На земле, в небесах и на море: все новинки российского ВПК


К стыду многих политологов, сделавших себе карьеру на доказательствах тезиса о «непоколебимости устоев» нашего мира, современные политические реалии раз за разом доказывают: ни о какой незыблемости мирового порядка и речи быть не может. Геополитическая картина меняется каждый день. И каждый день нашей стране приходится искать адекватные ответы на новые вызовы и угрозы.

 

Часть российских ответов удалось увидеть на Международном авиационно-космическом салоне в Жуковском. Еще часть — на петербургском Международном военно-морском салоне. Ну а свой «сухопутный» ответ Россия дает прямо сегодня — на десятой международной выставке вооружений, военной техники и боеприпасов Russia Arms Expo (RAE-2015), проходящей в Нижнем Тагиле.


Что же нового приготовил наш ВПК для Вооруженных сил Российской Федерации в этом году? Проведем беглый обзор новинок ВПК, а также поговорим об их возможных боевых задачах.


На земле…


Главной звездой 2015 года в области новейших российских разработок для нужд сухопутных войск стала тяжелая гусеничная унифицированная платформа (ТГУП), известная под шифром «Армата». Точнее, созданные в рамках концепции ТГУП основной боевой танк (ОБТ) Т-14, боевая машина пехоты (БМП) Т-15 и самоходная артиллерийская установка (САУ) 2С35 «Коалиция-СВ». Впервые данный «триптих» был продемонстрирован широкой публике на параде по случаю 70-летия Победы, проведенном на Красной площади 9 мая 2015 года.


В центре этого «триптиха» — оснащенный 125-мм орудием танк Т-14, который в народе не вполне корректно называется «Арматой». Т-14 — первый в мире полноценный танк нового поколения, первый в мире танк на базе универсальной платформы, первый в мире танк с бронекапсулой для экипажа и т.д. и т.п.

 

 

Даже сам по себе Т-14 — настоящая революция в мировом танкостроении. Истина же заключается в том, что эта революция куда шире и глубже, поскольку на поле боя этот танк должен будет действовать не в одиночестве. Он, как и БМП Т-15, как и САУ 2С35 «Коалиция-СВ», интегрирован в единую систему управления тактического звена.


На практике это будет выглядеть так. Т-14 способен, как и другие танки мира, но заметно эффективнее, подавлять вражеские огневые точки, бороться с вражеской бронетехникой, а также сопровождать огнем и броней действия мотострелков. Последние доставляются на поле боя внутри Т-15, но на этом боевые задачи новейшей БМП не исчерпываются. В случае необходимости Т-14 с помощью установленного на нем радара с активной фазированной антенной решеткой засекает наземного и воздушного противника. После чего передает данные для его поражения Т-15, способной «работать» по целям 30-мм автоматической пушкой и противотанковыми управляемыми ракетами. Точно так же Т-14 может выполнять целеуказание и для «Коалиции-СВ», способной устроить противнику массу неприятностей своими 152-мм снарядами на дистанции до 70 км и со скорострельностью до 16 выстрелов в минуту при стрельбе в режиме «шквал огня».


Новая техника не только обладает высокими тактико-техническими характеристиками (ТТХ) и обеспечивает качественно новый уровень защиты для своих экипажей, но и требует более высокой степени подготовки личного состава. Что логически приводит нас к мысли, что экипажи «броненовинок» придется комплектовать из контрактников, а не из срочников. Это заметно дороже для государства, но дело того, конечно, стоит.


Но где бы мог проявить себя наш «триптих»? Ответ довольно прост — на любых сухопутных театрах военных действий. Тактическая связка ОБТ — БМП — САУ позволит эффективно усиливать свою или проламывать чужую оборону на просторах Европы. Столь же действенной и универсальной она окажется при столкновении с боевиками в Таджикистане, Дагестане или Чечне. В Крыму и на других приморских направлениях новые ОБТ и БМП станут «бронекулаком», способным размазать по побережью десант вероятного противника. А «длинная рука» «Коалиции-СВ» с помощью внешнего целеуказания обеспечит «чистую» зону на 70-километровом удалении от наших берегов. Причем в любых погодных условиях и в любое время суток.


Работы по ТГУП продолжаются. Ждем тяжелую бронированную ремонтно-эвакуационную машину Т-16, боевую машину огнеметчиков БМО-2 и т.д.

Все по «суше»? Нет!


Помимо ТГУП, в этом году мы впервые увидели и БТР ВПК-7829 на базе универсальной колесной платформы «Бумеранг». Конечно, «Бумеранги» не обеспечивают свои экипажи столь же серьезной защитой, как это делает комбинированная многослойная броня, бронекапсула и система активной защиты «Афганит» у Т-15, но зато эти БТР дешевле и более подвижны.


На том же Параде Победы зрители ознакомились с гусеничным десантируемым бронетранспортером «Ракушка», с БМП и БТР, созданными на основе универсальной гусеничной платформы «Курганец-25». Не забудем и про высокомобильный противотанковый ракетный комплекс «Корнет-Д1», смонтированный на базе автомобиля «Тигр».


