Тактический ракетный комплекс Д-200 «Онега»

В середине пятидесятых годов прошлого века в нашей стране начались работы по изучению тематики управляемых ракет для самоходных ракетных комплексов. С использованием полученных наработок и опыта в дальнейшем были созданы несколько новых проектов. Одним из результатов этих работ стало появление проекта тактического ракетного комплекса Д-200 «Онега». Эта система не вышла из стадии испытаний, однако поспособствовала появлению некоторых новых проектов.

Теоретическая база для создания перспективных управляемых ракет была создана в 1956-58 годах силами специалистов пермского ОКБ-172. Им удалось определить основные особенности перспективной техники. Кроме того, были разработаны новые технические решения и технологии, способные повысить характеристики перспективной техники. В 1958 году начались работы по реализации имеющихся наработок в виде перспективных проектов. 13 февраля вышло постановление Совета министров СССР о начале создания двух реактивных комплексов сухопутных войск с управляемыми твердотопливными ракетами. Один из проектов получил название «Ладога», второй – «Онега».

Целью проекта «Онега» было создание самоходного тактического ракетного комплекса с одноступенчатой управляемой твердотопливной ракетой. Дальность стрельбы задавалась на уровне 50-70 км. В состав комплекса планировалось включить ракету, самоходную пусковую установку и набор вспомогательной техники, необходимой для их обслуживания.

Тактический ракетный комплекс Д-200 «Онега»
Схема ракеты Д-200. Рисунок Militaryrussia.ru


Головным разработчиком проекта «Онега» было назначено конструкторское бюро завода №9 (г. Свердловск), присвоившее ему рабочее обозначение Д-200. Главным конструктором стал Ф.Ф. Петров. Также к работам планировалось привлечь несколько других организаций. К примеру, за разработку одной из версий пусковой установки должно было отвечать СКБ-1 Минского автомобильного завода, а сборка опытной техники поручалась предприятию «Уралмашзавод» под руководством ОКБ-9.

По имеющимся данным, один из вариантов самоходной пусковой установки для комплекса «Онега» получил обозначение Д-110К. В качестве основы для этой машины было выбрано четырехосное колесное шасси МАЗ-535Б, разработанное Минским автозаводом специально для использования в виде носителя ракетных комплексов. На базовое шасси следовало устанавливать набор специального оборудования для перевозки, обслуживания и запуска новых ракет.

Являясь специальной модификацией тягача МАЗ-535, шасси ракетных комплексов МАЗ-535Б использовало ряд его агрегатов, а также имело некоторые отличия. На клепано-сварной раме машины, в передней ее части, помещались кабина и расположенный за ней моторный отсек. Прочие части машины отдавались под установку специального оборудования. В случае с проектами «Ладога» и «Онега» речь шла о применении пусковой установки с направляющей, средств обслуживания ракеты, систем навигации и управления.

Позади кабины на шасси монтировался дизельный двигатель Д12А-375 мощностью 375 л.с. При помощи механической трансмиссии осуществлялась передача крутящего момента на все колеса машины, использовавшиеся в качестве ведущих. Ходовая часть имела конструкцию на основе поперечных рычагов и продольных торсионов. Кроме того, первая и четвертые оси дополнительно усиливались гидравлическими амортизаторами. Конструкция машины позволяла перевозить груз массой до 7 т, буксировать прицеп весом до 15 т и двигаться по шоссе со скоростью до 60 км/ч.

По имеющимся данным, самоходная пусковая установка Д-110К получала балочную направляющую для баллистической ракеты. Этот агрегат устанавливался в задней части шасси и оснащался гидравлическими приводами наведения. Конструкция пусковой установки позволяла поднимать ракету на требуемый угол возвышения, соответствующий предполагаемой полетной программе. В транспортном положении направляющая с ракетой располагались горизонтально, над крышей кабины и моторного отсека.

Также был разработан альтернативный вариант самоходной пусковой установки под названием Д-110. Эта машина основывалась на шасси «Объект 429», которое, в дальнейшем стало основой для тяжелого многоцелевого тягача МТ-Т. Изначально «Объект 429» предназначался для использования в качестве основы для различной специальной техники и имел возможность установки дополнительного оборудования на грузовой площадке. В случае с проектом Д-110 таким дополнительным оборудованием должна была стать пусковая установка с набором вспомогательных систем.

Предложенное гусеничное шасси оснащалось дизельным двигателем В-46-4 мощностью 710 л.с. Двигатель и агрегаты трансмиссии располагались в передней части машины, рядом с кабиной переднего расположения. Ходовая часть машины создавалась на основе агрегатов танка Т-64, однако имела иную конструкцию. На каждом борту имелось по семь опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской. Ведущие колеса помещались в передней части корпуса, направляющие – в корме. Обеспечивалась возможность перевозки груза или специального оборудования массой до 12 т.

