Подлые подлодки: субмарины спецназначения

Несколько дней назад в сети появились фантазии американских художников на тему новейшей российской подводной лодки специального назначения проекта 09851 «Хабаровск». «Хабаровск» далеко не первая отечественная субмарина, предназначенная для секретных миссий в океане, их создание началось еще в 70-х годах минувшего столетия, о том, что уже построено в обзоре блогов.

Подводные лодки специального назначения — это про спецоперации на морском дне. Миссии, которыми они занимались, долгое время были покрыты завесой секретности. В середине «нулевых» Федеральная служба безопасности даже возбудила уголовное дело по факту разглашения государственной тайны в публикации посвященной деятельности российских гидронавтов (так называют подводников-спецназовцев). Впрочем, нет ничего тайного, что не стало бы явным, особенно в эпоху Интернета.


11 августа этого года в северодвинском Центре судоремонта «Звездочка» состоялась церемония вывода из эллинга АПЛ «Подмосковье», проходящей глубокую модернизацию, а фактически перестройку из РПКСН К-64 проекта 667БДРМ в большую подводную лодку специального назначения БС-64 по проекту 09787 разработки ЦКБ МТ «Рубин». Сейчас она уже спущена на воду. Эта субмарина станет носителем так называемых атомных глубоководных станций 1-го ранга.


Все работы по переделке субмарины проводились на судоремонтном заводе «Звездочка» с 1994 по 2002 годы. В частности на атомной подлодке были демонтированы все шахты для баллистических ракет, помимо этого была укреплена конструкция подводной лодки, которая теперь, по неподтвержденной информации, может погружаться на глубину до 1 километра. Глубоководная станция АС-12 крепится к носителю снизу. В настоящее время лодка К-129 числится в составе российского Северного флота и носит обозначение БС-136 «Оренбург».

 

 

Следующее трио АГС проекта 1851/18511 «Нельма» подводным водоизмещением около 1000 т проектировалось тем же СПМБМ «Малахит» (главный конструктор — Герой России С.М. Бавилин) и строилось теми же «Адмиралтейскими верфями». Сколько-нибудь четких фотографий этих подлодок нет. Но если довериться ресурсу Covert Shores, специализирующемуся на сборе и обобщении информации о силах и средствах специальных подводных операций, то в днищевой части носовой оконечности этих субмарин имеются мощные манипуляторы, способные выполнять самые разные задачи: от собирания элементов разного рода оружия на морском дне до «перегрызания» подводных кабелей.

 

 

Наконец, самая известная из АГС – АС-31 проекта 10831 подводным водоизмещением 2100 т – из-за особенностей конструкции своего прочного корпуса, представляющего собой «цепочку» титановых сфер, получила неофициальное название «Лошарик». Субмарина сконструирована СПМБМ «Малахит» (главный конструктор – Герой России Ю.М. Коновалов) и построена Севмашем. Она вошла в строй в 2006 году. Во время экспедиции «Арктика-2012» в августе-октябре 2012 г. эта лодка двадцать суток занималась сбором грунта и образцов породы на глубинах 2500-3000 м. Этот рекорд вряд ли в обозримом будущем будет побит. Разве что какой-нибудь очередной АГС российского производства.


В США также накоплен большой опыт по созданию субмарин специального назначения. Что интересно американцы из существования таких подлодок никогда не делали большого секрета, самой знаменитой глубоководной субмариной стала минилодка NR-1, которая была спущена на воду в 1969 году.


19 августа 1969 года прошла испытания экспериментальная сверхмалая атомная глубоководная подводная лодка NR-1, предназначенная для океанографических и геологических исследований, ремонтных работ, установки и обслуживания подводного оборудования.

 

 

Имея водоизмещение 400 тонн, глубину погружения около 900 метров и не имея вооружения, NR-1 фактически занимает промежуточное положение между субмаринами и глубоководными обитаемыми аппаратами.


NR-1 никогда официально не нарекали и не вводили в строй. В военно-морских силах США используется сквозная нумерация кораблей, назначаемая через Конгресс, и адмирал Hyman Rickover, автор проекта, стремился не только не занимать номер в общем списке, но и избежать надзора, которому корабль обычно подвергается со стороны сразу нескольких бюрократических организаций.


За время своей службы, NR-1 использовалась для поиска и подъема останков истребителя F-14 с новейшими совершенно секретными ракетами «Phoenix», скатившегося в море с палубы авианосца «Джон Ф. Кеннеди» в 1976 году. После катастрофы шаттла «Челленджер» в 1986 году, NR-1 использовалась для поиска и подъёма со дна его обломков без котороых невозможно было выяснить причину гибели космического корабля. Благодаря способности оставаться длительное время под водой, лодка была главным инструментом глубоководного поиска.


Основой энергетической установки NR-1 является водо-водяной ядерный реактор малой мощности, передающий энергию с помощью турбины на турбогенератор переменного тока. Генератор питает два электромотора, которые вращают два гребных винта. Рули глубины размещены на рубке, вертикальный руль имеет обычную конструкцию и размещён в хвосте. Манёвренность лодки улучшают четыре поворотных подруливающих устройства.


NR-1 оснащена комплексом электронного, компьютерного и гидроакустического оборудования, который решает задачи навигации, связи, обнаружения и идентификации подводных объектов, а также подъёма находок на поверхность.


Лодка способна изучать морское дно, измерять температуру и направление течений, получать различную информацию для военного, коммерческого, научного использования. NR-1 обладает очень высокой маневренностью. Ценной особенностью является способность висеть в воде без движения, позиционируясь с высокой точностью. Атомный реактор обеспечивает большую автономность и уменьшает зависимость от надводных кораблей обеспечения, позволяет двигаться в подводном положении длительное время, ограниченное только запасами воды, пищи и объемами цистерн сточных вод и гальюна.

Вернуться назад