Гаубица для ВДВ: сокрушающая мощь в малых формах

В ближайшее время на вооружение частей ВДВ может поступить САО 2С36 «Зауралец-Д» – самоходное артиллерийское орудие, созданное специально для десантных частей, где боевой модуль будет базироваться на базе БМД-4Д или колесного бронеавтомобиля ВПК-39373.


Военный эксперт Игорь Тихонов отмечает, что военная техника для ВДВ в силу своей специфики имеет ограничение по весу, исходя из возможностей нашего базового военно-транспортного самолета Ил-76.


«Например, из-за этого БМД в советское время весила ровно 7 тонн с полным вооружением, в результате чего, 3 единицы с личным составом садились в корпус самолета Ил-76. Поэтому в составе ВДВ не могут использоваться такие артиллерийские машины как 2С1 «Гвоздика» и 2С3 «Акация», которые весят сверх лимита и не имеют возможностей для десантирования с платформы Ил-76. Из-за этого для артиллерийского прикрытия ВДВ часто передаются подразделения из других родов войск», — резюмирует Тихонов.


По словам Тихонова, для того, чтобы десантировать более тяжелые установки – необходимо разработать новый военно-транспортный самолет, а пока приходится работать в рамках тех оперативных возможностей, какие есть у базового Ил-76.


Из-за этого и была разработана САО 2С36, причем, уникальность этой артиллерийской системы заключается в том, что она может одновременно использоваться как гаубица, пушка и миномет с возможностью десантироваться из Ил-76.


«То, что сейчас делают на базе «Волка» или БМД-4Д – это очень перспективно, тем более, такой вариант полностью вписывается в требования, предъявляемые ВДВ», — считает Тихонов.


По мнению Тихонова, эту машину могут принять на вооружение не только части ВДВ, но и морской пехоты – об этом уже давно говорилось, что нужно унифицировать все типы вооружений Российской армии.


«В плане мобильных частей – все зависит от веса машины и технических характеристик средств доставки, поэтому такие средства не могут быть громоздкими или фактурными, из-за этого логичным выглядит выбор колесной базы», — констатирует Тихонов.


Примечательно, что в настоящий момент уже идет разработка нового военно-транспортного самолета ПАК ТА(он же Ил-106), который должен быть заменить в российской армии сразу Ан-22 и Ил-76, причем этот самолет будет больше. Другой вопрос, что процесс смены – длительный и займет очень много времени, а развитие техники для мобильных подразделений Российской армии не должно из-за этого останавливаться.


«Конструкционные разработки должны вестись постоянно – тем более, необязательно сразу переводить на новое вооружение все подразделения. Иногда достаточно сделать 10 машин, поставить их в войска, вооружить таким образом роту, и обкатать на учениях возможности нового вооружения», — считает Тихонов.


Тихонов считает, что должна быть унификация вооружений во всех родах войск, что было одним из основных трендов развития вооруженных сил еще во времена Советского Союза.


«Все должно быть унифицировано и на одной платформе, поэтому эксперименты с 2С36 идут на пользу всей Российской армии, поскольку позволяют добиваться равной эффективности со стационарными системами в ограниченных рамках. Очевидно, что, так или иначе, такой путь идет к разработке новых, более совершенных вооружений», — заключает Тихонов.


Тихонов утверждает, что наука должна постоянно двигаться вперед и это подтверждает хотя бы тот факт, что концепцию тех разработок, которые сейчас поступают на вооружение, заложили еще 30-40 лет назад, и в настоящее время появилась возможность реализовать эти идеи на практике в виде эффективных моделей.


«Концепции большинства боевых систем, в настоящий момент принятых на вооружение, разработаны еще в советские годы, поэтому эксперименты с 2С36 – вещь перспективная. Тем более, деньги вложенный Министерством обороны в науку к нему всегда возвращаются в виде перспективных и продаваемых моделей военной техники», — считает Тихонова.

Вернуться назад