При переделке по проекту Д-110 грузовая площадка «Объекта 429» должна была получать опорное устройство с пусковой установкой для ракет, а также некоторое другое оборудование, необходимое для выполнения определенных работ. Расположение пусковой установки было таким, что в транспортном положении головная часть ракеты находилась непосредственно над кабиной экипажа. По составу специального оборудования машины Д-110 и Д-110К не отличались.

Оба варианта самоходной пусковой установки должны были использовать одну и ту же ракету. Основным элементом комплекса Д-200 «Онега» должна была стать твердотопливная ракета 3М1. В соответствии с техническим заданием, это изделие следовало строить по одноступенчатой схеме и оснащать твердотопливным двигателем. Также нужно было предусмотреть использование систем управления, повышающих точность попадания в цель.

Ракета 3М1 получила корпус цилиндрической формы с изменяющимся диаметром. Для размещения всех требуемых агрегатов головной отсек ракеты, оснащенный коническим обтекателем, имел немного больший диаметр в сравнении с хвостовым. На хвостовом отсеке имелось два набора плоскостей Х-образной конструкции. Передние плоскости, смещенные к центру изделия, имели трапециевидную форму со значительной стреловидностью. Хвостовые рули отличались меньшими размерами и иными углами передней кромки. Общая длина ракеты достигала 9,376 м, диаметр корпуса – 540 и 528 мм в головной и хвостовой части соответственно. Размах крыла – менее 1,3 м. Стартовый вес ракеты, по разным данным, от 2,5 до 3 т.

В головной части ракеты системы «Онега» предлагалось помещать осколочно-фугасную или специальную боевую часть массой до 500 кг. Разработка ядерного боезаряда, предназначенного специально для использования с перспективной ракетой, велась с марта 1958 года.

Большая часть корпуса ракеты отдавалась под размещение твердотопливного двигателя. Используя имеющийся запас твердого топлива, ракета должна была проходить активный участок траектории. На определенном этапе разработки ракеты рассматривалась возможность применения отсечки тяги, однако в дальнейшем от нее отказались. Наведение по дальности планировалось осуществлять без использования регулировки параметров двигателя, только за счет соответствующих алгоритмов работы системы управления.

В приборном отсеке ракеты 3М1 должны были располагаться устройства инерциальной системы управления. Их задачей было отслеживание положения ракеты с выработкой команд для рулевых машинок. При помощи аэродинамических рулей ракета могла оставаться на требуемой траектории. Наведение по дальности предлагалось осуществлять по т.н. однокоординатному методу. При этом аппаратура должна была выдерживать ракету на заданной траектории в течение всего активного участка полета без возможности отключения двигателя. Использование таких систем управления позволяло выполнять стрельбу на дальность до 70 км.

Для транспортировки ракет 3М1 «Омега» предлагалось использовать полуприцеп 2У663 с креплениями для двух изделия. Буксировка транспортировщика должна была осуществляться тягачом ЗИЛ-157В. Кроме того, в подготовке самоходных пусковых установок к боевой работе должен был участвовать автокран.

Разработка проекта Д-200 «Онега» завершилась в 1959 году, после чего предприятия-участники разработки изготовили требуемые изделия и представили их на испытания. К концу 59-го часть необходимой техники и устройств, а также ракеты-прототипы доставили на полигон Капустин Яр. В декабре начались бросковые испытания ракет со стационарной версии пусковой установки. Было использовано 16 ракет, которые показали удовлетворительные характеристики. При этом не обошлось без претензий.

Из воспоминаний участников проекта известно об одном несчастном случае, произошедшем во время бросковых испытаний. По просьбе аэродинамиков и баллистиков ОКБ-9, на опытных ракетах устанавливались дополнительные пиротехнические трассеры. Во время подготовки к очередному тестовому запуску двое сотрудников конструкторского бюро ввинчивали в соответствующие крепления необходимые трассеры. Одновременно с этим на пульте управления осуществлялись другие предстартовые процедуры. Оператор пульта, забыв о работах на ракете, подал напряжение, из-за чего трассеры загорелись. Устанавливавшие трассеры специалисты получили ожоги, другие участники работ отделались легким испугом. К счастью, больше подобные ситуации не повторялись, а рядом с опытными изделиями во время подготовки впредь находилось лишь минимально необходимое число людей.

Весной 1960 года полигон Капустин Яр стал площадкой для нового этапа испытаний, в ходе которых планировалось проверить взаимодействие ракет с пусковыми установками, а также определить реальные характеристики оружия. Эти испытания начались с поездок пусковых установок Д-110 и Д-110К по трассам полигона, после чего планировалось приступить к тестовым стрельбам с применением опытных ракет.

