Тяжелая судьба легких российских истребителей

Воздушная гонка МиГ и Су: у кого больше козырей

 

Истребитель МиГ-29К (на первом плане), на втором плане — самолет сопровождения МиГ-29М2Уже почти полгода в новостях информационных агентств мира прописались на долгосрочной основе две буквы — Су, дополненные двумя цифрами: 24, 25, 34 или 35. В связи с чем ОКБ Сухого теперь у всех на слуху. При этом создается ощущение, что ОКБ Микояна, именующееся сейчас Российской самолетостроительной корпорацией (РСК) МиГ, не просто ушло в тень, а прекратило свое существование.

Таковы следствия конкурентной борьбы между двумя прославленными ОКБ, когда успех решает не только качество выпускаемой продукции, но и административные схватки и информационные кампании. По двум последним позициям ПАО «Компания «Сухой» действовала намного успешнее.

По поводу бюрократическо-информационной ситуации приверженцы МиГ мечут громы и молнии на авиационных форумах и в специализированных изданиях. В этих высказываниях есть и попытка проанализировать процессы, имевшие место в отрасли за последнее десятилетие, и невольное желание выдать желаемое за действительное, и плохо скрываемая обида, вполне естественная. В общем, объективность с субъективностью в одном флаконе.

Одно можно сказать однозначно: в результате столкновения интересов двух компаний был сильно поражен класс легких истребителей, которыми традиционно занимается «РСК МиГ».

При этом можно было бы вспомнить, как некрасиво Артем Иванович Микоян обошелся в 1939 году с «королем истребителей» Николаем Николаевичем Поликарповым, отобрав у него КБ вместе с инженерами и разработками. И можно было бы сказать, что вот и аукнулось это дело спустя три четверти века.

Однако обсуждать эту щекотливую тему, чтобы не подливать масло в огонь, мы не будем. Гораздо интереснее и правильнее узнать, что нового предлагает компания МиГ российским Вооруженным силам, а также что у нее покупают иностранцы.

Схватка за палубу

МиГ-29К — совсем новый самолет, несмотря на то, что приставка «29» появилась в названии серийных самолетов еще в начале 80-х годов. У этого палубного истребителя затяжная и непростая история. Совершив первый полет в 1988 году, он, как и прочие изделия ОКБ в 90-е годы, был на грани жизни и смерти из-за отсутствия финансирования. В конце десятилетия отрасль начала оживать, и конструкторы модернизировали машину, оснастив ее новой авионикой и усилив вооружение. Летные испытания завершились в 2006 году.

Однако принимать на вооружение авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», заставленного тяжелыми истребителями Су-33, МиГ-29К не спешили. Самолет был подвергнут еще одной модификации, в результате которой была существенно усилена авионика. И машина стала относиться к поколению 4+. На вооружение она была принята в 2013 году. К этому времени подоспел и еще один палубный истребитель — двухместный учебно-боевой МиГ-29КУБ.

Надо сказать, что ВМФ не спешит заменять на крейсере не только палубные Су-33, которые постарее МиГов и относятся к четвертому поколению, но откровенно более слабые Су-25УТГ, на которых отсутствует вооружение. В то же время Индия с большой охотой покупает для своего авианосца «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков») и строящегося нового авианосца именно МиГ-29К и МиГ-29КУБ. Ситуация сложилась парадоксальная: ВМФ России эксплуатирует 24 МиГа (24 заказано), ВМФ Индии — 28 (30 заказано).

Да, Су-33, будучи тяжелым истребителем, имеет преимущество по ударной мощи перед любым легким истребителем. Однако он в полтора раза не только тяжелее, чем МиГ-29К, но и крупнее. И на палубе «Адмирала Кузнецова» суховских машин располагается в полтора раза меньше, чем миговских. Соответственно, и суммарная ударная мощность, то есть боевая ракетно-бомбовая нагрузка получаются равными.