Теперь-то все? Опять нет.


В 2015 году в Вооруженные силы Российской Федерации поступили первые образцы российской боевой экипировки «Ратник». Это не только бронежилет, это целый комплекс экипировки, дающий военнослужащему на поле боя защиту от осколков и пуль, обеспечивающий навигацию, ночное видение, отслеживающий психофизиологическое состояние бойца. Вместе с ВКБО — всесезонным комплектом базового обмундирования — «Ратник» дает своему владельцу возможность крайне эффективно действовать в любое время суток и практически на любой местности.


В этом же году на форуме «Армия-2015» концерн «Калашников» представил последний вариант своего автомата АК-12, вошедшего в номенклатуру «Ратника». И уже без всякой связи с «Ратником» тот же «Калашников» продемонстрировал оружие, вызвавшее в профильных кругах настоящую сенсацию. Речь о пистолете Лебедева ПЛ-14, прототипе российского самозарядного пистолета под патрон 9×19 мм «Парабеллум». Едва ли не впервые в нашей стране новый пистолет исходно проектировался для использования в трех ипостасях: для армии, для правоохранительных органов и для спортивной стрельбы.

 

 

…в небесах…


Если смотром новинок российских сухопутных вооружений в 2015 году стал Парад Победы 9 мая, то выставкой военно-воздушных новшество являлся, конечно, двенадцатый Международный авиационно-космический салон (МАКС), проводившийся в Жуковском 25—30 мая 2015 года. При всем богатстве экспозиции салона в ней стоит выделить четыре знаковые позиции.


ОКБ Камова продемонстрировало Ка-52К «Катран» — палубную модификацию известного винтокрылого «Аллигатора». Исходно разработанная для базирования на строившихся для России во Франции, но так и не увидевших российских берегов «Мистралях», машина обрела складывающиеся лопасти и складывающиеся несущие консоли, усиленные стойки шасси, новую оптико-электронную станцию.


Надо сказать, что до сего момента наиболее тяжеловооруженной палубной «вертушкой» у нас был Ка-29, впервые поднявшийся в небо еще в 1973-м. Ка-52К не столь универсален как «двадцать девятый», не обладает возможностью транспортировать грузы и десант, зато в разы лучше защищен, всепогоден и, в сравнении с Ка-29, обладает просто феноменальной огневой мощью для действий против сухопутных, надводных и воздушных целей.


На первый взгляд кажется, что с учетом утраты в России надежд на получение «Мистралей» проект Ка-52К оказался «выстрелом в небо», но это не так. Получив этот вертолет, мы можем продавать его за границу (потенциальные покупатели уже есть), равно как можем использовать его со штатных вертолетных площадок наших боевых кораблей. Кроме того, на том же форуме «Армия-2015» представителем ВПК было сделано сообщение, что в Крыловском государственном научном центре в качестве альтернативы «Мистралям» разработан собственный проект вертолетоносца. Созданием Ка-52К Россия заранее закрыла вопрос о машинах, способных базироваться на будущих отечественных кораблях подобного класса.


Еще одной новинкой и, по совпадению, тоже машиной для ВМФ, продемонстрированной на МАКСе этого года, стал сверхманевренный истребитель Су-30СМ. Новизна этой машины несколько своеобразная, ведь свой первый полет Су-30СМ совершил еще в 2012 году. Нынешний же МАКС стал в судьбе этого самолета важной вехой потому, что впервые была продемонстрирована уже серийная машина, выпущенная для нашей морской авиации. Не опытный экземпляр, не машина, проходящая испытания, а уже вполне облетанная «рабочая лошадка» из состава авиации ВМФ. Иными словами, это не то, о чем можно говорить исключительно в будущем времени, а то, что есть на вооружении уже сейчас.


Су-30СМ способен решать задачи не только завоевания господства в воздухе, а также поражения наземных и надводных целей, но и управления группой истребителей. Этот истребитель имеет систему дозаправки в воздухе, современное бортовое радиоэлектронное оборудование, мощную радиолокационную станцию с фазированной антенной решеткой и расширенный арсенал высокоточного вооружения «воздух—воздух» и «воздух—поверхность». Следует отметить и такую «фишку» Су-30СМ, как авионика, которая построена на принципе открытой архитектуры, значительно облегчающей интеграцию в бортовое радиоэлектронное оборудование новых систем. Дублированное управление у двух членов экипажа де-факто превращает Су-30СМ в учебную машину, не вынуждая создавать для этих целей специальную модификацию.


Стихия Су-30СМ — это действия в составе компактных ударных истребительных групп, способных с одинаковой эффективностью не только осуществлять противовоздушную оборону какой-либо зоны, но и уничтожать наземные и надводные цели. Собственно, именно это обстоятельство — универсальность в боевом применении — и привлекла к этой машине внимание представителей российского ВМФ. Показательным для оценки заказчиками военного потенциала истребителя является тот факт, что первые флотские Су-30СМ сейчас базируются не где-нибудь, а в Крыму. Кстати, дальность полета машины достигает 3000 км, и это без дозаправки. А если с дозаправкой? В общем, теперь Черное море под надежным контролем.


