Старый конь, который не портит борозды. Сказ о Т-72

По чему можно судить более или менее объективно боевую машину? По успехам в боях, по спасённым жизням экипажей? Или по ТТХ? Строго говоря, есть немало хороших машин, которые не участвовали в боях. А старые, но проверенные образцы уступают своим более молодым «коллегам». Однако, как показывает практика, старая техника вполне успешно борется с новейшими собратьями. И посему судить мы будем по количеству выпущены единиц. Как раз о таком заслуженном ветеране и хочется поговорить.




 

Встречайте: Т-72


Среди танков второго поколения Т-72 является самым массовым, и, наверное, самым популярным. Что из чего истекает можно оставить на усмотрение читателя, однако побеседуем именно о самом танке. В 1973 году Т-72 был принят на вооружения в армию СССР, однако потом распространился очень сильно. Все страны СНГ используют уральский шедевр, он поставлялся в страны Варшавского договора, Финляндию, Ближний восток и Индию. Надо сказать, что не только СССР выпускал семьдесят вторых, поскольку по лицензии над его производством работали в Югославии, Польше, Чехословакии и Индии, которые тоже занимались его экспортом. О удачности конструкции говорит хотя бы то, что за годы его эксплуатации Т-72 пережил хоть и серьёзные изменения, но по сути остался обыкновенным  Т-72, а его 29 модификаций всё равно оставляют полюбившийся танк узнаваемым.


Стоит отметить, что выпускавшие его по лицензии танкостроители тоже модернизировали танк, причём немногим меньше создателей – 21(!) раз.

 

Конечно, многие скажут, что танк плохой, раз его столько раз модернизировали, однако это явно не так. Посудите сами – плохой танк, во-первых, никто не стал бы принимать на вооружение, и уж тем более модернизировать. Скорее наоборот – Т-72 является одной из самых удачных платформ для модернизации и производства на его основе иных бронированных машин. Даже несмотря на солидный возраст, Т-72 продолжают модифицировать, и причина тому отнюдь не количество машин на хранении. Да и техники на его основе количество тоже немалое – одних только проектов 27, из которых едва ли не половина – зарубежные.



Именно высокие надёжность и огневая мощь танков Т-72, а также большое их количество на вооружении многих стран подталкивают конструкторов Чехии, Словакии, Польши, Румынии, Украины, Франции и Бельгии, а также и ряда других стран разрабатывать проекты глубокой модернизации этой замечательной машины и довести её боевые характеристики до уровня танков НАТО последних разработок.

— С. Суворов. Танк Т-72. Вчера, сегодня, завтра

 

Бронирование внушительное, даже с учётом относительно слабо бронированного «декольте», и достигает приведённой толщины верхней лобовой детали 550мм. Стоит так же отметить, что динамическая защита применялась и применяется, и совершенствуется с каждой следующей моделью.


Про вооружение разговор отдельный, поскольку машина получила 125 мм орудие 2А26М или 2А46, старое и новое соответственно. Курсовым пулемётом является ПКТ(7,62) а зенитным НСВТ(12,7) более известный как «Утёс». В зависимости от модели танка зенитный пулемёт управляется либо командиром танка напрямую, либо через комплекс управляемого вооружения «Свирь».


 

Боевое применение


Почти везде, куда поставлялся Т-72, он засветился в военных конфликтах, причём воюя как с современными, так и с устаревшими ОБТ, и с ровесниками само собой тоже. Устаревшие танки он разделывал под орех, с ровесниками справлялся вполне успешно, а с новыми на тот момент «Абрамсами» с переменным успехом. Да, на первый взгляд, встретившись с «Абрамсом» Т-72 невероятно проигрывает, однако стоит отметить, что в боях с ними участвовали экспортные Т-72 без «родных» систем пожаротушения, противоракетной обороны и многослойного бронирования башни.

 

Современный Т-72БЗ же вполне способен составить конкуренцию даже машинам сравнительно недавней разработки, несмотря на небольшое моральное устаревание.


Таким образом, Т-72 - рабочая лошадка многих армий, до сих пор имеет потенциал для модернизации, чем весьма активно пользуются конструкторы самых разных стран. Да, у него есть недостатки, но и плюсов несомненно немало. Пройдёт время, «Армата» встанет на поток, будет запущено массовое производство, и тогда ветеран уйдёт на заслуженный покой.


Автор: Алексей Хмелёв

Вернуться назад