Су-33 (Фото: Лев Федосеев/ ТАСС)

Правда, апологеты фирмы Сухого утверждают, что тяжелым истребителям проще потопить неприятельский авианосец. Но вот в воздушных боях, в качестве самолетов противовоздушной обороны, преимущество имеют более легкие, маневренные и многочисленные МиГ-29К и МиГ-29КуБ.

При этом следует учитывать и экономический фактор — МиГ-29К вдвое дешевле, чем Су-33, а час его эксплуатации стоит в 2,5 раза меньше.

При модернизации самолета были частично использованы стелс-технологии. Результат оказался впечатляющим. При испытаниях индийцами МиГ-29К было установлено, что у них видимость снизилась в 4−5 раз по сравнению с МиГ-29, у которого ЭПР равна 5 кв.м. Это серьезное достижение.

На МиГах установлено более совершенная авионика. К ней в первую очередь относится РЛС с щелевой антенной решеткой «Жук-МЭ», относящаяся к поколению 4+. На Су-33 стоит куда более скромная по возможностям РЛПК-27 (Н001), принятая на вооружение в 1985 году. Это была первая разработка НИИП им. Тихомирова.

Также установлено современное навигационное и прицельное оборудование, способное обслуживать как имеющееся ракетное вооружение, так и разрабатывающееся. Работу всех систем координирует бортовой компьютер.

ЛТХ МиГ-29К и Су-33

Длина: 17,4 м — 21,18 м

Высота: 5,2 м — 5,72 м

Размах крыла: 11,99 м — 14,7 м

Площадь крыла: 42 кв.м. — 67,8 кв.м.

Масса пустого: 12700 кг — 19600 кг

Максимальная взлетная масса: 22400 кг — 33000 кг

Тяга двигателей: 2×5500 кгс — 2×7670 кгс

Тяга на форсаже: 2×8800 кгс — 2×12500 кгс

Максимальная скорость у земли: 1400 км/ч — 1300 км/ч

Максимальная скорость на высоте: 2300 км/ч — 2300 км/ч

Боевой радиус без ПТБ: 850 км — 1000 км

Боевой радиус с 3 ПТБ: 1300 км — ПТБ отсутствуют

Практический потолок: 17500 м — 17000 м

Скороподъемность: 300 м/с — н/д

Длина разбега: 110 м — 105 м

Длина пробега: 90 м — 90 м

Боевая нагрузка: 4500 кг — 6500 кг

Число точек подвески: 8 — 10

Пушечное вооружение: пушка 30-мм, 150 снарядов — пушка 30-мм, 150 снарядов.

Все решает соотношение качество/цена

Легкий истребитель МиГ-35 — прекрасный самолет. Но он имеет существенный недостаток — его не приняли на вооружение и не запустили в серийное производство. В связи с чем недавно эта машина, к которой проявляли большой интерес Индия и Египет, проиграла два тендера французскому «Рафэлю». Обе страны пошли даже на большие затраты при покупке истребителя лишь бы иметь синицу в руке, а не журавля в небе.

Хотя самолет должен был начать поступать в войска буквально в ближайшее время. Такой же срок назывался, по крайней мере, год назад. У задержки есть две причины. Во-первых, все ждут, когда же, наконец, будет принята на вооружения РЛС с АФАР для МиГ-35. Правда, миговцы заявляют, что можно сделать пяток истребителей с более простой РЛС, а там и новая подоспеет.

Во-вторых, лоббисты из ОКБ Сухого внедряют в минобороновские массы идею о том, что взамен легкого истребителя МиГ-35 на смену устаревшим МиГ-29 вполне можно принять тяжелые истребители Сухого. Идея странная, поскольку для того, чтобы, скажем, разбомбить пару бронетранспортеров, использовать Ту-160 довольно нелепо и слишком дорого. А ведь Су-35 тоже машина недешевая в сравнение с МиГом, и час полета стоит гораздо дороже.

