Як-130: все в одном флаконе

Ввиду недостатка средств руководство Минобороны Беларуси считает целесообразным развивать свои ВВС посредством принятия на вооружение авиационного комплекса на базе учебно-боевого самолета Як-130.

 

На Международном авиакосмическом салоне (МАКС-2015) в подмосковном Жуковском 26 августа 2015 года Министерство обороны РБ заключило контракт с российской корпорацией «Иркут» на поставку очередной партии из четырех учебно-боевых самолетов (УБС) Як-130. По сообщениям пресс-службы корпорации «Иркут», они будут поставлены в Беларусь в 2016 году.

Очевидно, есть необходимость напомнить, что предыдущий контракт на поставку четырех УБС Як-130 был подписан в Минске 18 декабря 2012 года и уже выполнен. 27 апреля 2015 года эти самолеты были переданы личному составу 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы ВВС и войск ПВО Беларуси.

МАШИНА МОЖЕТ ДЕЛАТЬ ВСЕ САМА

При этом командующий ВВС и войсками ПВО Беларуси генерал-майор Олег Двигалев заявил: «Перспектива у нас уже определена: мы будем и дальше продолжать закупки этого самолета. Четыре Як-130 поставлены, будет еще четыре. После 2020 года мы планируем также продолжить реализацию этой программы».

Согласно официальной версии, Як-130 в перспективе должны полностью заменить чешские Л-39, на которых сейчас тренируются белорусские летчики. И, как отмечают эксперты, не только их. Конечно, по первому и основному своему предназначению Як-130 – самолет для приобретения и поддержания у летчиков навыков пилотирования в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью, для обучения элементам боевого применения по воздушным и наземным целям.

Благодаря тому что по своим летно-техническим и маневренным характеристикам Як-130 близок к показателям современных истребителей на дозвуковой скорости полета, на нем можно готовить пилотов для самолетов, относящихся к четвертому и пятому поколениям (МиГ-29, Су-30, F-15 и F-16, Eurofighter Typhoon и Rafale, F-22, F-35, а также для Т-50).

Як-130 оборудован цифровой электродистанционной системой управления КСУ-130 с четырехкратным резервированием, которая также выполняет функции активной системы безопасности полета и автоматического управления.

Система позволяет в учебных целях перепрограммировать характеристики управляемости и устойчивости самолета в зависимости от типа имитируемого самолета. Это дает экономию средств на использовании при выполнении учебных задач боевых самолетов, летное время которых обходится куда дороже.

При этом превратить Як-130 в любой из приведенных выше типов самолетов можно прямо в воздухе: для этого достаточно выбрать нужный режим в бортовой системе. Это, в частности, относится и к сверхманевренным истребителям Су, которые поступают на вооружение ВВС России.

На нем также установлена бесплатформенная инерциальная навигационная система БИНС-СП-1, которая делает самолет «предельно свободным в пространстве». Пилоты смогут выполнять задачи даже при затруднениях с ориентированием, вызванных потерей спутниковых сигналов и связи с наземными службами.

Немаловажно и то, что Як можно посадить без вмешательства пилота – при помощи системы дистанционного радиоуправления с земли. Пока такой возможности нет ни у одного учебно-тренировочного самолета (УТС) в мире.

ВОЗМУТИТЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО ОРУЖИЯ

Между тем потенциальные возможности этого самолета значительно шире, чем у обыкновенного УТС. Британский журнал The Week пишет: «Когда речь идет о российских реактивных истребителях, в заголовки, как правило, попадают лучшие из них, например, из линейки Су или Т-50. Однако не такой «гламурный» учебный истребитель Як-130 способен вскружить голову, потому что он явно представляет собой нечто большее, чем просто учебный самолет».

Эта крошечная машина может нести «возмутительное количество» вооружения: «до трех тонн ракет классов «воздух – воздух», «воздух – земля», высокоточных бомб, бомб свободного падения, реактивных снарядов, пушечных контейнеров и внешних топливных баков».