Оружие — это не только стволы и ракеты, снаряды и патроны. Это еще и такая важнейшая составная часть воздушной техники, как двигатели. Не будем скрывать, после распада СССР отечественное авиационное двигателестроение переживало не самые лучшие времена. Тем приятнее отметить тот факт, что на МАКСе-2015 были представлены сразу два новых российских двигателя: ПД-14 для самолетов и ВК-800В — для вертолетов.

 

 

Еще одна скромная и незаметная, но на деле очень нужная авиановинка этого года, также представленная на МАКСе. Это одноразовый и очень дешевый беспилотный летательный аппарат «Глаз». Будучи оснащен арсеналом средств наблюдения по выбору пользователя, «Глаз» достаточно долго способен мониторить ситуацию с высоты до 250 метров и передавать информацию с помощью wi-fi. Идеальная «игрушка» для МВД, МЧС и, например… ополченцев Донбасса!


…и на море!


Теперь ознакомимся с тем, как обстоит дело у России с новинками морскими. Упомянем лишь то, что на данный момент реально воплощено в металле, а не существует лишь в виде красивых моделей, как обстоит дело с тем же авианосцем и эсминцами проектов 23000Э и 23560Э разработки Крыловского государственного научного центра. Также оставим за бортом статьи перечень единиц, проходящих плановый ремонт, модернизацию, находящихся в достройке, проходящих испытания и при этом не являющихся головными кораблями своего проекта. Не будем тревожить мы и достраиваемый аж с 2004 года большой десантный корабль проекта 11711 «Иван Грен».


Итак, что остается? Остаются две новинки.


На проходившем в начале июля в Санкт-Петербурге Международном военно-морском салоне в качестве такой безусловной новинки демонстрировался маленький и незаметный, но крайне необходимый флоту базовый тральщик или, как сейчас модно говорить, корабль противоминной обороны «Александр Обухов» проекта 12700 «Александрит», спроектированный Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз».


В случае удачных испытаний именно «Александриты» должны будут составить основу противоминных сил нашего флота в ближней морской зоне. И хотя его водоизмещение в 13 раз меньше, чем у личной яхты Романа Абрамовича, стоит напомнить, что в обеих мировых войнах самым действенным оружием на море по соотношению «цена-качество» оказалась морская мина.


«Александр Обухов» имеет самый большой на данный момент в мире корпус из монолитного стеклопластика. Такой корпус обеспечивает не только более высокую прочность по сравнению со стальным, но и не дает срабатывать магнитным минным взрывателям.


Кроме этой примечательной детали, «Обухов» имеет на борту высокоэффективные гидроакустические поисковые станции, телеуправляемые подводные аппараты, традиционное тральное оборудование, специальные подруливающие устройства для повышения маневренности, каюты и кубрики повышенной комфортности, а также автоматизированную систему управления противоминными действиями.


Пока «Обухов» заканчивает испытания, на стапелях уже строится его «систершип» «Георгий Курбатов».


Где такие корабли могут действовать? Лучше всего — на закрытых морских театрах типа Черного или Балтийского морей. Но мореходных качеств и прочих характеристик «Александритам» вполне хватит, чтобы эффективно чистить от мин или осуществлять поиск объектов на дне в районах, примыкающих к базам и Северного флота, и Тихоокеанского.


Помимо тральщиков, крайне востребованными для нашего ВМФ являются спасательные суда. Имеющиеся в составе флота единицы этого класса изрядно устарели и давно требуют обновления. К слову, старейшее спасательное судно, находящееся в составе Черноморского флота, было введено в эксплуатацию еще в… 1915 году!


Окончательное осознание необходимости ввода в строй новейших спасательных кораблей к командованию ВМФ пришло после гибели «Курска».

Следствием этого стала разработка ЦМКБ «Алмаз» спасательного судна проекта 21300, шифр «Дельфин». После начала постройки ему было присвоено имя «Игорь Белоусов». В 2012 году судно спустили на воду и приступили к циклу испытаний, которые должны закончиться в этом году. До «Белоусова» постройка судов подобного класса не велась у нас почти 30 лет. Неудивительно, что к новичку сразу оказалось приковано особое внимание моряков.


Проект 21300 своими силами может осуществлять как надводные спасательные операции, так и поиск объектов на грунте на глубинах до 700 метров и эвакуацию экипажей подводных лодок с глубин до 450 метров. Помимо прочего оборудования, на борту «Игоря Белоусова» имеется декомпрессионный комплекс для оказания помощи сразу 60 подводникам. Еще один нюанс — зарезервированные места для установки систем вооружений на случай «если завтра война». Мореходные качества судна позволяют ему действовать во всех морях и океанах, омывающих берега Российской Федерации.


Итак, как мы видим, несмотря на непростое политико-экономическое положение нашей державы, ей есть чем гордиться. На земле, в небесах и на море.

Вернуться назад