GXV-T vs Т-14 «Армата»: как будет выглядеть танк будущего?

Агентство передовых исследовательских оборонных проектов Пентагона, также известное как DARPA, рассказало общественности, как продвигается их проект создания перспективной бронированной боевой машины. Американские эксперты называют танком будущего экспериментальный проект Ground X-Vehicle Technology или сокращенно GXV-T.


Как отмечает в разговоре с нами военный эксперт Евгений Лисовский, похоже, американским инженерам не дают спокойствия лавры их российских коллег. «В прошлом году авторитетное издание National Interest по сути признало российский танк Т-14 «Армата» лучшим в мире. У предшественника «Арматы» на позиции лучшего в мире - немецкого  «Леопарда 2А7» просто не было бы шансов в танковой дуэли гусеничных машин, его снаряды попросту не берут броню Т-14. А все высокотехнологичные преимущества наподобие цифровой башни и улучшенной системы управления огнем в таком случае сводятся на нет.


Недолго думая, немцы взялись за модернизацию Leopard 2A7, и в то же время вместе с французами запустили новый проект основной наземной боевой машины Main Ground Combat System, разработка концепции которого должна завершиться к 2017 году.


Но американцы свой проект GXV-T запустили еще в 2014 году и пошли по другому пути. Основная цель разработчиков – создать быстрый и маневренный танк. В сегодняшнем понимании машина мало будет напоминать классический танк. Он будет наполовину легче танков среднего и легкого классов, экипаж тоже уменьшиться вдвое, в то время как скорость его должна наоборот вдвое возрасти. Танк GXV-T планируют оснастить новой системой подвески для его лучшей проходимости. Еще одна цель, которую ставят перед собой создатели машины, снизить ее тепловой след, который позволяет противнику наводить ракеты на цель. Другими словами – сделать ее невидимым», - комментирует нам эксперт.


В DARPA раскрыли список компаний и конструкторских бюро, которые будут заниматься разработкой систем новой американской боевой колесной машины: университет Карнеги-Меллона, Honeywell International Inc, Leidos, Pratt & Miller, QinetiQ Inc, Raytheon BBN, SRI International  и Юго-Западный научно-исследовательский институт.  На уровне проекта к машине проявили интерес в морской пехоте США.

 

«Проект действительно амбициозный, разработчики собираются противопоставить скорость и маневренность тенденции увеличения и улучшения брони. По идее, если GXV-T  не сможет спрятаться от снаряда, то он будет пытаться уклоняться от него за счет скорости. Но велик риск того, что его постигнет судьба других амбициозных проектов, которых в истории мирового танкостроения насчитывается немало.


GXV-T vs Т-14 «Армата»: как будет выглядеть танк будущего?
Создание беспилотных роботизированных систем - главный тренд
в мировом танкостроении 

Здесь стоит в первую очередь стоит вспомнить советскую школу танкостроения, именно нашим инженерам приходили в голову самые невероятные идеи, которые, к сожалению, по разным причинам  так до конца и не были реализованы. Например, водоплавающий танк, известный объект 760 - боевая машина могла переплывать через реки и вести бой прямо из воды, использовалась водная пушка и пара специальных винтов.


Или летающий танк МАС-1, которая по задумке должна была вести наземную и воздушную разведку, и участвовать в авиадесантных операциях. Но проект этой машины не был воплощен в жизнь в силу своей сложной конструкции. Ракетный танк ИТ-1, отличительная особенность которого стало отсутствие пушки. Вместо нее на плоской башне размещалась передвижная ракетная установка. Проект заморозили из-за сложности в управлении.


Так и здесь – проект GXV-T появился не на пустом месте. Пару десятилетий назад американцы начинали работать над программой Future Combat Systems, в ходе которой предполагался переход на более легкую и маневренную боевую технику. Боевой опыт в Ираке и Афганистане продемонстрировал ошибочность такого подхода. Легкие бронированные машины взрывались на минах и загорались как спички от попадания снарядов.


На мой взгляд, основной тренд в мировом танкостроении сегодня сосредоточен на создании беспилотных роботизированных систем, которые позволят не рисковать жизнью экипажа. А по этой позиции «Армата» не имеет себе равных – подобная техника уже обкатана «Уралвагонзаводом» на пожарном танке и перенести ее на боевую машину при необходимости можно будет в сжатые сроки», - резюмирует Лисовский.

Вернуться назад