Кроме того, еще две точки подвески для ракет класса «воздух – воздух» или установок запуска тепловых ловушек есть на концевых частях крыльев. А под нижней частью фюзеляжа истребителя может быть размещена авиационная пушка калибра 23 мм.

Фото показывают, что самолет оснащен лазерным дальномером ЛД-130 и ТВ-камерой для обнаружения целей и наведения высокоточного оружия. Еще одним новшеством является оборудование дозаправки в воздухе, которое значительно увеличит дальность и радиус полета.

Как отмечает The Week, «повесьте на Як-130 две 220-килограммовые бомбы, пушечный контейнер, пару топливных баков – и получите самолет с максимальным боевым радиусом действия 367 морских миль». Очень прилично, даже если сравнивать со знаменитым американским легким истребителем F-16.

Издание отмечает, что многоцелевые учебно-боевые реактивные истребители, вероятно, не кажутся наиболее очевидным средством для максимизации боевого потенциала ВВС. Однако на самом деле в настоящее время такие самолеты являются целесообразной и сравнительно недорогой заменой традиционным истребителям. Возможность использования Як-130 и как учебного, и как боевого самолета способствует росту интереса к нему со стороны стран, желающих иметь сбалансированный и недорогой парк военной авиации.

Согласно данным производителя, бортовой комплекс бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) Як-130 позволяет не только имитировать, но и реализовывать различные режимы боевой работы: воздушный бой, удары по наземным целям, работу в условиях применения противником зенитных ракет и постановки помех, взаимодействие с наземными и воздушными пунктами управления, а также с самолетами в группе.

Открытая архитектура БРЭО дает возможность сравнительно легко – в зависимости от типа выполняемых учебных и боевых задач – оснащать Як-130 различным набором бортовой аппаратуры и вооружения различных классов, в том числе нероссийского производства (в частности, управляемыми ракетами AIM-9L Sidewinder и AGM-65 Maverick).

Для этого самолет имеет 8 узлов подвески, расположенных под крылом, и один узел подвески под фюзеляжем, что позволяет ему нести до 3000 кг боевой нагрузки.

В базовый комплекс вооружения Як-130 входят: ракеты класса «воздух – воздух» Р-73Э с инфракрасными головками самонаведения; высокоточные корректируемые авиационные бомбы KAБ-500Кр с телевизионной системой наведения; свободнопадающие авиационные бомбы калибра 50, 100, 250, 500 кг; контейнеры с неуправляемыми авиационными ракетами С-8, С-13, С-25; подвесной контейнер СНПУ-130 с пушкой ГШ-23Л.

ПРОТИВОПАРТИЗАНСКИЙ САМОЛЕТ

И это еще не все. Судя по имеющейся информации, в корпорации «Иркут», которая является изготовителем самолета, проводятся мероприятия по дальнейшему расширению боевых возможностей Як-130. На первом этапе будут улучшены характеристики радиооборудования и установлена новая обзорно-прицельная система. На втором – самолет получит радиолокационную станцию (предположительно БРЛС «Барс-130»). Она может быть вмонтирована в носовую часть самолета или в контейнерном исполнении подвешена под фюзеляжем.

Это позволит нарастить комплекс бортового вооружения Як-130 вплоть до включения в него ряда модификаций управляемых ракет класса «воздух – поверхность» Х-31 и Х-38. Боевую живучесть машины должна повысить установка легкого бронирования. Вкупе с установкой системы дозаправки топливом в воздухе это позволит резко расширить область ее боевого применения.

И тем не менее нельзя не сказать, что ряд экспертов достаточно осторожно высказываются относительно использования Як-130 в качестве многофункционального боевого самолета. По их мнению, как штурмовик он недостаточно защищен, а как истребитель – имеет недостаточную скорость.

Однако немалое число других считают, что в современных условиях, когда на смену полномасштабным боевым действиям все чаще приходят локальные военные конфликты низкой интенсивности, спрос на относительно недорогие и эффективные легкие ударные самолеты (штурмовики) будет только возрастать. Тем более если на них появится возможность устанавливать высокоточное управляемое оружие.

