Почему в ВДВ квадроциклы летают: десант получил крылатых «Тульчанок»

В ходе завершившейся на днях внезапной проверки боеготовности Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ подразделения 98-й воздушно-десантной дивизии России отработали боевые задачи на территории Республики Таджикистан. От российского контингента на этом учении было задействовано около пятисот военнослужащих и 60 единиц военной техники, в том числе новинка парка вооружения ВДВ - квадроциклы. 

Все четыре колеса 

Преимущества этой техники давно оценили любители мотоэкстрима и просто прогулок по пересеченной местности. Неоценимой оказалась польза таких машин - гибрида мотоцикла и автомобиля - и для армии. Мотовездеход способен пройти там, где застрянет даже БТР: через густые посадки, по песку, заболоченной местности и узкому горному серпантину. Более того - в силу малого удельного давления на грунт квадроцикл может преодолевать и противотанковые минные поля. 

Квадроциклы сегодня состоят на вооружении подразделений США, Канады, Великобритании. Они используются, в частности, для проведения рейдовых мероприятий в пустынной местности. Самым популярным в вооруженных силах США и НАТО является квадроцикл Polaris MV700, отлично зарекомендовавший себя в Афганистане. Эта техника комплектуется креплениями для оружия и амуниции, есть дополнительная защита ходовой части и дуги безопасности. Для транспортных служб и обслуживания аэродромов закупается Polaris MV800 (модернизированная версия MV700), а для перевозки тяжелых грузов в труднопроходимой местности американские военные используют Polaris Sportsman 800 6×6, который перевозит до 400 кг. В целом, номенклатура квадроциклов и техники на их базе, применяемой в иностранных армиях, весьма широка. 

Естественно, что на квадроциклы обратили внимание и российские военные. На оснащение Вооруженных Сил с позапрошлого года представлены несколько моделей, среди которых «Тульчанка» - выполненная тульским Центральным конструкторско-исследовательским бюро спортивного и охотничьего оружия переработка гражданского квадроцикла Stels ATV 600 Leopard в боевой вариант. В качестве основы для «Тульчанки» был выбран серийный гражданский квадроцикл, разработанный компанией «Веломоторс» и выпускаемый Жуковским мотовелозаводом. 

«Тульчанка» в стиле «милитари» получила навигационное оборудование и системы для установки вооружения - пулемета или автоматического гранатомета. Машина оснащается бензиновым двигателем мощностью 39 лошадиных сил и приводом на все четыре колеса. Масса перевозимого груза составляет без малого триста килограмм, а экипаж квадроцикла может состоять из двух человек. Один ведет машину и управляет передним оружием, второй располагается за его спиной и отвечает за обстрел целей в задней полусфере. 

Квадроциклы «Тульчанка» уже передаются в войска. Несколько машин принимали участие в прошлогодних российско-сербских учениях с участием десантников из России, а на днях вернулись с уже упомянутых учений КСОР ОДКБ из Таджикистана. По некоторым данным, всего для ВДВ планируется закупить до четырехсот квадроциклов, которыми в основном будут оснащаться разведывательные подразделения. Преимущества этой техники - в ее неприхотливости. Машина оснащается типовым одноцилиндровым четырехтактным двигателем с жидкостной системой охлаждения, может заправляться обычным 92-м бензином. 

Тест на профпригодность 

Проверка боевых качеств предлагаемой к закупке техники организована в реальных условиях полигонов. Так, испытания уже упомянутой «Тульчанки» проходило на учебно-материальной базе 51-го парашютно-десантного полка Тульской воздушно-десантной дивизии. Полевой экзамен принимал лично вице-премьер Дмитрий Рогозин, который высказал ряд замечаний: высокую шумность, отсутствие защиты, скованность действий стрелка. 

