«Раптор» в Европе

Появление в Европе американского чудо-истребителя не укрепит стабильность, но и не напугает Россию. 

Глава ВВС США Дебора Ли Джеймс объявила о намерении разместить в Европе в рамках инициативы по укреплению безопасности союзников по НАТО многоцелевые американские истребители F-22. 
По мнению госпожи Джеймс, истребители данной модели, размещённые в Европе, несомненно, усилят возможности ВВС. 

Причиной появления F-22 в Европе является обеспокоенность США действиями России в связи с кризисом на Украине. 

О намерении разместить истребители F-22 в Европе Дебора Ли Джеймс заявляла и ранее, однако ни тогда, ни сейчас не были озвучены сроки возможного размещения и места их дислокации. 

Начальник штаба ВВС США генерал Марк Уэлш также избегал конкретики, но уточнил, что истребители будут участвовать в тренировочных полётах и отрабатывать взаимодействие с подразделениями других стран-членов НАТО. 
Проект времён первой холодной войны 

Американский истребитель F-22 «Рэптор», разработанный компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics, является первым в мире истребителем пятого поколения, а также носит титул самого дорогого истребителя в мире. 

В 1981 году ВВС США сформировали требование к новому реактивному истребителю завоевания превосходства в воздухе — передовому фронтовому истребителю (ATF), который должен был заменить F-15 Eagle. Новый истребитель должен был включать в себя все новейшие разработки, в том числе передовую авионику, новые двигатели с цифровым управлением, а также должен был быть малозаметным для радаров и многофункциональным. 

Конкурс на проект истребителя пятого поколения стартовал летом 1986 года и завершился в апреле 1991 года победой группы компаний Lockheed/Boeing/General Dynamics. 

Первая предсерийная машина поднялась в воздух осенью 1997 года, а серийное производство F-22 началось в 2001 году. 


Чудо-оружие 

В основу проектирования самолёта положен принцип обеспечения повышенной выживаемости за счёт реализации принципа «First look — first kill» (первый обнаружил — первый поразил). Для этого широко использованы технологии снижения заметности («Stealth»). Важным, характерным для истребителей 5-го поколения конструктивным решением, снижающим заметность самолёта, является размещение штатного вооружения во внутренних отсеках. 

F-22 вооружён 20-миллиметровой пушкой M61A2 Vulcan, 480 снарядами, ракетами класса «воздух-воздух»: шестью AIM-120C AMRAAM и двумя AIM-9M Sidewinder. Также в вооружение самолёта входят корректируемые бомбы JDAM и управляемые высокоточные авиабомбы класса SDB (Small Diameter Bomb) GBU-39. Истребитель способен производить пуски ракет и сброс бомб из внутренних отсеков на сверхзвуковых скоростях. 

В 1997 году Конгресс США наложил запрет на поставки F-22 на экспорт — чудо-истребитель должен был оставаться исключительно на вооружении ВВС США. 


Самолёт на «вес золота» 

До лета 2014 года не было информации о боевом применении F-22. Начиная с сентября 2014 года поступают сведения о том, что F-22 используются для нанесения авиаударов по позициям исламистов Сирии. Как утверждают источники в Пентагоне, F-22 полностью выполняют возложенные задачи, на практике доказав свою много функциональность. 
В 2006 году во время учений «Норден Эйдж» 12 истребителей F-22 проводили учебные бои с более старыми моделями американских истребителей. За две недели учений группировка F-22 одержала 241 условную победу, потеряв два самолёта. 

Изначально программа производства F-22 «Рэптор» предусматривала создание 750 подобных машин, затем эти планы были сокращены до 384. 

Экономический кризис 2008 года привёл к сокращению финансирования программы. В результате производство F-22 было свёрнуто в 2011 году, а в мае 2012 года ВВС США был передан последний, 187-й серийный истребитель данной модели. 

Проект оказался крайне дорогим. Себестоимость производства одного самолёта в 2008 году оценивалась в 146,2 млн долларов, а полная цена с учётом всех косвенных затрат равнялась 350 миллионам долларов. 

Американские аналитики отмечали, что F-22 — самолёт «на вес золота» в буквальном смысле: в 2006 году пустой истребитель, весивший 19,7 тонны, стоил столько же, сколько 19,7 тонны чистого золота в слитках — 350 миллионов долларов. 
Общая стоимость программы разработки и серийного производства F-22 оценивается в 74 миллиарда долларов. 


Русский «Триумф» ждёт «гостей» 

Главный вопрос — насколько эффективен F-22. Здесь мнения специалистов существенно расходятся. Американские эксперты полагают, что «Рэптор» способен расправляться с новейшими российскими самолётами с той же лёгкостью, с какой он расправляется в учебных боях со своими американскими предшественниками. Кроме того, по их мнению, F-22 неуязвим для зенитно-ракетных комплексов С-300. 




Однако ещё в 2007 году на вооружение российской армии поступил зенитно-ракетный комплекс С-400 «Триумф». Его характеристики позволяют успешно бороться с «Рэптором». 

К декабрю 2014 года на боевом дежурстве находились 9 полков со 152 пусковыми установками С-400. При этом процесс перевооружения российских средств ПВО активно продолжается. 

По мнению военных экспертов, для обеспечения господства в воздухе при наличии на боевом дежурстве С-400 ВВС США необходимо принять на вооружение дополнительно не менее 400 F-22 «Рэптор». Учитывая, что производство данных истребителей свёрнуто, подобной возможности не существует. 


«Сухой» принимает вызов 

Не всё однозначно и с преимуществом F-22 в сравнении с современными российскими истребителями. Ещё в 2009 году на сайте аналитической организации Air Power Australia было опубликовано сравнение перспективных истребителей пятого поколения. Основными участниками были американские F-22, F-35, российский Т-50 и китайский J-12, а во внеконкурсной программе участвовал российский Су-35 С, относящийся к поколению «4++». Аналитики выясняли, насколько перечисленные самолёты, исходя из их опубликованных характеристик, соответствуют ряду критериев, предъявляемых к пятому поколению истребителей. За полное соответствие критерию самолёт получал один балл, за полное несоответствие — балл отнимался. 

При сравнении по 14 параметрам наивысший балл — «+5» — получил российский Т-50, находящийся в стадии разработки. Низший — «-8» — ожидаемо получил американский F-35, самолёт, который нещадно критикуется даже у себя на родине. А вот F-22 и Су-35С получили одинаковую оценку «+2». 

При моделировании воздушных боёв Су-35С уступает F-22, однако вовсе не так сокрушительно, как уверяют американские разработчики «Рэптора». Таким образом, российский истребитель поколения «4++» вполне способен дать отпор «золотому» американскому истребителю пятого поколения. В настоящее время на вооружении ВВС России находятся 36 Су-35С. 

Размещение F-22 «Рэптор» в Европе, разумеется, трудно считать дружественным шагом и мерой, снимающей напряжение. Но России есть чем защитить себя, даже если у её границ действительно будут навязчиво летать надоедливые американские «золотые самолёты».
Вернуться назад