Подводный флот Израиль не подведет

«Рахав» – новейшая дизель-электрическая субмарина ВМС Израиля.

Подводные лодки (на иврите «Шайетет-7», в переводе – «Флотилия-7») наряду со стратегической авиацией – главная наступательная сила ЦАХАЛа (Армии обороны Израиля).

После прохождения 3 тыс. морских миль в Хайфу из Кельна в начале нынешнего года прибыла пятая по счету, как пишут в местных справочниках, АХИ (фонетически правильнее: ОХИ – аббревиатура от «оният хель-га-ям» – «плавательное средство ВМС»), субмарина «Дольфин» («Дельфин») германского производства, получившая ивритское имя «Рахав» (так в «Танахе» именуется «морское чудище»). И действительно, впечатление эта лодка длиной 56 м, шириной 6,8 м произвести может соответствующее. Экипаж «Дольфина», независимо от переименования, количественно остался прежним – 30 человек, вооружение – как торпедо-минное, так и ракетное. Во избежание путаницы заметим следующее: «Рахав» – традиционное название израильских субмарин определенного класса, независимо от даты спуска со стапелей и страны, из которой они поставлялись.

УГРОЗА СО СТОРОНЫ ИРАНА

Особое внимание Иерусалим начал проявлять к своей подводной флотилии в последнее двадцатилетие в связи с нараставшей угрозой со стороны Тегерана, который мог создать собственное оружие массового поражения. Потенциальная уязвимость в эпоху распространения ракетных технологий даже самых защищенных наземных объектов, подтолкнула Израиль к стратегии, предполагающей подводное базирование оружия возмездия. Тем самым ЦАХАЛ обеспечивает себе возможность устрашения и ответного удара на случай неожиданной ракетной атаки со стороны враждебных сил.

Еврейское государство никогда не подтверждало и не опровергало наличия в своих арсеналах ядерного оружия. Тем не менее, согласно публикациям в иностранных источниках, Израиль модернизирует подводные лодки таким образом, чтобы торпедные аппараты могли использоваться для пуска ракет с ядерными боеголовками. Церемония принятия в состав израильских ВМС субмарины «Рахав» проходила в акватории, носящей имя Йоске Дрора, основателя подразделения морских коммандос и флотилии подводных лодок.

На создании достаточно мощного подводного флота, имеющего такое же стратегическое значение, как и ВВС, настаивал бывший командующий ВМС еврейского государства, уроженец Польши адмирал Авраам Боцер (1929–2012). Еще в начале 90-х годов он начал активно выступать за наращивание флотом подводных лодок, обладающих способностью нести ядерные ракеты. За год до смерти, в июле 2011 года, в одном из интервью Боцер заявил, что «ЦАХАЛу в случае атаки Ирана нужны подлодки, а не самолеты».

Согласно концепции, выдвинутой адмиралом Боцером, для эффективного решения своих задач израильский флот нуждается по меньшей мере в девяти подводных лодках. Три из них должны находиться на боевом дежурстве, три – на обслуживании в доках, еще три – выполнять стратегические задачи. Поначалу концепция флотоводца Боцера возобладала, и Министерство обороны Израиля совместно с представителями ВМС намеревалось закупить субмарины в количестве, на котором настаивал Боцер. Так как ЦАХАЛ в начале 2000-х годов обладал пятью подводными лодками, начались переговоры с немцами о частичном финансировании закупки шестой.

Подводный флот Израиль не подведет
Израильский военно-морской спецназ – один из лучших в мире.

Но неожиданно возникла новая политическая реальность – Евросоюз и Соединенные Штаты отменили экономические санкции против Ирана в ответ на согласие его руководства ограничить свою ядерную программу. Начальник генерального штаба ЦАХАЛа Гади Айзенкот заморозил процесс приобретения еще одной субмарины. Он руководствовался бюджетными соображениями, а также анализом новой реальности на Ближнем Востоке.

Заметим, что Иран сделал ставки на мини-субмарины типа «Гадир» (названы в честь священного для мусульман-шиитов городка Гадир-Хум, между Меккой и Мединой). Эти лодки (длина 29 м, ширина 3 м, команда 19 человек, водоизмещение 120 т), в производстве которых участвовали специалисты из Северной Кореи, призваны действовать в прибрежных водах, обеспечивая блокаду Ормузского пролива. На них также возможна переброска спецподразделений и произведение минирования.

