Вездесущая ракета

На увеличение мощности военных флотов западных стран Россия ответила появлением новой противокорабельной ракеты. Ее можно спрятать где угодно, а «рой» таких ракет способен на расстоянии 300 км потопить самый современный американский эсминец. 

Российская корпорация «Тактическое ракетное вооружение» создала, по сути, новую противокорабельную ракету (ПКР). Дальность полета последней модернизированной версии ПКР типа Х-35 увеличена более чем вдвое – со 120 км до 300 км, наведение ее на цель будет осуществляться с помощью беспилотных воздушных летательных аппаратов и подводных роботов, а в качестве носителей будут выступать как корабли и авиация, так и береговой ракетный комплекс «Бал». Об этом заявил генеральный директор- генеральный конструктор концерна «Моринформсистема-Агат» (этот концерн принимает непосредственное участие в создании нового ракетного комплекса) Георгий Анцев. «С «Балом», в принципе, все понятно. Сейчас корпорация «Тактическое ракетное вооружение» модернизировала ракету Х-35Э. Она создана в авиационном исполнении, она же будет в сухопутном и в морском исполнении. У нее хорошая дальность - порядка 300 километров. Поэтому модернизированный «Бал», скорее всего, будет оснащен в качестве системы целеуказания беспилотным комплексом. Работы в этом направлении ведутся с компанией «Камов» - у них беспилотник массой около тонны. Есть у нас партнер - компания «Радар», которая ведет работы по созданию беспилотного комплекса массой около 500 килограммов. Кроме того, у нас есть подводная робототехника, оснащенная хорошей гидроакустикой, которая может работать на рубеже и передавать данные на берег» - передало ТАСС мнение Георгия Анцева. 

Сказанное означает, что Россия, фактически, создала новое оружие против военных кораблей вероятного противника. Принятие 10 лет назад российскими Вооруженными Силами вместо «Термитов» противокорабельной ракеты Х-35 разработки ОКБ «Звезда» уже само по себе стало значимым событием. Небольшие габариты (до 4,5 метров) и масса изделия в сочетании с мощной боевой частью (145 кг), способность двигаться на подходе к цели на высоте всего 4 метра над поверхностью моря, помехозащищенная комбинированная автономная система самонаведения, относительно невысокая стоимость ракеты позволили разместить ее на носителях, практически, во всех средах. На море Х-35 входит в состав вооружения ракетных катеров, корветов, фрегатов и даже индийского эсминца «Дели». В воздухе – стоит на вооружение самолетов Су-30, МиГ-29К. На суше Х-35 является основным оружием берегового ракетного комплекса (БРК) «Бал-Э». 

Этот БРК использует аналогичные корабельному варианту транспортно-пусковые контейнеры с ракетами, которые установлены на колёсных шасси высокой проходимости. Это позволяет обеспечить комплексу высокую подвижность и малую уязвимость для высокоточных средств поражения большой дальности. Противник просто не успевает за появлением и работой этих БРК на незащищенном, как ему казалось, участке побережья. Время подготовки к стрельбе «Бала-Э» на неподготовленной позиции с марша составляет не более 10 минут. При этом целеуказание такой комплекс может получать как с собственной радиолокационной станции, так и из других источников — разведывательных БПЛА или станций загоризонтной локации. Четыре пусковые установки, входящие в состав одного комплекса, менее чем за полминуты могут выпустить 32 ракеты, что достаточно для нанесения серьёзного урона любой корабельной группе противника. И через 30 минут «Бал-Э» готов к повторному залпу. 