И, соответственно, потребность в тяжелых штурмовиках (типа российских Су-25/39 и американских A-10) будет падать, так как спектр их применения имеет явную тенденцию к сокращению. Сегодня они имеются в составе ВВС и авиации ВМФ лишь небольшого числа стран. Все более заметна тенденция подготовки к бесконтактным войнам с преимущественным применением управляемого оружия повышенной дальности.

Нынешние повстанческие формирования имеют большое количество зенитных пушек, крупнокалиберных пулеметов и – самое главное – современных переносных ракетных комплексов (ПЗРК), от которых не спасет даже титановая броня Су-25. Не говоря уже о ракетных комплексах ПВО сухопутных войск развитых стран – GEM, SAMP/T, THAAD или MEADS.

Опыт применения штурмовиков советского производства российской армией в военном конфликте с Грузией в 2008 году и Вооруженными силами Украины в Донбассе показал значительную уязвимость Су-25 даже перед не самыми новыми ПЗРК. Там очень пригодился бы легкий штурмовик нового поколения, оснащенный современными прицельными и поисковыми комплексами, вооруженный высокоточными корректируемыми бомбами и управляемыми ракетами, способный поражать цели, не входя в зону действия ПВО. Так что для штурмового Як-130 есть достаточно емкая ниша.

И СРЕДСТВО ПРОТИВ БЕСПИЛОТНИКОВ

Просматривается и область применения легких истребителей, созданных на его базе. Приоритетными целями для них эксперты считают беспилотные разведывательные и ударные летательные аппараты (БПЛА), которые сегодня в больших количествах поступают на вооружение армий многих стран мира. Как считают аналитики, в скором времени БПЛА станут доминировать над любым полем боя. И борьба с ними выходит на первый план.

Уничтожить небольшой беспилотник гораздо труднее, чем современный истребитель: они летают на малых высотах на небольшой скорости, коэффициент эффективного отражения мизерный. Использовать против них стандартные зенитные средства ПВО, включая тяжелые истребители-перехватчики, дорого и часто бесполезно.

А вот Як-130 в версии легкого истребителя (обладая большим диапазоном скоростей, разнообразной номенклатурой вооружения и современным прицельным комплексом) вполне способен выполнить подобную задачу при небольших затратах.

Ценность этого самолета как боевого еще больше возрастает в свете последних разработок белорусской компании «Оборонные инициативы», которая намеревается укомплектовать Як-130 бортовыми комплексами обороны «Талисман», препятствующими наведению на цель самонаводящихся неприятельских ракет.

«Талисман» предназначен для обеспечения защиты самолетов от всех типов авиационных и зенитных ракет с активными, полуактивными и оптико-электронными головками самонаведения. Количество бортовых и наземных радиоэлектронных систем, работу которых подавляет «Талисман», неограниченно. Он также может быть совмещен с устройством выброса ложных тепловых целей. Оборудование «Талисмана» способно прикрыть не только самолет, где оно размещено, но и соседнюю машину при действии в плотных боевых порядках.

Выступая 13 августа нынешнего года перед журналистами, командующий ВВС и войсками ПВО Беларуси РБ генерал-майор Олег Двигалев сообщил, что уже завершена подготовка белорусских летчиков-инструкторов для Як-130. «Мы выполнили целый комплекс мероприятий по боевому применению имеющихся на вооружении ВВС и войск ПВО авиационных средств поражения, – отметил он. – Буквально недавно мы произвели пуски корректируемых авиационных бомб (с Як-130) с высокой точностью».

А несколько позже Олег Двигалев заявил, что практическое освоение Як-130 личным составом авиабазы в г. Лида планируется завершить к концу текущего года. «Но уже сегодня ясно, что этот самолет дает нам возможность готовить летный состав на качественно новом уровне, а также решать и боевые задачи».

Вернуться назад