Инстинкт кораблестроения: кто построит новые «калиброносцы»?

Американская пресса считает, что состояние российской экономики заставит на время забыть о необходимой модернизации военно-морского флота. Действительно ли модернизация и строительство новых кораблей может быть отложено, и кто будет строить новые «калиброносцы»?


Издание Los Angeles Times считает, что построить запланированное количество кораблей для ВМФ не получится в связи серьезными экономическими проблемами, якобы уже приходится экстренно сворачивать программу из-за нехватки финансирования. Ведущий эксперт Центра анализа стратегий и технологий, капитан 2-го ранга в запасе Максим Шеповаленко объясняет нам, почему американцы все перепутали, смешав в одну кучу.


«Исходя из новой программы вооружения, которая рассчитана на 2016-2025 года, флот не идет на ведущих позициях. Согласно приоритетам деньги, очевидно, будут направлены сухопутным войска и воздушно-космическим силам, но и в ВМФ будет очень сильна модернизационная составляющая. Сейчас идет модернизация крейсера «Нахимов», я не исключаю, что вторым корпусом будет «Адмирал Лазарев», который сейчас в резерве на Тихом океане. Идет модернизация наших лодок 949 проекта, однотипные с «Курском», теперь из них делают носителей ракетных систем, так называемых калиброносцев, способных нести крылатые ракеты «Калибр». Они и еще ряд лодок модернизируются под использование крылатых ракет, для действия по береговым объектам», — объясняет нам эксперт.


Но на этом модернизация не заканчивается, усовершенствуются и противолодочные корабли, в традиционном понимании эсминцы. Идет модернизация больших дизель-электрических подводных лодок проекта 636 «Варшавянка» и проекта 877 «Палтус». И они тоже модернизируются с учетом новых задач – подлодки также будут способны нести ракеты класса «Калибр».


Основная проблема современного судостроения, по мнению Шеповаленко, далеко не деньги и состояние экономики. Корень проблемы кроется в отсутствии квалифицированного рабочего персонала. «Это большой ступор для кораблестроителей и особенно ремонтных и модернизационных программ. Если и будут препятствия для реализации нашей программы, то это в первую очередь квалифицированная рабочая сила, а только во вторую различные денежные моменты».


Что касается производственных мощностей, то их достаточно. «В свое время количество верфей и стапельных мест было достаточным для более мощного советского флота, поэтому производственных мощностей хватает, не хватает людей. Это очень серьезная проблема не только для российского кораблестроения, но и для американцев. У них идет формирование летучих бригад, которые курсируют между верфями, по сути дела между корпусами кораблей, чтобы успеть и здесь поработать и там», — говорит Шеповаленко.


По его мнению, срыв действующих программ во многом обусловлен нехваткой рабочей силы, но эту проблему в два счета не решишь. «В свое время систему профессиональных училищ благополучно убили, и синих воротничков сейчас никто не готовит. Единичные заводы и фабрики во всей оборонке имеют какие-то свои училища, занимаются вопросом кадров. Но в целом по стране ситуация с подготовкой квалифицированных рабочих для оборонной промышленности очень тревожная».


Андрей Петров

Вернуться назад