Затмевающий солнце. Доминатор Сухого в пятом поколении

«Холодная война» между СССР и США очень больно ударяла по экономике и той и другой страны, однако положительно сказывалась на прогрессе в оборонной сфере. Конвейер милитаристской машины Союза работал исправно, стабильно выдавая чуть ли не по несколько прототипов новейшего железа в месяц. 

Авиапромышленность в этом плане была наиболее перспективным направлением (сразу же после ракетно-ядерных разработок).

Уже тогда, а именно в 80-х годах, по приказу сверху советские гении в секретных чертогах КБ активно вели работу над истребителями пятого поколения. За создание совершенно новых машин взялись два вечно борющихся гиганта авиастроения: РСК МиГ и КБ Сухого.

Конструкторы из Микояна и Гуревича представили свой проект «1.44». Первоклассное боевое судно с абсолютно иным подходом к РЛС и авионике в целом. По своим лётным качествам он превосходил оппонента из Штатов – F-22. Самолёт даже успел пройти испытания огнём, мечом и воздухом, однако 91-й год сыграл свою роль. Развал Советского Союза, экономический кризис, политические междоусобицы в буквальном смысле слова похоронили перспективный проект МиГ. А жаль.

КБ Сухого, в свою очередь, готовили для Минобороны в 80-х годах знаменитого «Беркута» с тем самым крылом обратной стреловидности. Акцент делается на сверхманёвренность, используются новейшие композитные материалы – красота, да и только. И опять же, развал СССР. Как итог, выпущена лишь одна модель, которая в дальнейшем служила и служит по сей день летающей лабораторией.

Труды, не сгоревшие в печи.

Да, времена перестройки были не из лёгких. После падения «железного занавеса» возможностей у обычного люда появилось куда больше, чем в «красные» годы. Расцвет бандитизма, лихие 90-е, коммерсы, телевидение с рекламой, влияние западной культуры, борьба за выживание. Логично, что в такой период для молодой страны думать о военном комплексе было попросту некогда, не говоря уже о финансовой «невозможности».

Реанимировавшись лишь в 2002 году, в том самом КБ Сухого, соединив в единое целое работы над проектами «1.44» и СУ-47, решили создать нечто совершенно новое и уже давно просящее в воздух. В перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) наконец-то вдохнули жизнь.

Затмевающий солнце. Доминатор Сухого в пятом поколении

Хорош собой, с мотором мощным он.

ПАК ФА состоит из агрегатов, узлов и приборов совершенно нового типа, которые ранее никогда не применялись ни в советской сборке, ни в западной. Одним из главных преимуществ истребителя является турбореактивный двигатель АЛ-41Ф1, скованный мастерами НПО «Сатурн». Именно благодаря этой разработке самолёт может набирать сверхзвуковую скорость без использования форсажа (2.1М), тем самым выполняя важнейшее требование, с которым он становится «пятым поколением». Не могу не отметить плазменную систему зажигания, а значит отказ от кислородной подпитки. Есть и альтернативный двигатель. Имя ему – «тип 30». Данный проект находится в усиленной разработке, но по своим параметрам явно превосходит стандартный двигатель ПАК ФА. Конструкторы из НПО «Сатурн» здесь явно не халтурили, позволив улучшить лётные характеристики самолёта в разы, при этом добавив изменяемый на 20 градусов вектор тяги, что накинет и так юркому истребителю дополнительной манёвренности.

Умён и незаметен.

Как же можно говорить об истребителе «пятого поколения», неупомянув о его высокотехнологичной «начинке»? Способность обнаружения целей у ПАК ФА крайне высока. За это скажем спасибо ННИП В.В. Тихомирова, который смог разработать для «СУшки» мощнейшую радиолокационную станцию НО36 «Белка» с активной фазированной антенной решёткой. Грубо говоря, РЛС – глаза самолёта. А при учёте того, что ПАК ФА имеет 6 АФАР по всему корпусу, то видимость у пилота порядка 360 градусов, что очень сильно повлияет на положительный исход воздушных баталий.

Кстати, есть информация, что БРЛС (боевая радиолокационная система) Т-50 способна обнаруживать F-22 на расстоянии в 30 км, а F-35 — 55 км. При боковом ракурсе обзора дела для американцев обстоят совсем плачевно — F-22 виден на расстоянии 85 км, F-35 — 100 км. И это при учёте того, что на «крылатых» установлены так называемые «глушилки».

Малозаметность нашего истребителя выражена поглощающими и отражающими радиоволны материалами в конструкции и покрытии планера самолета (привет, МиГ «1.44»), снижающими силу отражающих сигналов. Дополнительную «невидимость» самолёту придаёт размещённое во внутренних отсеках вооружение самолёта.

Вооружён и опасен.

Боевыми обвесами наш красавец явно не обделён, это факт. Для начала это спаренная 30-мм пушка 9А1-4071К, своей пулемётной очередью разрезающая противника, словно нож масло. Ракеты типа «воздух-воздух» 8 × РВВ-СД + 2 × РВВ-МД. Ракеты «воздух-земля» 8 × КАБ-500 + 2 × РВВ-МД. В совокупности это порядка 6000 кг «чистого удовольствия». Хочется также отметить, что для Т-50 разрабатываются совершенно уникальные ракеты, способные благодаря модифицированной головке находить и уничтожать цель во время автономного полёта.

Время придёт.

На данный момент самолёты «пятого поколения» нужны, но не требуют серийного выпуска. Американские разработчики Lockheed Martin и Boeing в этом наглядно убедились. Себестоимость одного «Раптора» (F-22) составляет порядка 150 млн. долларов, а его обслуживание порядка 20 000 долларов за лётный час. F-35, в свою очередь, сейчас из-за проблем с орудием и программным обеспечением также «отложены на полочку». В нашем же случае за мирное небо отвечает сверхманёвренный истребитель поколения 4++ СУ-35, который по своим характеристикам полностью удовлетворяет потребности Минобороны РФ. Однако мы ни в коем случаем не забываем и не откладываем выпуск ПАК ФА, ибо его время при учёте необъявленной гонки вооружения придёт уже очень скоро. Но сам факт его существования и доминирования в воздушном пространстве не может не радовать, друзья.
Вернуться назад