Интересно, что испытания ракетных комплексов в полном составе стартовали после появления распоряжения о закрытии проекта. По результатам бросковых испытаний, в ходе которых были установлены некоторые проблемы перспективной ракеты, главный конструктор Ф.Ф. Петров сделал соответствующие выводы. Из-за наличия недостатков, устранение которых оказывалось слишком сложной задачей, главный конструктор выступил с инициативой о прекращении работ по теме «Онега». Ему удалось убедить руководство промышленности, в результате чего 5 февраля 1960 года постановлением Совмина разработка проекта была прекращена.

Тактический ракетный комплекс Д-200 «Онега»
Ракета-памятник МР-12, г. Обнинск. Фото Nn-dom.ru


Тем не менее, через несколько недель после появления этого документа достроенные пусковые установки были доставлены на полигон для испытаний в целях сбора необходимых данных. Подобные проверки проводились до 1961 года включительно, в том числе и в интересах новых перспективных проектов. В частности, последние тестовые запуски проводились с полноценным использованием системы управления, отвечающей за полет на указанную дальность. Особых успехов в этих испытаниях добиться не удалось, однако были собраны необходимые данные по управлению дальностью полета без изменения параметров двигателя или отсечки его тяги. В дальнейшем полученный опыт использовался в некоторых новых проектах.

В конце 1959 года началась разработка новой версии ракеты 3М1, которой, в отличие от базового изделия, все же удалось дойти до эксплуатации. В соответствии с новым заказом, требовалось сделать ракету для метеорологических исследований, способную подниматься на высоту 120 км. Проект получил рабочее обозначение Д-75 и официальное МР-12. В течение нескольких первых лет проектом Д-75 занималось ОКБ-9. В 1963 году у конструкторского бюро завода №9 «забрали» ракетную тематику, из-за чего проект МР-12 перешел Институту прикладной геофизики. Также к работам по проекту привлекались Петропавловский завод тяжелого машиностроения и НПО «Тайфун».

Изделие Д-75 / МР-12 со стартовым весом более 1,6 т получило корпус измененной конструкции с одним набором хвостовых стабилизаторов. Оно могло подниматься на высоту до 180 км и доставлять туда необходимую исследовательскую аппаратуру весом до 50 кг. Интересно, что в начале шестидесятых годов развитие техники позволяло оснастить ракету только одним измерительным прибором. К началу девяностых годов появились подобные устройства с 10-15 разными приборами. Кроме того, существовали модификации головной части со спасаемым контейнером для доставки проб на землю. По мере развития проекта масса полезной нагрузки была доведена до 100 кг. Ввиду отсутствия необходимости в поражении целей, ракета лишилась системы управления. Вместо этого стабилизацию при полете строго вверх предлагалось осуществлять при помощи вращения вокруг продольной оси за счет угла установки плоскостей.

Эксплуатация метеорологических ракет МР-12 началась в 1961 году. Впервые они были использованы в ходе контроля за ходом испытаний ядерного оружия. Впоследствии были развернуты несколько стартовых комплексов, в том числе два на научно-исследовательских судах. Одновременно с продолжением эксплуатации ракет МР-12 разрабатывались новые варианты таких изделий. За время эксплуатации ракет семейства было выполнено более 1200 запусков изделий МР-12, МР-20 и МР-25. Кроме того, более сотни ракет доставили полезную нагрузку на высоту свыше 200 км.

Целью проекта с шифром «Онега» было создание перспективного тактического ракетного комплекса с управляемой баллистической ракетой, способной атаковать цели на дальностях до 70 км. Уже в ходе первых испытаний было установлено, что разработанный проект по тем или иным причинам не отвечает предъявляемым требованиям. Из-за наличия серьезных недостатков проект Д-200 был закрыт по инициативе главного конструктора. Тем не менее, опыт и наработки, появившиеся благодаря проекту «Онега», были использованы при создании новых систем. Самым заметным результатом использования такого опыта стало появление одной из самых удачных отечественных метеорологических ракет. Кроме того, отдельные наработки по проекту Д-200 использовались и при создании новых ракетных систем для армии. Таким образом, ракетные комплексы «Ладога» и «Онега» не смогли дойти до эксплуатации в войсках, однако поспособствовали появлению и развитию иных систем различных классов.


По материалам:
http://russianarms.ru/
http://novosti-kosmonavtiki.ru/
http://русская-сила.рф/
Широкорад А.Б. Атомный таран ХХ века. – М., Вече, 2005.
Автор: Рябов Кирилл
Вернуться назад