самых продвинутых вариантах будет состоять лишь на вооружении Воздушно-космических сил Российской Федерации, и скорее всего не получит многочисленных экспортных модификаций, как это наблюдается с F-35A, F-15C/E или Су-30. Единственной серийно производимой версией Т-50 для зарубежного заказчика станет упрощённая модификация, проектируемая совместно с «Hindustan Aeronautics Limited», FGFA. Одноместные и двухместные машины программы поступят на вооружение ВВС Индии примерно к 2025 году. Существует небольшая доля вероятности, что в перспективе подобная FGFA версия может быть поставлена и для ВВС Ирана, но на сегодняшний день она минимальна.

Ряд экспертов высказали мнение о том, что на Т-50 может быть спрос в Турции (член НАТО) и Саудовской Аравии (давний союзник США), а значит рассматривают возможность тесного военно-технического сотрудничества между Россией и этими странами.

Мягко говоря, данная информация выглядит не просто бредовой, а, прошу прощения за выражение, маразматичной. И чтобы оценить масштабы бездумности таких данных, необходимо представить себе заключение контракта между Министерством обороны Белоруссии (член ОДКБ и Союзного Государства) и «Lockheed Martin» на закупку партии из 24 F-22A или F-35A, выглядит весьма забавно.

Что касается оснований для таких смелых прогнозов, так их вообще не существует. Даже если учитывать такие факты, как нормализация политических и экономических взаимоотношений между РФ и Турцией, либо военно-техническое сотрудничество между Россией и Саудовской Аравией, которая в своё время закупила у нас БМП-3, и может подписать контракт на приобретение зеленодольских патрульных кораблей океанской зоны пр. 22160, ни одна из вероятных немногочисленных модификаций Т-50 ПАК ФА не может попасть на вооружение главного американского союзника во всей Передней Азии. Что касается упоминания в отчёте ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» возможной продажи саудитам дальних патрульных кораблей (ПК) пр. 22160 «Василий Быков», то это ещё «вилами по воде писано».

Но даже если такой контракт получит реальную подвижку, то у нас в «Рособоронэкспорте» тоже не глупые люди на местах: ВМС Саудовской Аравии получат экспортную модификацию патрульного корабля с совершенно отличной от версии для нашего флота многофункциональной РЛС подсвета для корабельного ЗРК «Штиль-1». За последнее время в российском интернете можно было видеть несколько версий макетов пр. 22160, одни из которых предназначены для ВМФ России, другие - для сбыта на внешнем рынке вооружения. Наш флот получит перспективную многофункциональную 4-хстороннюю МРЛС управления комплексом «Штиль-1» на базе 4-х АФАР, встроенных в антенный пост на главной надстройке корабля, «аравийская» же версия получит самую простую одноканальную версию КЗРК «Штиль-1» с одним радиолокатором подсвета и наведения 3Р90 «Орех» на передней части крыши надстройки.

Самые нелепые мифы в СМИ относительно перспектив вставшего на крыло 5-го поколения

 

На верхнем графическом изображении малозаметный патрульный корабль пр. 22160 в версии для ВМФ России: виден перспективный антенный пост новой МРЛС для комплекса «Штиль-1» с Х-образным расположением полотен АФАР. На нижнем изображении экспортная версия пр. 22160 с одним РЛ-прожектором 3Р90 «Орех» для КЗРК «Штиль-1» (на крыше рубки управления)

 

Самые нелепые мифы в СМИ относительно перспектив вставшего на крыло 5-го поколения



Что касается продажи перспективных истребителей Т-50 Военно-воздушным силам Турции, то такой расклад тоже отменяется, и даже в том случае, если последняя выйдет из состава Североатлантического альянса. Из длительного опыта российско-турецких отношений можно выделить множество периодов военных противостояний, охлаждения сотрудничества, а также «агрессивной игры» на стороне Штатов, когда в 1961-м году близ Измира развернули стартовые позиции баллистических ракет средней дальности PGM-19 «Jupiter». И всё это происходило в период активной финансовой помощи и предоставления миллиардных кредитов со стороны Советского Союза. Сейчас отношения немного нормализовались, но как и ранее, Турция продолжает спонсировать меджлисовские подразделения крымско-татарских боевиков и других экстремистов, занимающихся подготовкой «плацдарма» для агрессивных действий со стороны украинской армии. А это мы ещё о натовских самолётах ДРЛОиУ системы AWACS E-3C/G (базируются на турецких авиабазах) не говорили, которые регулярно наблюдают за воздушным пространством над Крымом и Кубанью. О каких поставках истребителя 5-го поколения для ВВС этой страны можно говорить?!

Даже если убрать военно-политические моменты, и опираться чисто на техническую информацию западных и турецких СМИ, можно сказать, что сейчас там делают упор на закупку F-35A, а также продвигают собственный проект лёгкого многофункционального истребителя 5-го поколения TFX-C100/200, к проектированию которого уже успели привлечь британскую компанию «BAE Systems». Т-50 ПАК ФА останется передовым истребителем 5-го поколения, предназначенным в основном для ВКС России с небольшим и жёстко контролируемым рынком сбыта в Азии, распространяющимся в основном на Индию.


Автор: Евгений Даманцев

Вернуться назад