Рукопашный бой. Советская история

В молодой Стране Советов рукопашный бой развивался особым путем. Это направление совпадало с вектором развития страны. В отвергнутом «наследии самодержавия» остались народный кулачный бой и школы технической подготовки рукопашного и штыкового боя, применявшиеся в царской полиции и армии. Но Рабоче-Крестьянская Красная Армия, народная милиция и зарождавшиеся спецслужбы нуждались в навыках прикладного рукопашного боя. Для его возрождения даются указания и привлекаются лояльные к новой власти специалисты.

В 1919 году выходит программа занятий по рукопашному бою в РККА. В этом же году утверждается «Руководство по штыковому бою». В 1923 году издается первое официальное руководство по физической подготовке, которое называлось «Физическая подготовка Рабоче-Крестьянской Красной Армии и допризывной молодежи». В нем были разделы: «Владение холодным оружием» и «Способы защиты и нападения без оружия». Поскольку старая школа подготовки во многом была утеряна, ее место занимали западный бокс, греко-римская борьба и восточные дзюдо и джиу-джитсу.
 
В начале 20-х годов прошлого века создаются спортивные секции, в которых изучают способы защиты и нападения без оружия, владение холодным оружием.

16 апреля 1923 года учреждено Московское пролетарское спортивное общество «Динамо», в котором работала секция самозащиты под руководством Виктора Афанасьевича Спиридонова. В 1928 году он выпускает книгу «Самозащита без оружия», в которой синтезирует джиу-джитсу с техникой французской борьбы. В 1930 году на кафедру защиты и нападения ГЦИФК в качестве преподавателя факультатива по дзюдо был приглашен В. С. Ощепков. В учебную программу кафедры входило изучение основ спортивной тренировки по классической борьбе, боксу, фехтованию, штыковому бою и силовой подготовке. Именно в эти годы происходит объединение ударной и борцовской техники в единый комплекс прикладного характера.

В 1930 году для оперативных сотрудников ГПУ и милиции Н. Н. Ознобишиным было выпущено руководство «Искусство рукопашного боя». Автор критически оценил и сопоставил различные известные в то время единоборства. На основе личного опыта Н. Н. Ознобишиным была разработана оригинальная комбинированная система. Это была первая в стране попытка объединить в единое целое рукопашный, ближний огневой бой и психологическую завязку схватки.

Спиридонов впервые в мировой практике реализовал систему обратной связи, когда сотрудники ВЧК после задержания преступника заполняли специальные, «заранее заготовленные» анкеты, в которых они указывали способы и приемы, применявшиеся при задержании преступника.
Применять свои навыки на практике приходилось не только правоохранительным органам, но и Красной Армии.

События на озере Хасан и на Халхин-Голе, а также советско-финская война показала, что массированное применение рукопашного боя в современной войне маловероятно. Это война техники, моторов и маневра с огневым поражением. Финская война к тому же показала необходимость удобного теплого обмундирования, отсутствие которого осложняло даже в разведке классическое применение рукопашного боя.
В итоге финская война оставила очень мало примеров рукопашных схваток.

Начавшаяся Великая Отечественная война отодвинула на дальний план развитие спортивного направления рукопашного боя. В развернувшихся баталиях применялся прикладной рукопашный бой. Эти схватки условно делятся на две категории:

– массовые схватки в общевойсковом бою;
– схватки при ведении разведкой налетов, поисков и засад.

Первая категория, хоть и показывала массовый героизм и жестокость войны, не требовала от рукопашного боя системности.

Профессионально готовили войсковых разведчиков и диверсантов. Их учили планировать схватки, проводить их осмысленно, добиваясь необходимой цели.

Туда отбирали бойцов, умеющих думать, с хорошими физическими данными. За время войны система их подготовки была усовершенствована и хорошо отлажена. Вот краткий боевой эпизод из книги морского разведчика дважды Героя Советского Союза В. Н. Леонова: «Взвод Баринова ближе других к заграждению. Сорвав с себя стеганую куртку, Павел Барышев кинул ее на колючую проволоку и перевалил через ограду. Высокий Гузненков с ходу перемахнул через проволоку, упал, отполз и тут же открыл огонь по дверям барака.

Разведчики стали стаскивать с себя куртки, плащ-палатки, приближаясь к колючей проволоке. А Иван Лысенко подбежал к железной крестовине, на которой висела проволока, нагнулся, сильным рывком взвалил крестовину на плечи, медленно поднялся во весь рост и, широко расставив ноги, надрывно крикнул:

– Вперед, братва! Ныряй!
– Молодец, Лысенко!

Я проскочил в образовавшуюся под забором брешь.

Обгоняя меня, к бараку и пушкам, к блиндажам и землянкам бежали разведчики.

