«МиГ» проектирует новый легкий истребитель и новый тяжелый перехватчик

После распада Советского Союза некогда могущественная научно-производственная компания «МиГ» продолжает переживать трудные времена. С тех пор «МиГ» не выиграл ни одного крупного конкурса, в том числе на разработку и производство истребителя пятого поколения, проиграв своему извечному конкуренту компании «Сухой».

 

В настоящее время доминация «Сухого» неоспорима. «Мало надежды на «МиГ», хотя компания имеет множество программ по модернизации и обслуживанию ранее поставленной техники, но и они исчезнут, когда последние экспортные клиенты заменят свои МиГ-29  другими истребителями», говорит эксперт IHS Jane’s Марк Бобби.


В свое время «МиГ» был иконой холодной войны и символом ВВС СССР, его известность соперничала с автоматом Калашникова, говорит директор московского Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслан Пухов. В настоящее время МиГ-29 состоит на вооружении почти 30 стран мира, его средняя стоимость 30 млн долл США.


Но с распадом СССР все изменилось. В начале 1990-х годов Россия минимизировала покупки самолетов для собственной военной авиации и производителям осталась единственная возможность — продвигать свою продукцию на экспорт. Здесь «МиГ» быстро потерял статус советского экспортера вооружений номер один, уступив «Сухому». По данным Jane’s, начиная с 1991 года «Сухой» экспортировал 252 истребителя на сумму 15,4 млрд долл США, компания «МиГ» всего 185 самолетов на сумму 8,6 млрд долл.


Сегодня компания «МиГ» вошла в состав Объединенной авиастроительной корпорации, куда также входит и «Сухой». Представитель ОАК Максим Сысоев говорит, что «такие гранды как Китай и Индия в значительной степени помогли «Сухому» в наращивании экспорта самолетов, в то время как «МиГ» довольствовался вниманием значительно более мелких клиентов». «Но я бы не сказал, что «МиГ» не борется за экспортные контракты, такое восприятие неверно», добавил он.

 

В апреле 2002 года «Сухой» выиграл тендер Минобороны РФ на создание истребителя пятого поколения, однако «МиГ» по собственной инициативе ведет разработку более легкого перспективного истребителя, но МО РФ и иностранные клиенты не выказывают большой интерес к этому проекту.


Большим ударом для «МиГа» стало поражение в индийском тендере на закупку 126 многоцелевых средних истребителей. В апреле этого года замминистра обороны Юрий Борисов заявил, что МО РФ закупит всего лишь 30 самолетов МиГ-35 до 2020 года. Еще одним ударом по репутации «МиГа» стал скандал, когда в 2008 году Алжир забраковал партию истребителей МиГ-29 в количестве 15 машин и потребовал отдать взамен от 14 до 16 истребителей Су-30.


Однако некоторые перспективы у «МиГа» есть. По словам Пухова, палубная версия МиГ-29К идеально подходит для авианосцев советских проектов и их преемников. Но если компания не сможет реализовать проект легкого истребителя и программу тяжелого перехватчика для замены МиГ-31, которого называют «убийцей бомбардировщиков», ее будущее неопределенно.


По данным Jane’s, в этом году «МиГ» поставит только 32 самолета по сравнению с 116 у «Сухого», соотношение стоимости контрактов составляет 2,2 и 7 млрд долл. «МиГ» живет в тревожное для себя время», говорит Марк Бобби.

 

Вернуться назад