Согласно общемировой концепции, доля легких истребителей во фронтовой авиации должна составлять примерно две трети от общего количества самолетов. Такая формула составлена с учетом целого ряда обстоятельств. В том числе, и экономических. Производство и эксплуатация легких истребителей существенно дешевле. В ВВС России картина обратная — легкие МиГ-29 составляют одну треть парка самолетов. В нынешней ситуации неплохо было бы и начать считать деньги. Что отнюдь не означает снижение боеготовности.

МиГ-35 принадлежит к поколению 4++. Ряд его характеристик в полной мере соответствует самолетам 5-го поколения. Прежде всего, это сверхманевренность за счет аэродинамики планера и всеракурсно изменяемого вектора тяги. Здесь с миговской разработкой не может сравниться ни один легкий истребитель мира.

Двигатель хоть и немного не дотягивает в бесфорсажном режиме до сверхзвуковой скорости, но имеет электронную систему управления, которой нет у Су-35. Также двигатель имеет значительно больший ресурс, чем двигатель МиГ-29.

Бортовая РЛС «Жук-АЭ» построена на активной фазированной антенной решетке. У Су-35 решетка пассивная.

В системе управления вооружением используются также две оптико-локационные станции, имеющие телевизионный и тепловизорный канал и лазерный дальномер и целеуказатель. У Су-35 лишь одна такая станция, работающая в передней полусфере. У МиГ-35 есть возможность обзора в нижней полусфере, что повышает эффективность поражения истребителем наземных объектов.

Облегчает работу пилота нашлемная система целеуказания, индикации и прицеливания.

Основные достоинства самолета состоят в использовании в нем самого современного бортового радиоэлектронного оборудования. Помимо вышеперечисленных систем, тут следует назвать средства радиоэлектронной борьбы.

За счет использования в больших объемах композитных материалов снижена заметность самолета и облегчен планер.

При оценке экспортных перспектив самолета немаловажную роль играет его стоимость. Так, цена французского «Рафаэля» в зависимости от модификации может достигать 125 млн. долларов. За 15 лет было произведено лишь 140 самолетов.

Американский F-16 Fighting Falcon по своим возможностям значительно скромнее. Но им, можно сказать, заполонили весь мир — построено (правда, за 35 лет) более 4600. Такой успех вызван не только популярностью бренда Lockheed Martin, но и дешевизной самолета, который продается по цене от 40 до 50 млн. долларов. МиГ-35 ориентировочно стоит 45 млн. долларов.

МиГ-35 (Фото: Сергей Бобылев/ ТАСС)

ЛТХ МиГ-35, F-16 и Dassault Rafale

Длина: 17,30 м — 15,03 м — 15,27 м

Размах крыла: 12,0 м — 10,0 м — 10,8 м

Площадь крыла: 38,0 кв.м. — 27,9 кв.м. — 45,7 кв.м.

Масса пустого: 11000 кг — 10000 кг — 9500 кг

Максимальная взлетная масса: 23500 кг — 21800 кг — 24500 кг

Масса топлива: 4800 кг — 3300 кг — 4700 кг

Боевая нагрузка: 6500 кг — 7800 кг — 9500 кг

Число узлов подвески: 10 — 11 — 14

Тяга двигателей: 2×53 кН — 1×84 кН — 2×50 кН

Тяга на форсаже: 2×88 кН — 1×144 кН — 2×75 кН

Максимальная скорость: 2,25М — 2,0М — 1,8 М

Боевой радиус: 1000 км — 550 км — 1800 км

Практический потолок: 17500 м — 18000 м — 17000 м

Скороподъемность: 330 м/с — 250 м/с — 305 м/с

Управляемый вектор тяги: есть — нет — нет

РЛС с АФАР: есть — есть — есть

 

Владимир Тучков

Фото: Марина Лысцева/ ТАСС

 

Вернуться назад