Стратегическая крылатая ракета класса AGM-129 ACM

В 1982 году ВВС США объявили конкурс по созданию стратегической крылатой ракеты воздушного базирования (КРВБ) второго поколения. Основным отличием новой ракеты должна была стать сниженная заметность в основных диапазонах обнаружения. Кроме того, ракета должна была иметь существенно увеличенную дальность стрельбы, что позволило бы отодвинуть районы боевого патрулирования стратегических бомбардировщиков от зоны эффективного действия ПВО СССР. Ракета получила обозначение AGM-129 ACM (англ. Advanced Cruise Missile). 

Первый испытательный пуск новой ракеты состоялся в июле 1985 года. Первыми ракеты AGM-129 ACM получили самолеты B-52H 410-го тяжелобомбардировочного крыла САК ВВС США (авиабаза К. И. Сойер, штат Мичиган) в июле 1988 года. 

В 1989 и 1991 годах поставка новых ракет в части приостанавливалась до устранения выявленных проблем. В 1989 году Конгресс пошел даже на временное прекращение финансирования программы. Однако, несмотря на целый ряд неприятных задержек, производство ракет и оснащение ими самолетов B-52H продолжалось. В июне 1990 года самолеты с ракетами AGM-129 ACM на борту заступили на боевое дежурство.

 


Распад Советского Союза в 1991 году серьезно отразился на дальнейших планах ВВС по развертыванию новейшей ракетной системы. Уже в январе 1992 года было объявлено, что число произведенных ракет не превысит 640 штук. В сентябре того же года были прекращены регулярные полеты бомбардировщиков B-52H с ракетами AGM-129 ACM в боевом оснащении, ракеты были выведены в активный резерв. В 1993 году сборочные линии были закрыты после выпуска 509 ракет.


В марте 2007 года ВВС США объявили о снятии ракет AGM-129 ACM с вооружения, выведении их из «ядерного зачета» и помещении на длительное хранение к концу 2008 года. Дальнейшая судьба этих ракет пока неизвестна, однако можно предположить, что они будут модифицированы до уровня высокоточных крылатых ракет с неядерной осколочно-фугасной или проникающей БЧ. Учитывая малую заметность крылатой ракеты AGM-129 и большую дальность стрельбы, применение этих ракет наиболее вероятно против стран, обладающих сравнительно развитой ПВО и большой по площади территорией с потенциальными целями в глубине.



Ракета AGM-129 ACM является высокоточным средством доставки термоядерного боеприпаса к цели - по некоторым данным, КВО ракеты на максимальной дальности стрельбы составляет величину около 30 м. В памяти основной БЦВМ системы управления ракеты хранятся координаты нескольких потенциальных целей, выбор одной из которых может быть обеспечен с использованием специальной системы штурманом-бомбардиром самолета-носителя уже во время полета, что повышает гибкость применения ракеты.


Стратегическая крылатая ракета AGM-129 ACM выполнена по нормальной аэродинамической схеме, имеет корпус сложной формы с многоугольным обтекателем головной части. Форма корпуса оптимизирована таким образом, чтобы максимально снизить заметность ракеты в радиолокационном диапазоне, а также, насколько возможно, и в оптическом диапазоне. Ракета имеет складывающиеся и утапливаемые в корпус высокорасположенные крылья обратной стреловидности и складывающееся стреловидное хвостовое оперение в хвостовой части фюзеляжа. Киль - складывающийся и размещен в хвостовой части снизу. Обратная стреловидность крыльев обеспечила сниженную радиолокационную сигнатуру ракеты.



Корпус ракеты AGM-129 ACM изготовлен из прочных алюминиевых сплавов, органических и радиопрозрачных материалов. Для уменьшения радиолокационной заметности и заметности в инфракрасном диапазоне на корпус, крыло и стабилизатор нанесено специальное покрытие. Покрытие имеет специальный цвет для снижения заметности ракеты в оптическом диапазоне. 


Ракета AGM-129 ACM оснащена малогабаритным высокоэкономичным турбореактивным двухконтурным двигателем F112-WR-100 фирмы «Williams».

 
Боевой частью стратегической ракеты AGM-129 ACM служит боеголовка W-80-1 (масса 123 кг, длина около 1 м, диаметр 0,27 м) с наличием селективной опции выбора мощности – 150 кт или 5 кт, что обеспечивает гибкое применение ракеты. Подрыв производится контактным взрывателем. Радиус зоны разрушения 3 км. Высокая точность стрельбы и значительная мощность термоядерной боеголовки позволяют с высокой эффективностью поражать сильно защищенные малоразмерные цели.



Система управления и наведения TAINS (TERCOM Assisted Inertial Navigation System), разработанная корпорацией General Motors специально для крылатой ракеты AGM-129 ACM. 


Инерциальная подсистема управления работает на всех участках полета ракеты. Она включает бортовую цифровую ЭВМ, блок лазерных гироскопов для измерения угловых отклонений ракеты, блок акселерометров и барометрический высотомер. Система обеспечивает определение места ракеты с повышенной точностью за счет применения не только новых узлов и электроники, но и благодаря программно-математическому обеспечению нового поколения. 


Самолеты-носители B-52H вместе с новыми ракетами получили модифицированную инерциальную систему управления на лазерных гироскопах, скомплексированную с системой спутниковой навигации, что помогло увеличить точность стрельбы. Инерциальная подсистема управления ракеты AGM-129 ACM имеет повышенную устойчивость к ПФЯВ и помехам, создаваемым средствами РЭБ противника.



Бомбардировщики В-52Н могут нести до 12 ракет AGM-129 ACM на двух пилонах под крыльями. Каждый пилон может нести 6 крылатых ракет и пристыковывается к узлу подвески самолета В-52, расположенному между фюзеляжем и внутренним пилоном двигателя. После пуска всех ракет пилоны могут сбрасываться для снижения лобового сопротивления самолета. 


Оценивая проект, можно отметить, что американцам удалось создать мощную малозаметную стратегическую крылатую ракету воздушного базирования, значительно повысившую ударные возможности стратегической авиации. Однако технические трудности и финансово-политическая обстановка периода конца 80-х - начала 90-х годов не позволили развернуть данную систему вооружения в планировавшемся объеме.



Тактико-технические характеристики крылатой ракеты AGM-129 ACM
Длина, м: 6,35;
Размах крыла, м: 3,10;
Диаметр корпуса, м: 0,705;
Стартовый вес, кг: 1680;
Вес БЧ, кг: 123;
Мощность БЧ, кт: 5/150;
Тяга двигателя средняя, кН: 3,25;
Скорость крейсерская, км/ч: 800;
Дальность стрельбы, км: 3700;
КВО, м: не более 90

 

Вернуться назад