Ирония судьбы заключалась в том, что пятая подводная лодка израильского флота, «Рахав», прибыла в Хайфу на неделе, когда ожидалась отмена санкций против Ирана в ответ на согласие Тегерана ограничить свою ядерную программу.

ПЕРВЫЕ СУБМАРИНЫ ПРИШЛИ ИЗ АНГЛИИ

Подводный флот в ЦАХАЛе практически отсутствовал почти десятилетие после воссоздания еврейского государства в 1948 году. Израильтянам приходилось обходиться без подлодок во всех военных конфликтах с соседями практически до начала 60-х годов прошлого века. Такая ситуация особую опасность для евреев не представляла, ибо противостоящие ЦАХАЛу арабские армии тоже не имели более или менее действенного подводного флота. Хотя, согласно ряду источников, в 1955 году египтяне получили две, а по другим данным, даже пять субмарин из... Чехословакии, государства, не имеющего выхода в море. И тогда и позже никто не сомневался, что по политическим соображениям Прага выступила всего лишь в качестве «посредника». На самом деле, Каир получил первые субмарины из Китая. По всей видимости, они были произведены в Поднебесной по советским чертежам. Об этом, ломая интригу, вскоре заявил занимавший в то время пост премьер-министра Чжоу Энь-Лай. Относительно других арабских государств следует заметить, что у них все рода ВМС развиты слабо, а субмарин на вооружении в большинстве тамошних армий просто не имеется.

Что же касается еврейского государства, то первые подводные лодки вошли в состав ВМС ЦАХАЛа 21 сентября 1958 года. Это были английские «Сангвин» (Sanguinе, в переводе с английского – «Радужный») и «Спрингер» (Springer – «Прыгун») типа «S» постройки 1944–1945 годов. В ЦАХАЛе их переименовали соответственно в «Рахав» и «Танин» («Крокодил») с номерами Ц-71 и Ц-73. Эти субмарины, прослужившие в израильском флоте десять лет, в 1968 году были заменены опять же на бывшие британские подводные лодки типа «Т» – «Турпин» (Turpin, названа в честь одного из героев британских баллад) и «Транчен» (Truncheon – «Дубинка»).

В ходе Шестидневной войны, в ночь с 5 на 6 июня 1967 года, подлодка «Танин» доставила израильских боевых пловцов в особо охраняемую акваторию египетской морской базы в Александрии. Израильтяне потопили ракетные катера противника непосредственно у причальных стенок. При отражении атаки египтяне обнаружили «Танин» и непрерывно атаковали ее глубинными бомбами. Израильская подлодка была повреждена, но смогла уйти.

В ПОДВОДНИКИ БЕРУТ ЛУЧШИХ

Обучение израильских курсантов-подводников длится, как правило, год и четыре месяца, хотя моряков особых специальностей могут готовить и три года. При отборе учитывается как физическая подготовка, так и уровень знаний претендентами математики, физики, химии, иностранных языков. После демобилизации подводников чаще, чем других военнослужащих, вызывают на переподготовку. Все, что связано с израильским подводным флотом, относится к высшей степени секретности. Даже обсуждать программу подготовки друг с другом курсантам запрещено. Владение сотовыми телефонами во время прохождения курса также запрещено. С целью создания командного духа наказания только коллективные.

Боевые пловцы набираются в «Шайетет-13» («Флотилию-13») – элитное подразделение специального назначения (морские коммандос) ВМС Израиля, занимающееся как морскими, так и наземными операциями в тылу противника, включая антитеррор и спасение заложников. Уже в ходе, как минимум двадцатимесячной подготовки к прохождению службы в «Шайетет-13» новобранец осваивает плановую пехотную подготовку высокого уровня, а также программы десантника-парашютиста и, разумеется, морского диверсионно-подрывного дела.

Вполне успешно действовали израильские боевые пловцы во время Войны Судного дня октября 1973 года. Так, в ночь на 17 октября того года группа бойцов «Шайетет-13» была доставлена подводной лодкой в акваторию египетской военно-морской базы в Порт-Саиде. Израильтяне, скрытно подобравшись к египетским военным кораблям, сумели потопить корабль с ракетным вооружением и два торпедных катера. Через четыре дня другая группа израильских боевых пловцов, используя противотанковые гранатометы, потопила еще два египетских корабля-ракетоносца и уничтожила пусковые шахты.