В желании придать ракетному залпу Х-35 еще большую неожиданность и мобильность, российские военные инженеры даже умудрились разместить установки для запусков этих ракет и пункты управления ими в стандартных 20 и 40-футовых морских контейнерах. Речь идет о контейнерном комплексе ракетного оружия Club-K, концепт которого в экспортном исполнении широкой публике был впервые показан на оружейном салоне LIMA-2009. В зависимости от пожеланий заказчика, этот комплекс может быть оснащен или ракетами Х-35Э («Э» - означает экспортный вариант), или ракетами 3М-54КЭ, 3М-54КЭ1, 3М-14КЭ разработки ОКБ «Новатор». «Приступая к разработке ракетного комплекса Club-K, мы исходили из понимания того, что далеко не все государства имеют возможность содержать в составе своего флота такие дорогостоящие «игрушки», как корветы, фрегаты, эсминцы, крейсеры и другие мощные, хорошо оснащенные ракетным оружием корабли. Однако никто не имеет права лишать их возможности обеспечивать свой суверенитет. При этом потенциальный агрессор должен реально понимать, что может получить неприемлемый для себя ущерб» - обозначал в свое время идеологию создания этого ракетного комплекса концерн «Моринформсистема-Агат». 

Малые размеры ракет Х-35 в сочетании с их хорошей боевой мощью и возможностью залповых запусков, позволяют превратить даже морской контейнер, оборудованный этими ракетами, в грозное оружие. Несколько Х-35, при удачном попадании, могут отправить на дно даже американский эсминец класса «Арли Бёрк» водоизмещением почти 10 тыс тонн. Однако, дальность стрельбы этими ракетами составляла всего 120-130 км, что, конечно, создавало (и создает) определенную опасность для носителей Х-35 поражения противокорабельными (противовоздушными) средствами большой дальности вероятного противника. Поэтому корпорацией «Тактическое ракетное вооружение» (ТРК) сейчас разработана, испытана, и очевидно, уже запущена в серийное производство модификация Х-35, в которой дальность полета этой ракеты увеличена до 300 км. В прессе уже мелькали сообщения о том, что «ТРК» проводит испытания некой «экспортной версии» новой ракеты под литерой Х-35УЭ. За счет нового двигателя, нового топлива и изменения конструкции воздушного канала, как сообщалось, удалось увеличить дальность полета Х-35 без изменения ее габаритных характеристик до 260 км. Очевидно, версия Х-35, предназначенная для российских военных моряков, летит еще дальше. Кроме того, в новой ракете применяется и новая комбинированная система наведения, включающая, кроме инерциальной и активной радиолокационной систем самонаведения, спутниковую навигацию. 

Некоторое время назад эта информация получила подтверждение и со стороны концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). КРЭТ заявил, что планирует модернизировать новейшие российские палубные вертолеты Ка-52К, оснастив их новой бортовой радиолокационной станцией (БРЛС). Напомню, что эти вертолеты были созданы как «морская» модификация Ка-52, которая будет базироваться, преимущественно, на вертолетоносцах «Мистраль». С «Мистралями» в последнее время все как-то совсем плохо. Но новые морские вертолеты России все равно нужны. И оснащаться они будут, в том числе, новейшей версией противокорабельной ракеты Х-35. Именно поэтому КРЭТ заявил о том, что новая БРЛС на этих вертолетах повысит дальность обнаружения целей минимум в 2 раза – до 200 км. «Подобная модернизация обеспечит уникальную возможность применения Ка-52К противокорабельных ракет типа Х-31 и Х-35», — сообщил КРЭТ. Вслед за авиацией, новой противокорабельной ракетой, очевидно, оснастят надводные корабли флота и БРК «Бал-Э». 

Тем самым Россия вновь вернет себе мировое лидерство в разработке и производстве малогабаритных дозвуковых противокорабельных крылатых ракет. Сейчас самым «дальним» в этом классе считается американский «Гарпун». Его модификация D2 летит на 280 км. Но при этом она более чем на метр длиннее (5,2 метра против 3,85 в авиационной версии), в 1,5 раза тяжелее (742 кг против 550 кг), и на 70% мощнее по массе боевой части (235 кг против 145 кг), чем российская ракета. Однако, новая модификация Х-35 по-прежнему «хитрее» и «ловчее» американского аналога. Она, действительно, практически, незаметна, и может встретить корабль вероятного противника где угодно – хоть на борту пограничного сторожевика типа «Рубин» в северных морях, хоть на побережье Крыма, хоть неожиданно выскочив из старого морского контейнера где-нибудь в Латинской Америке. 
Вернуться назад