В Японии испытывается Zero-2?

В медийном пространстве заметное место занял первый испытательный полёт японского опытного истребителя X-2, состоявшийся 22 апреля с.г., который спроектировало и изготовило одно из отделений корпорации Mitsubishi. Напомним, что во время Второй мировой войны именно эта корпорация прославилась знаменитым истребителем A6M Zero, господствовавшим в небе Тихого океана в первые два военных года.

 

Обсуждаются характеристики X-2, а также политические аспекты, сопровождавшие как разработку, так и сам факт появления "на публике” нового самолёта.


Сразу следует оговориться, что в данном случае можно говорить лишь о прототипе будущей боевой машины, на котором будут отрабатываться перспективные технологии в области снижения заметности и прочие технологические новации, позволяющие относить истребители к пятому поколению.


Тем не менее первый демонстрационный полёт X-2 стал важным свидетельством намерения Японии укрепить свой статус члена весьма узкого клуба лидеров в области разработок самых современных авиационных военных технологий.


В связи с этим в качестве примечательного события комментаторы вспоминают, что ещё в 2006-2007 гг. Япония не раз обращалась к США с просьбой ознакомиться с боевыми, эксплуатационным и и технологическими особенностями истребителя F-22 (тогда единственного в мире самолёта пятого поколения) на предмет его возможной закупки или организации лицензионного производства. Тогда против выступил Госдепартамент США, ссылаясь на закон о запрете продажи за границу F-22, напичканного самыми передовыми технологическими достижениями. В этот закон, впрочем, вполне можно было внести поправку, которая позволила бы поставить Японии F-22 "в порядке исключения и в упрощенном варианте”.


Проблема, заставившая Госдепартамент заблокировать эту сделку, носила исключительно политический характер и была связана с резкими протестами со стороны другого важного американского союзника, каковым является Южная Корея. Именно в дискуссиях вокруг возможного приобретения Японией F-22 тогда наиболее отчётливым образом проявились проблемы в японо-южнокорейских отношениях, остающихся до сих пор источником головной боли для Вашингтона.


В 2007 г., то есть сразу после отказа США предоставить информацию об истребителях F-22, в Японии было объявлено о принятии программы по разработке так называемого "Демонстратора передовых технологий – истребителя X” (Advanced Technology Demonstrator-X, ATD-X). Взлетевший 22 апреля с.г. X-2 и является первым зримым итогом выполнения программы ATD-X.


Однако его дальнейшая судьба теперь существенным образом будет определяться развитием другой программы, в рамках которой, начиная с 2016 г., на вооружение японских ВВС должны поступить 42 истребителя-бомбардировщика пятого поколения F-35, разработанного той же компанией LM. В их производстве участвует корпорация Mitsubishi, доля которой в конечном продукте будет постепенно возрастать.


Если командование ВВС Японии сочтёт некритичными те многочисленные проблемы, которые с момента проектирования и до сих пор сопровождают F-35, то X-2, видимо, останется летающей лабораторий для истребителя уже шестого поколения. В случае же негативного ответа на этот вопрос, X-2 станет базой для разработки и производства (уже в начале следующего десятилетия) собственного истребителя пятого поколения (своего рода Zero-2). При этом не исключается возможность кооперации с неким внешним партнёром.


Обращают на себя внимание смешанные чувства, которые первый полёт X-2 вызвал в КНР. Прежде всего, просматривается настороженность в связи с самим этим фактом.


В то же время отмечается очевидное (пока) отставание Японии от Китая в сфере собственных достижений в области внедрения новейших технологий в современные боевые самолёты, свидетельством чего является начавшееся принятие на вооружение ВВС Китая истребителей пятого поколения J-20.

 

Указывается, что не в последнюю очередь это отставание обусловлено опасениями США, во-первых, потерять контроль над процессом переоснащения вооружённых сил ключевого союзника и, во-вторых, получить в его же лице нового мощного конкурента на международном рынке современных вооружений.


В этом втором качестве Япония только делает первые шаги и, как показывают итоги небывалого по стоимости тендера на поставку Австралии подводных лодок, ей случается проигрывать изначально, казалось бы, выигрышную позицию. Впрочем, в этой неудаче Токио усматривает политические мотивы правительства Австралии, ранее рассматривавшихся на страницах НВО.


Не вызывает, однако, сомнения, что уже в ближайшее время Япония заявит о себе на международном оружейном рынке. Особенно весомым образом это может произойти в процессе развития отношений с Индией.


Несомненным также представляется то обстоятельство, что, начиная дорогостоящую программу ATD-X, руководство страны оценивало и экспортный потенциал её конечного продукта.


Наконец, нельзя не отметить полное соответствие первого полёта X-2 общему тренду последних лет по укреплению военной компоненты в наборе инструментов, с помощью которых Япония отстаивает свои интересы на международной арене.


Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона

 

Вернуться назад