ГИБЕЛЬ «ДАКАРА»

9 января 1968 года курс из британского Портсмута в Хайфу взяла дизельная подводная лодка «Дакар», шедшая без вооружения, с 69 членами экипажа на борту. Это была одна из трех подводных лодок, приобретенных Израилем у Великобритании. 15 января «Дакар» дозаправился в Гибралтаре, а 24 января в 10.00 утра проследовал мимо острова Крит. Об этом командир субмарины капитан 3 ранга Яаков Ранаан сообщил в Хайфу. В четверг, 25 января, в 00.02 «Дакар» в последний раз вышел с базой на связь, которая прервалась на полуслове. В тот же день, 25 января, в 12.25, как позже на заседании правительства докладывал тогдашний командующий ВМС адмирал Шломо Арэль, связь, казалось, восстановилась, но продолжалась менее минуты. По словам адмирала, «радист «Дакара» вызвав базу, поинтересовался качеством слышимости». Ему ответили: «в норме», и разговор сразу же прекратился». Поначалу на базе решили, что произошла простая техническая неполадка и ждали возобновления радиосвязи.

Тем не менее уже на следующий день израильские военные корабли и самолеты начали активные поиски «Дакара». Однако более 30 лет о судьбе этой субмарины и ее экипажа ничего не было известно. И все эти годы еврейское государство тратило десятки миллионов шекелей на организацию поисковых экспедиций. Израильские ВМС объявили награду в 300 тыс. долл. тому, кто представит информацию о предположительном местонахождении затонувшей субмарины.

Подводный флот Израиль не подведет

Монумент в память экипажа погибшего «Дакара».

Только 29 мая 1999 года между островами Кипр и Крит на глубине 3 тыс. м затонувший «Дакар» смогли обнаружить специалисты небольшой частной американской компании «Неотикус», ранее прославившиеся подъемом на поверхность предметов с легендарного «Титаника». В расколотом надвое корпусе «Дакара» зияла огромная пробоина. По результатам глубоководной съемки версия об атаке вражеских кораблей была опровергнута. Специалисты определили, что пробоина возникла вследствие удара подлодки о морское дно. Следов попадания снаряда или разрыва мины обнаружено не было.

На поверхность был поднят фрагмент рубки «Дакара», ныне экспонирующийся в Музее ВМС в Хайфе. Не было найдено и останков моряков. После пребывания разгерметизированного корпуса субмарины под водой в течение более 30 лет останки биологических объектов обычно не сохраняются.

Через 45 лет после гибели «Дакара», в 2013 году, в Иерусалиме, на горе Герцля, по решению правительства установили памятник с мемориальными досками 69 погибшим подводникам, среди которых, к слову говоря, были и выходцы из СССР. Сам памятник выполнен в виде погруженной в землю подводной лодки, в которую можно зайти и пройтись по коридору памяти.

В том же 2013 году были рассекречены 16 документов, касающихся гибели субмарины. Несмотря на то что по израильскому закону рассекретить документы можно лишь по истечении 50 лет с момента наложения на них грифа «Секретно», в 45-ю годовщину гибели подлодки правительство страны пошло на частичное рассекречивание документов. Остальные документы по этому вопросу будут опубликованы в 2018 году.

НА СТРАЖЕ АКВАТОРИЙ ТРЕХ МОРЕЙ

Согласно ряду военных источников, Израиль присоединился к тройке государств (Россия, США и Китай), имеющих на вооружении средства доставки ракет с ядерными боеголовками всех трех видов базирования. Считается, что Израиль постоянно держит одну-две подлодки типа «Дольфин» в Индийском океане, в непосредственной близости от Персидского залива. Израильские подводные лодки способны нанести сокрушающий удар по любому неприятелю в акваториях Средиземного, Красного и Аравийского морей.

Первые подводные лодки типа «Т» прекратили службу в 1974 году, а следующие поступили лишь спустя два года. И это была построенная на британских верфях дизель-электрическая субмарина «Галь» («Волна») усовершенствованного немецкого проекта 206 разработки IKL (Ingenieur Kontor Lubeck). Подводные лодки предыдущего немецкого проекта 205 предназначались в основном для выполнения задач береговой обороны.

