В годы Великой Отечественной войны моряки-тихоокеанцы совершили беспримерный переход на Северный флот через Арктику

15 июля исполнилось 72 года первому трансокеанскому ледовому переходу советских военных кораблей из Владивостока в Североморск.

В мае 1942 г. Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение перебросить с Тихого океана по Северному морскому пути несколько современных боевых кораблей на северный театр морских боевых действий. 

Выход кораблей намечался на 15 июля 1942 г. Согласно приказу, в состав группы были включены лидер «Баку» и три эскадренных миноносца: «Разумный», «Разъяренный» и «Ревностный». Они составили ядро экспедиции особого назначения — ЭОН-18.

Вся подготовка к походу проходила в условиях повышенной секретности. По официальной легенде целью подготовки кораблей являлось перебазирование дивизиона эсминцев на Камчатку.

Для обеспечения успешного перехода через Северный ледовитый океан все корабли ЭОН-18 были поставлены в сухие доки завода №202 во Владивостоке в начале июня 1942 г. Рабочие завода вместе членами команды трудились над подготовкой к походу по 15 — 18 часов в сутки. К середине июля все подготовительные работы были закончены, и эскадренная группа могла выйти в море.

Пройдя через свои и японские минные поля, преодолев штормовое Охотское море, корабли экспедиции достигли Первого Курильского пролива, где были замечены идущие тем же курсом японские боевые корабли. Специалисты считают, что именно японская разведка успела предупредить германское командование о выходе советских кораблей.

30 июля ЭОН-18 прибыла в Петропавловск-Камчатский. Перед тяжелым плаванием в арктических водах команда получила двухнедельный отдых. 14 августа, приняв в свои ряды ледокол «Анастас Микоян», экспедиция снялась с якоря для дальнейшего следования. Позже, 18 августа, к группе присоединился еще один линейный ледокол «Лазарь Каганович», а 31 августа на помощь экспедиции прибыл линейный ледокол «Иосиф Сталин». Плавание осложнялось сложной ледовой обстановкой. Были моменты, когда на кораблях трещали борта, лопались брусья-распоры. Пробиваясь через тяжелые льды, группа шла через Восточно-Сибирское море в море Лаптевых. 

После сильного изнуряющего шторма командование ЭОН-18 встретило германскую военно-морскую группу «Норд», которая получила, несмотря на строжайшую секретность, информацию от японской разведки. Целью немецкой эскадры было уничтожить ЭОН-18, а также блокировать судоходство на всем Северном морском пути. Однако в проливах Карского и Баренцева морей были развернуты на своих позициях подводные лодки Северного флота. Таким образом, германская ударная группа утратила эффект внезапности и решила отступить. 
14 октября ЭОН-18 достигла конечного пункта — Кольского залива.

За 923 ходовых часа экспедиция преодолела расстояние в 7327 миль. Из них 1000 миль была пройдена в суровых северных льдах. За успешный ледовый межфлотский переход командир лидера «Баку» капитан 3 ранга Б.П.Беляев был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленное экипажем мужество и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 г. лидер «Баку» был награжден орденом Красного Знамени.
Вернуться назад