В свою очередь Главкомат Сухопутных войск протестировал квадроциклы производства компании «Русская механика» из Рыбинска в испытательном центре Минобороны России. Эти серийные мотовездеходы РМ500 4х4 и РМ500 6х4 обкатывались и на других войсковых полигонах в различных климатических условиях. Данные машины оснащены 40-сильным бензиновым двигателем объемом 503 кубиков и способны разгоняться до 80 километров в час. Квадроциклы имеют три режима трансмиссии: переднеприводный, полноприводный и для скользкой дороги. РМ500 4х4 способен взять на себя 270 кг груза, РМ500 6х4 - 590 кг, дорожный просвет в обеих версиях составляет 290 мм. 

Военные требуют от производителей «квадриков» более серьезного оснащения с точки зрения вооруженности и защиты экипажа. В частности, предлагается предусмотреть возможность монтажа на мотовездеходах крупнокалиберных пулеметов НСВ-12,7 «Утес», а также СПГ, ПТУР, минометов калибром до 82 мм, огнеметов РПО-А, 12,7-мм снайперской винтовки «Корд». Защиту экипажа предлагается обеспечивать за счет применения наклонных бронещитков, а также экипировки личного состава боевым защитным комплектом «Пермячка». Правда, изготовители утверждают, что использовать бронирование на квадроцикле не позволяет сама архитектура подобной техники, ведь оно негативно скажется на ряде характеристик, прежде всего маневренности. В этой связи боевые квадроциклы предлагается применять все-таки в ситуациях, когда от транспортного средства требуется высокая подвижность, а не огневая мощь или уверенный уровень защиты. В частности, помимо разведки оснащать квадроциклами предполагается подразделения военной полиции. 

Летающая техника «крылатой пехоты» 

Не случайно, что именно ВДВ в числе первых оценили преимущества данной техники. Для «крылатой пехоты» мобильность - главное условие боевой работы. Правда, практическое десантирование квадроциклов с боевых платформ парашютным способом еще не проводилось: такие испытания впереди. Мотовездеходы пока перевозятся на воздушных судах, швартуясь по обычному варианту. Выгрузка производится через заднюю аппарель своим ходом. 

Зато хорошо умеют «летать» другие новинки боевой техники, поставляемые сегодня на вооружение Воздушно-десантных войск. В их числе - новая версия противотанковой самоходной пушки СПТП 2С25 «Спрут-СД». Как сообщил недавно первый вице-президент и совладелец концерна «Тракторные заводы» Альберт Баков, уже до конца этого года для ВДВ появится обновленный вид этого вид оружия. У новой машины улучшится защищенность и подвижность, обновится система управления огнем. 

Самоходка «Спрут-СД» предназначена для борьбы с подвижными и неподвижными бронированными целями, уничтожения живой силы и оборонительных сооружений противника. Машина боевой массой 18 тонн способна развивать скорость до 70 километров в час на суше и 10 - на плаву. Орудие калибром 125 мм может вести огонь скорострельностью 7 выстрелов в минуту, а боезапас составляет 40 снарядов. Защиту самой машины обеспечивает 7,62-мм пулемет ПКТМ. 

Высокие показатели мобильности и у десантируемого бронетранспортера БТР-МДМ «Ракушка». Он может перевозить до 13 десантников, а экипаж составляет 2 человека. Основное предназначение машины - именно транспортировка личного состава к месту боя под защитой брони. В качестве наступательной боевой единицы БТР не годиться, так как оснащен всего двумя пулеметами. Зато незаменимы его дорожные свойства - высокая проходимость, возможность преодолевать водные преграды и глубокие рвы. Машина может применяться в различных вариантах, например, в санитарном. В 2015 году планируется поставить в войска более двух десятков единиц БТР-МДМ. 

А с марта этого года Воздушно-десантные войска начали серийно принимать долгожданную новинку парка боевой техники - БМД-4М, оснащенную боевым модулем «Бахча-У». Вооружение машины включает в себя 100-мм орудие 2А70, 30-мм автоматическую пушку 2А72, спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ и ПТУР«Аркан». 12 таких БМД уже переданы в 106-ю воздушно-десантную дивизию, а всего до конца года войска получат 62 боевые машины семейства БМД-4М.
Вернуться назад