По первой субмарине всю серию так и назвали «Галь». Всего таких лодок в составе израильских ВМС было три. На первое боевое патрулирование «Галь» вышла 13 января 1977 года в районе ливанского города Тир. В 1982 году субмарины этого типа принимали участие в 1-й Ливанской войне. Они вели разведку вдоль побережья, корректировали артиллерийский огонь, находились в состоянии готовности нанести удар по сирийскому флоту в случае начала полномасштабной войны с Сирией.

Подводная лодка «Галь» в составе израильских ВМС прослужила 27 лет. В середине октября 2007 года ее передали в Военно-морской музей в Хайфе. Разумеется, с нее были демонтированы секретные системы вооружения и связи, а для удобства обозрения посетителями ей навесили сбоку две двери и установили на земле подпорки.

Опыт, накопленный на предыдущих подводных лодках, позволил израильским инженерам разработать необходимые усовершенствования. Так, относительно маленькие (водоизмещением в 200 т, 49 м в длину и в ширину около 5 м), но зато быстрые и современные подлодки, были спланированы непосредственно под нужды израильского подводного флота. Установленное на них вооружение, оборудование для наблюдений и прослушиваний, а также вся остальная электроника были на тот момент самыми совершенными. Также их переоснастили противокорабельными ракетами и более современными торпедами.

В 1999 году в Хайфу пришли модифицированные «Рахав» и «Левиатан» («Кит»), на следующий год к ним присоединилась «Ткума» («Возрождение»). Эти три лодки за время своей службы приняли участие во множестве операций, большинство из которых будут засекречены в ближайшие десятилетия. В 2013 году в состав «Шайетет-7» вошла и субмарина «Танин» нового образца. Вероятно, следует пояснить, что эта лодка, не первая, которая так именуется. По традиции, соблюдаемой во многих странах, новые корабли нередко получают названия своих предшественников, уже списанных из составов флотов. Первая тезка нынешней субмарины «Танин» состояла на вооружении израильских ВМС с 1959 по 1968 год, вторая – с 1977 по 2002 год.

В начале нынешнего тысячелетия в израильском подводном флоте произошли качественные изменения, ибо на вооружение были поставлены усовершенствованные в соответствии с израильскими разработками немецкие дизель-электрические субмарины типа «Дольфин». Две первые субмарины Берлин Иерусалиму просто подарил. Стоимость третьей немцы и израильтяне разделили между собой пополам, за четвертую и пятую израильтяне заплатили две трети стоимости, треть опять добавила Германия. Но даже и при таком раскладе новые субмарины, стоящие по 400 млн евро каждая, стали самыми дорогими боевыми системами в составе вооруженных сил страны.

Подводный флот Израиль не подведет

Первые субмарины израильского флота были почти все сплошь британские, такие как эта ПЛ «Сангвин».

Если в 2012 году только 36% времени израильские подводные лодки проводили в оперативных мероприятиях, посвящая остальное время боевой подготовке, то к нынешнему году операции вдали от берегов страны стали занимать уже не менее 60% всего времени. Поэтому задача, поставленная израильским ВМС на ближайшие годы, такова: сформировать по два экипажа для каждой подлодки с таким расчетом, чтобы корабль, заходя на базу лишь заправлялся и вновь выходил в море со вторым экипажем, пока первый отдыхает.

Следует особо отметить, что современные израильские субмарины оснащаются воздухонезависимой энергетической установкой, позволяющей подлодке дольше находиться в подводном положении, оставаясь не замеченной для противника. Они оборудованы самыми передовыми израильскими системами вооружения, а также средствами наблюдения и пр.

Увеличение количества подлодок соответственно потребовало и значительного расширения базы в Хайфе. Часть прилегающей к ней территории моря осушили, построили новый волнорез и дополнительные места для базирования кораблей. Кроме того, после 2-й Ливанской войны июля-августа 2006 года для защиты от ракетных обстрелов со стороны Ливана стоящих в порту субмарин были созданы железобетонные бункеры.

Пришлось резко увеличить и штат самого подразделения «Шайетет-7». Боевая единица, через которую за всю 50-летнюю историю израильского подводного флота прошло всего около 2000 человек, удвоила свой личный состав.

В нынешнем году в боевой состав «Шайетет-7», как уже упоминалось, вошла подлодка «Рахав». Еще одна, шестая подлодка типа «Дольфин» должна войти в состав израильских ВМС в 2018 году.
Автор Захар Гельман
Вернуться назад