Семен Агафонов забрался на крышу блиндажа, близ пушки. «Зачем это он?» – недоумевал я. Из блиндажа выскочили два офицера. Первого Агафонов пристрелил (потом выяснилось, что это был командир батареи), а второго, обер-лейтенанта, оглушил ударом приклада автомата. Спрыгнув, Агафонов догнал Андрея Пшеничных, и они стали прокладывать себе гранатами дорогу к пушке.

Агафонов и Пшеничных еще вели рукопашный бой с орудийным расчетом, а Гузненков с двумя разводчиками, Колосовым и Рябчинским, уже поворачивали пушку в сторону Лиинхамари». Описание схватки показывает комбинирование ближнего огневого и рукопашного боев.

Систематизировать и описывать полученный опыт начали после войны. Так, в 1945 году выходит пособие К. Т. Булочко «Физическая подготовка разведчика», в котором автор, используя военный опыт, описывает приемы и способы рукопашного боя. Причем почти все приведенное в книге не потеряло своей актуальности и сейчас.

Войска НКВД проявили себя во многом. Стоит вспомнить подразделение, называвшееся войсками особой группы НКВД. В 1941 году подразделение было переименовано в отдельную мотострелковую бригаду особого назначения. В бригаде служило много видных спортсменов Советского Союза: стрелки, боксеры, борцы и т. д. Благодаря их опыту и навыкам проводились захваты пленных, налеты и засады на территориях, захваченных врагом. Причем значительная доля бесшумно, только приемами рукопашного боя.

 


В войне Страны восходящего солнца с СССР японцы даже не помышляли помериться силами в рукопашных боях с советскими воинами. Если такие схватки происходили, то победителями выходили наши бойцы. Упоминаний о практической пользе для японцев в этих схватках восточных единоборств нет.


По опыту прошедших войн определилось место рукопашного боя в подготовке воина, как средства физической и психологической подготовки. Рукопашный бой использовался для развития двигательных умений и навыков, правильного ориентирования в условиях ближнего боя, чтобы суметь первым произвести выстрел, бросить гранату, нанести удар холодным оружием, выполнить прием.


В ближнем бою в первую очередь применялось поражение противника огнем, а холодное оружие и приемы единоборств использовались только при внезапном столкновении с противником, при отсутствии боеприпасов или отказе огнестрельного оружия, при необходимости уничтожить противника бесшумно или при захвате в плен. Это побуждало бойцов мгновенно ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, проявляя инициативу, действовать решительно и дерзко, целиком используя полученные практические знания.


В связи с изменением в вооружении, технике, тактике, задачах и доктрине ведения войны изменяется и отношение в армии к занятиям рукопашным боем. Так, в «Наставлениях по физической подготовке» 1948 года из раздела «Рукопашный бой» исключаются действия подручными средствами и приемы нападения и защиты без оружия.


С 1952 года в армии перестают проводиться состязания по спортивному рукопашному бою. В 1967 году в Советской армии прекращается культивирование занятий по фехтованию на винтовках с эластичным штыком. Это в первую очередь связано с последствиями военно-технической революции.


Несмотря на вышесказанное, интерес к приемам самозащиты, несколько затухая в одном месте, сильнее проявлялся в другом. Развитие рукопашного боя из одной фазы переходило в другую, он возрождался с новой силой через систему самбо.


Вновь внимание к рукопашному бою вернули события на острове Даманский, где провокации китайцев носили массовый и регулярный характер. Китайцы стремились спровоцировать советских пограничников на применение оружия. В результате чего завязывались жестокие рукопашные схватки. Вот как это описывает в своей книге «Кровавый снег Даманского» Герой Советского Союза первый командир «Альфы» генерал-майор Виталий Бубенин, командовавший в тот период одной из погранзастав на данном участке границы: «И вот началось. Тысяча отборных, здоровых, крепких, разъяренных бойцов схватились в смертельной схватке. Мощный дикий рев, стоны, вопли, крики о помощи далеко разносились над великой рекой Уссури. Треск кольев, прикладов, черепов и костей дополнял картину боя. На многих автоматах уже не было прикладов. Солдаты, намотав ремни на руки, бились тем, что от них осталось. А громкоговорители продолжали вдохновлять бандитов. Оркестр ни на минуту не умолкал.

 

Очередное ледовое побоище на Руси со времен битвы наших предков с псами-рыцарями». В книге есть много детальных описаний индивидуальных и групповых схваток. Конфликт завершился применением танков и артиллерии, включая установки залпового огня «Град», и боевыми потерями с обеих сторон. Тем не менее всем стало ясно, что рукопашный бой по-прежнему требует изучения и развития.


Страна входила в застойное, но относительно спокойное время. Отсутствие и нежелание перемен в обществе сказывалось и на развитии рукопашного боя.


