«Стелс-корыто» за $5 млрд

Американцы спустили на воду «сырой» миноносец по цене авианосца. 

7 декабря 2015 года американское судостроительное предприятие Bath Iron Works корпорации General Dynamics вывело в море на заводские ходовые испытания построенный для ВМС США головной эскадренный миноносец нового типа DDG 1000 Zumwalt. Эсминец необычного, можно сказать, футуристического облика в сопровождении буксиров проследовал своим ходом с верфи по реке Кеннебек в открытый Атлантический океан. 

Мы решили разобраться, является ли разработка этого корабля прорывом в области кораблестроения или это очередной высокозатратный проект без продолжения. 

Контракт стоимостью 1,4 млрд долларов на строительство головного кораб­ля нового поколения DDG 1000 Zumwalt компания Bath Iron Works получила от министерства обороны США 14 февраля 2008 года. Фактическое строительство Zumwalt на верфи было начато 11 февраля 2009 года, церемония официальной закладки состоялась 17 ноября 2011 года, корабль был спущен на воду без особой огласки 28 октября 2013 года. С 2010 года Bath Iron Works ведёт также строительство второго однотипного эсминца DDG 1001 Michael Monsoor (церемония его официальной закладки состоялась 23 мая 2013 года). Третий корабль – DDG 1002 Lyndon B. Johnson был заложен в начале 2013 года. 


Цена проекта выросла в 3 раза 

С самого начала программа постройки корабля DDG 1000 непрерывно корректировалась, к настоящему времени её реализация отстаёт от первоначальных сроков примерно на три года. Главная проблема этого корабля – его неимоверная дороговизна: за семь лет стоимость постройки головного корабля выросла более чем в 3 раза и сейчас оценивается в 4,4 млрд долларов. Для сравнения: цена одного американского авианосца, который по размерам в несколько раз больше и значительно сложнее в изготовлении, составляет порядка 4–6 млрд долларов. Именно по этой причине принято решение сделать всего три корабля этого класса. Хотя первоначально планировалось, что будет построено 32 таких корабля. Звучали заявления, мол, они придут на смену самому распространённому типу миноносцев, которые стоят на вооружении США – Arleigh Burke. В дальнейшем планы по строительству менялись трижды, программа была сокращена до 24, а потом и до 7 единиц, на сегодняшний день, как уже сказано выше, принято решение построить всего три корабля этого класса. По последней информации, первый корабль планируется к сдаче ВМС США к концу 2016 года.
  



USS Zumwalt заявляют, что уникальный корабль – невидимка, необычный корпус эсминца с наклонными боковыми элементами из радиопоглощающих материалов выполнен с применением stealth-технологии, которая значительно увеличивает его скрытность. Разработчик заверяет, что отражённая поверхность у Zumwalt не превышает по заметности рыбацкую лодку. Ещё одной инновацией этого корабля называют взрывостойкий корпус с покрытием кевларовой бронёй наиболее жизненно важных элементов. Эксперты говорят, что корабль предназначен для атаки побережья противника, борьбы с другими кораблями и способен эффективно противодействовать авиации. По сути, американцы пытаются создать «корабль-арсенал», крупное боевое судно, набитое крылатыми ракетами, которое могло бы курсировать неподалёку от вражеских берегов и наносить массированные удары по наземным целям. Необычный корпус этого судна позволяет не только эффективно обманывать радары, но и даёт возможность выходить на мелководье. 

Так или иначе, это самый большой эсминец из когда-либо построенных на американских верфях, по размерам он заметно превосходит стандартные эсминцы и сопоставим с крейсерами. Длина корабля – 182 метра, ширина – 24,5 метра, водоизмещение – свыше 14,5 тонны. Корабль оснащён новыми газотурбинными силовыми установками Rolls-Royce Marine Trent 30, системой распределения электроэнергии. Кроме того, корабль буквально напичкан высокотехнологичной программно-аппаратной начинкой, это позволяет связывать воедино практически все системы на корабле и максимально облегчает управляемость корабля. В итоге это позволило уменьшить количество членов экипажа до 148 человек, что почти в 2 раза меньше, чем на других современных кораблях этого типа. Скорость судна может достигать более 55 километров в час. 


