Швейцарский средний танк Pz. 68 (Panzer 68)


Средние танки Pz. 68 (Panzer 68) в течение длительного времени составляли основу танкового парка швейцарской армии. Танк был разработан в середине 60-х годов, первые опытные образцы были изготовлены в 1968 г. Серийное производство осуществлялось четырьмя сериями с 1971 по 1984 г. Выпуск осуществлялся четырьмя постепенно модернизировавшимися сериями и составил 400 машин.

По своей конструкции танк Pz. 68 является дальнейшим развитием танка Pz. 61. 

Танк Pz. 68 имеет классическую компоновку с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения и передним — отделения управления. Механик-водитель располагается по продольной оси танка и управляет движением с помощью рулевого колеса.

 


В боевом отделении в средней части корпуса установлена башня с вооружением, в которой размещены командир танка (слева от пушки) и наводчик (справа) и заряжающий.


Корпус и башня литые с рациональным распределением толщины брони. Боекомплект танка размещается в корпусе. На левом борту башни выполнен круглый лючок для пополнения боекомплекта и выброса стреляных гильз.


Для управления огнем из танка наводчик имеет перископический прицел и ночной ИК-прицел, а командир — оптический дальномер. Для наблюдения за полем боя по периметру его башенки установлены восемь перископических приборов наблюдения. На танке установлен электронный баллистический вычислитель.



Силовая установка танка состоит из V-образного восьмицилиндрового форсированного дизельного двигателя жидкостного охлаждения MB 837 Ва-500. Полуавтоматическая трансмиссия SLM состоит из многодискового главного фрикциона, коробки передач и механизма поворота с гидрообъемной передачей. Коробка передач имеет шесть передач переднего и шесть — заднего хода.


В ходовой части использована индивидуальная подвеска с применением тарельчатых пружин. С каждого борта имеется по шесть обрезиненных опорных и по три поддерживающих катка. Гусеница стальная с открытым шарниром и резиновыми подушками.


Танк оснащен радиостанцией, танковым переговорным устройством, система защиты от оружия массового поражения, автоматической противопожарной системой, системой для подводного вождения, обогревателем обитаемых отделений и телефоном для связи с взаимодействующей с танком пехотой.



Работы по совершенствованию танка Pz. 68 проводились в течение всего времени его производства. Главные отличительные признаки танков Pz. 68 первой промышленной серии (1971-1974 гг., выпущено 170 единиц) заключались в следующем: 


– установлены системы стабилизации пушки в двух плоскостях наведения; 
– усовершенствована система управления огнем, в состав которой введен баллистический вычислитель, новый прицел наводчика и инфракрасный прицел; 
– мощность дизельного двигателя MB 837 Ва-500 форсирована до 660 л. с. и внесены соответствующие изменения в трансмиссию и ходовую часть (использована коробка передач с шестью передачами заднего хода, увеличена ширина и длина траков гусеницы, установлен комплект оборудования, позволяющего преодолевать по дну водные преграды глубиной до 2,3 м).



На танках второй промышленной серии (1977 г., выпущено 60 единиц) к перечисленным выше нововведениям был установлен усовершенствованный воздушный фильтр с поглотителем углекислого газа и смонтирован теплозащитный кожух на 105-мм пушке. 


Танки третьей промышленной серии (1978-1979 гг., выпущено 110 единиц) имеют литую башню больших размеров и автоматическую противопожарную систему, a в остальном не отличаются от танков второй серии. 


Танки четвертой промышленной серии (1983-1984 гг., выпущено 60 единиц) аналогичны танкам третьей серии. 


В результате проведенной в начале 90-х годов модернизации танков 2-4-й серий был создан танк Pz. 68/88. 


Hа нем установлены новая компьютеризированная СУО, усовершенствованная автоматическая противопожарная система и средства защиты от ОМП. Усовершенствована также конструкция подвески.



На базе танка Pz. 68 выпускались следующие бронированные машины: 
- Entp Pz. 65 – бронированная ремонтно-эвакуационная машина (изготовлена 69 единиц); 
- Bru Pz. 68 – танковый мостоукладчик (изготовлено 30 единиц). 


Кроме того, были разработаны но не запущены в серийное производство самоходная 155-мм пушка Pz.K 68 и ЗСУ со спаренными автоматическими 35-мм пушками.


Технические характеристики танка Pz. 68:
Боевая масса, т: 39,7;
Габаритные размеры, мм: длина с пушкой вперёд – 9490, ширина корпуса – 3140, высота – 2740, клиренс – 410;
Бронирование, мм: лоб корпуса – 60, лоб башни – 120;
Вооружение: 105-мм нарезная пушка Pz Kan 61 (боекомплект 56), 2 х 7,5-мм пулемета MG-51;
Двигатель: MB 837 Ва-500 V-образный, 12-цилиндровый, четырёхтактный, дизельный, жидкостного охлаждения;
Мощность двигателя, л. с.: 660;
Скорость по шоссе, км/ч: 55;
Запас хода по шоссе, км: 430;
Удельная мощность, л. с./т: 16,6;
Преодолеваемые препятствия: подъём, град. – 30; стенка, м - 0,8; ров, м - 2,6; брод, м - 1,1 (2,3 с ОПВТ)


Вернуться назад