Тем не менее с конца 60-х годов прошлого столетия в СССР появляется большой интерес к каратэ. Этот вид борьбы был завезен в нашу страну иностранными студентами, обучавшимися в советских вузах, сотрудниками зарубежных фирм, советскими специалистами, работавшими за границей.
Каратэ было постепенно легализовано. Официальные структуры то ведут с ним борьбу, то оказывают поддержку.



Вместе с развитием клубов по каратэ появляются школы и других восточных единоборств: кунг-фу, тэквондо, вьетво-дао, айкидо, джиу-джитсу и т. д. Спортивные залы многих образовательных учреждений были переполнены желающими освоить «тайные системы».


Это было время, когда Брюс Ли снимал свои фильмы, перевернувшие отношение к боевым искусствам во всем мире. А в Советском Союзе они действовали лучше любой партийной пропаганды. Естественно, восточные единоборства ассоциировались с буржуазной идеологией и развивались медленно. Но развивались и перерабатывались в понимании российского менталитета. Так, А. Штурмин с Т. Касьяновым «русифицировали» каратэ перенеся восточную основу на русский менталитет. Позднее Касьянов пошел дальше, создав спортивный рукопашный бой с приемами каратэ, бокса, бросками, подножками, подсечками и болевыми приемами. Причем рукопашный бой этого направления включал в себя приемы самбо, а Касьянов считает себя учеником А. Харлампиева.


В апреле 1990 года на базе ЦСКА был проведен всесоюзный учебно-аттестационный семинар для тренеров – преподавателей боевых искусств. В семинаре приняли участие 70 военных инструкторов. На нем делалась попытка популяризировать в среде военнослужащих и правоохранителей модернизированный Касьяновым рукопашный бой. С одной стороны, инструктора не были готовы принять новые требования, с другой – восточная основа не подходила под армейские требования, вследствие чего большого успеха достигнуто не было. На семинаре присутствовал и А. А. Кадочников, который имел свой взгляд на рукопашный бой.


Кадочников первым в мире применил инженерный подход к построению рукопашной схватки. Сведения о нем как кубанском самородке, возрождающем русские боевые системы, относятся к середине 80-х годов прошлого века. Он работал на кафедре теоретической механики в Краснодарском ракетном училище, где подвел научную теорию под практику различных действий в рукопашном бою. Ему также удалось то, чего безуспешно добивался Т. Касьянов. Инициативная группа, в которую входил и Алексей Алексеевич, получает заказ на выполнение научно-исследовательских работ от Министерства обороны. Практической базой для отработки методик становится нештатная рота разведки Краснодарского ракетного училища, сформированная по инициативе все той же группы единомышленников. Впоследствии их начинание превратилось в создание центра подготовки бойцов спецназа по методикам русской боевой системы, который просуществовал как войсковая часть до 2002 года.


В период с начала 90-х годов и до настоящего времени Касьянов и Кадочников воспитали множество учеников, основавших свои направления в рукопашном бое и единоборствах. Занимавшиеся с Касьяновым ученики создали в 1992 году клуб «Будо», сохранив и совершенствуя идеи восточных единоборств с русским менталитетом. В 1996 году появился клуб «Альфа-Будо», который тесно связан с ассоциацией ветеранов спецподразделения «Альфа». Этот клуб в подготовке своих учеников синтезирует восточное начало, русский менталитет и дух боевого братства спецподразделения «Альфа».


С Кадочниковым начинали и взаимодействовали многие основатели современных русских боевых систем. Так, основатель российской системы самозащиты РОСС А. И. Ретюнских с 1980 по 1990 год посещал занятия Кадочникова. Создатели боевой армейской системы БАРС С. А. Богачев, С. В. Иванов, А. Ю. Федотов и С. А. Тен контактировали с В. П. Даниловым и С. И. Сергиенко, работавшими вместе с Кадочниковым, и для своей системы заимствовали многие принципы школы А. А. Кадочникова. Данилов и Сергиенко, служившие в краснодарском центре подготовки спецназа, после увольнения в запас основали свою боевую систему. В этой системе они адаптировали опыт подготовки бойцов спецназа к действиям по самообороне в повседневной жизни. Так появился СБОР – система боевая русская.


Касьянов, Кадочников и многие другие основатели различных направлений боевых искусств в своих публикациях и интервью часто с сожалением отзываются об учениках, которые разошлись с ними во взглядах и начали развивать собственные школы и направления. Сокрушаться по этому поводу – дело бесперспективное, современная информационная эпоха делает знания общедоступными. Знания не закрыть в бутылке – вытекут. Знания не соперничающий ресурс. Даже использование их как товара имеет особенность: переходя к кому-либо, они остаются и у первоначального носителя.


Именно поэтому на современном этапе ни одна из существующих систем не будет принята за основу обучения в силовых ведомствах страны. Силовые ведомства будут использовать из них только необходимое, формируя собственную систему подготовки с учетом стоящих задач.

 


Автор: Вячеслав Дмитриев

Иллюстрации из архива редакции

 

Вернуться назад