Ахиллесова пята эсминца 

Проект изначально приобрёл как большое число сторонников, так и критиков. Разработчикам ставились в вину высокая стоимость проекта и чрезмерная ставка на электрификацию и автоматизацию, которая может сделать эсминец уязвимым для средств радиолокационного и электромагнитного подавления. 

Также эксперты рассуждают, что, возможно, появится ещё одна значительная проблема: корабль с такой конфигурацией корпуса может страдать плохой мореходностью. Есть вопросы и к бронированию, ахиллесовой пятой могут стать пусковые ракетные шахты – чтобы их рассредоточить, пришлось вынести их за пределы цитадельной брони, то есть теоретически корабль можно обезоружить даже из крупнокалиберного пулемёта. Также есть мнение, что кевларовая броня – недостаточно надёжный бронематериал, может защитить в лучшем случае от осколков, а не от противокорабельной ракеты. Эксперты говорят, что на сегодняшний день невозможно защитить корабль с помощью только технологий, остаётся востребованной механическая защита корпуса корабля. Кстати, именно российский ВМФ является наиболее существенной угрозой для кораблей этого типа, именно у российских военных самые совершенные системы радиоэлектронной борьбы, способные подавить всю технологичную начинку этого напичканного электроникой корабля, и торпеды, даже те, которые сегодня стоят на вооружении нашего ВМФ, способны потопить этот корабль. Не раз заявлялось, что российская оборонка готовится выпускать ещё более современные торпеды. 

По оценкам ряда экспертов, разработчики заложили в этот корабль слишком много нововведений, и в результате эсминец скорее всего получился довольно сырым. Новые системы на стендах могут нормально работать, а в море, возможно, нет. Но тем не менее это поступательное движение вперёд, строительство миноносцев нового типа DDG 1000 Zumwalt как минимум является весьма перспективным проектом по обкатке технологий. Скорее всего американцы с помощью этого доработают или хотя бы на его основе получат новые технологии – так же они совершенствуют системы самолётов пятого поколения. Конечно, все эти эксперименты обходятся слишком дорого – скажем больше: США на сегодняшний день единственная страна, которая может себе это позволить. Тем не менее есть мнения, что если испытания DDG 1000 Zumwalt пройдут удачно, то уже в ближайшем будущем, возможно, большинство американских боевых кораблей будут строить по этому принципу. 


Виктор Мухаровский, главный редактор журнала «Арсенал Отечества», полковник запаса, военный эксперт

– USS Zumwalt – это скорее экспериментальный корабль, даже морская платформа для отработки перспективных технологий в интересах военно-морского флота. Также на этом корабле будут тестироваться беспилотные и безэкипажные системы, некоторые противоминные средства. Это сложные и скорее всего сырые системы, которые требуют многолетней доводки. Так что у разработчиков впереди большая работа: нужно оценить и концепцию, и архитектуру самого кораб­ля, его мореходность, возможности для автономного применения. Кроме того, необходимо протестировать заметность корабля для современных средств разведки. Сообщается, что на этом корабле установлена целая система вооружения. На базе этой платформы планируется испытывать перспективное вооружение, например электромагнитное оружие. Как я понимаю, речь идёт об электромагнитной пушке с дальностью стрельбы 100–120 километров, при этом неясно, как на такой дистанции будут разведываться цели и осуществляться целеуказания. Пока всё выглядит весьма фантастично. Очевидно, всё отрабатывалось только на компьютерных расчётах и на моделях, сейчас всё будет проверяться на практике, и не факт, что эти расчёты оправдаются. В любом случае говорить о серии таких кораблей ещё очень рано – только чтобы отработать новые системы, понадобится по крайней мере пять лет. 
Вернуться назад