Шушпанцеры Второй мировой: танковая броня своими руками

Глобальная и бескомпромиссная гонка вооружений была отнюдь не порождением Холодной войны. Наиболее ярко она проявилась в годы Второй мировой войны, когда новые, всё более совершенные, образцы техники поступали на фронт практически каждый месяц. Всего за шесть лет средний калибр танковых пушек возрос с 20 до 120 миллиметров. В таких условиях танки и бронемашины устаревали менее чем за год, так как их броня уже не была способна противостоять вражеским снарядам.

 

Но воевать на этой технике бойцам всё же приходилось, а выжить им хотелось. И для того чтобы хоть как-то угнаться за технологическим прогрессом противника солдаты были вынуждены прямо в полевых условиях искать способы усилить броню своей техники. В исключительных случаях им приходилось даже самостоятельно искать способы борьбы с новейшими образцами вооружения.


Фото: coollib.com

 

В первую очередь солдаты сталкивались со стандартными бронебойными снарядами и пулями. Защищались от них тоже вполне стандартным способом – накладывали на технику новые листы брони. Но дело это было весьма хлопотным, ведь подогнать бронелисты и прикрепить к корпусу можно было только в условиях мастерских.


В поле же использовали то, что находилось под рукой – гусеничные траки. На уязвимые места навешивались как новые траки, так и снятые с подбитой своей и вражеской техники. Нередко усердие экипажа переступало все разумные пределы. Подобный метод полевого допбронирования пользовался особой популярностью в Вермахте и РККА.


Шушпанцеры Второй мировой: танковая броня своими руками

Фото: coollib.com

 

Советские танкисты на заключительном этапе войны были втянуты в серьёзные городские бои, где немецкие фаустпатроны поражали танки буквально в упор. Для борьбы с такой напастью на танки начали ставить самодельные решётки, издалека напоминавшие сетки от кроватей. Позже эта путаница перерастёт в миф о том, что вместо стандартных экранов в РККА применяют солдатские койки. Промышленность отреагирует на потребности армии довольно быстро и начнётся выпуск уже заводских навесных экранов.


Шушпанцеры Второй мировой: танковая броня своими руками

Фото: coollib.com


Германские танкисты тоже не ограничивались лишь гусеницами, в ход шли и катки, крепившиеся на лобовой броне. В качестве ещё одного способа противостоять советским снарядам, в Вермахте неоднократно предпринимались попытки зацементировать технику. Форма немецкой техники отлично подходила под заливку бетона прямо на броню, но слой её получался довольно тонкий. В итоге танкисты ограничились установкой уже готовых бетонных блоков. На промышленном же уровне будет налажено производство накладной брони. Так, самоходки Ferdinand выходили с завода уже с прикреплённой допбронёй.


Шушпанцеры Второй мировой: танковая броня своими руками

Фото: coollib.com

 

Американские танкисты использовали практически все возможные методы. Вероятно, это обусловлено тем, что производственные мощности армии США находились за Атлантикой и ответить оперативно на потребности фронта просто не могли, из-за чего многострадальные «Шерманы» танкисты успевали обвешать всем подножным скрабом.


Основой для многослойной самодельной брони служили траки, так как к ним легче всего было крепить всякий хлам. Например, поверх траков укладывались мешки с цементом или песком и заливались бетоном.


Это спасало от кумулятивных снарядов, но для противодействия обычным бронебойным болванкам нужно было что-то посерьёзнее. Например, ящики с камнями.


Шушпанцеры Второй мировой: танковая броня своими руками

Фото: coollib.com

 

Но это были полумеры. Особой же популярностью пользовались бронелисты с подбитой техники. Их просто привязывали стальными тросами к корпусами, а иногда даже приваривали.


Нередко эти экспозиции сверху «украшались» досками и брёвнами, которые должны были защитить танк от магнитных мин. Для защиты таких уязвимых мест, как люки, вокруг них приваривались гвозди и стальные шипы.


Шушпанцеры Второй мировой: танковая броня своими руками

Фото: coollib.com

 

Очевидно что весь этот хлам сильно мешал при эвакуации экипажа из машины. В связи с этим многие командиры запрещали подобную самодеятельность, а в Германии руководство и вовсе считало, что любая дополнительная броня лишь снижает защиту.


Несмотря на это, солдатская инициатива всё же была неудержима и кустарная допброня на танках применялась на протяжении всего XX века и пользуется популярностью по сей день.

 

Вернуться назад