Р-37М класса «воздух-воздух» легко отрежет F-22 и F-35 от самолетов спецназначения ВВС США
Американский журнал The National Interest обнаружил слабое место американской военной авиации и по этому поводу бьет тревогу. Этой уязвимостью могут воспользоваться российские и китайские пилоты с целью срыва мощных американских воздушных операций. И тогда, как утверждает журнал непосредственно в заголовке статьи, — «жди беды!» А воздушные операции американцы, как известно, могут проводить в любой точке Земного шара. И в это свято верит обозреватель журнала Дэйв Маджумдар: «…уменьшится эффективная дальность действия тактических истребителей ВВС США, и они лишатся возможности наносить удары в глубине китайской территории». Хорошо еще, что ничего не написал о необходимости полетов на Урал.
Озабоченность обозревателя вызвали новые китайские и российские ракеты «воздух-воздух», которыми оснащаются новейшие многоцелевые истребители. У китайцев это PL-15, у нас — Р-37М.
Нет, в своей истребительной авиации Маджумдар абсолютно уверен, она, по его мнению, сможет постоять за себя при столкновении с истребителями противника. Конечно, не в ближнем бою, где не только «толстячок» F-35, но и лучший американский истребитель F-22, заведомо слабее российских сверхманевренных самолетов. Что же касается воздушных дуэлей на дальних дистанциях, то вскоре появляющийся в истребительных частях Т-50 (ПАК ФА), сможет постоять за себя не хуже, а то и лучше. Да и уже эксплуатирующийся Су-35С в связке с самолетом ДРЛОиУ не уступает «американцам» по части раннего обнаружения цели.
The National Interest обеспокоен угрозой со стороны китайских и российских истребителей для «нормального проведения крупных воздушных операций». Таких, например, какие имели место при нанесении массированного удара по Ираку в 1991 и 2004 годах.
Успех таких операций зависит не только от доблести и мастерства пилотов истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков. Но и от безотказной работы авиации обеспечения — специальной авиации. К ней относятся самолеты-топливозаправщики, позволяющие ударным самолетам длительное время находиться в воздухе беспосадочно. А также самолеты дальнего обнаружения и управления AWACS, радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и разведчики. Вся эта карусель работала в Ираке нормальным образом, поскольку специальная авиация (кроме, пожалуй, разведчиков) действовала за пределами зоны ПВО, и к ней не подпускались на расстояние ракетного выстрела истребители-перехватчики противника.
С Россией и современным Китаем такие штуки не проходят. Поскольку истребительная авиация этих двух стран оснащена ракетами «воздух-воздух», способными преодолевать значительные расстояния. Расстояния, достаточные для того, чтобы поражать топливозаправщики, прерывая цепочку последовательных заправок. То же самое грозит и АВАКСАм, которые являются глазами и ушами истребителей. Правда, F-22, имеющий мощную РЛС может действовать и самостоятельно, хоть при этом несколько и снизится его боевая эффективность. Но «Рапторов» в ВВС США совсем немного, преобладают уже становящиеся архаичными F-15 и F-16, в серьезной мясорубке им необходим «поводырь» — АВАКС.
Действительно, по дальности с российскими ракетами «воздух-воздух» никто в мире конкурировать не в состоянии. Ракета Р-37, разработанная в 90-е годы в НПО «Вымпел», имеет дальность в 300 км. Более того. В сертификате на модификацию Р-37М записано, что ее дальность превышает 300 км. И это было доказано в ходе испытаний ракеты. Конкуренты не дотягивают и до 200 км.
Р-37М вооружен перехватчик МиГ-31БМ. Это тоже новейшая модификация самолета, имеющего боевой радиус в 750 км и максимальную скорость, равную 3000 км/ч. Тоже в своем роде самолет-рекордсмен, не имеющий равных по скоростным параметрам. Сложение уникальных характеристик самолета и ракеты позволяют МиГу гарантированно перехватывать любые аэродинамические цели на дальних подступах. То есть американская вспомогательная авиация не представляет для российского перехватчика никакой проблемы.
Также этой ракетой планируется вооружить Су-35С и Т-50, который совсем скоро перестанет называться перспективным, заняв место в ВВС России.
Вес ракеты — 510 кг, вес осколочно-фугасной БЧ — 60 кг. Длина — 4,06 м, диаметр — 0,38 м. Система наведения — инерциальная, допускающая в случае необходимости радиокоррекцию. На финишном участке полета включается активная РЛС ГСН, имеющая угол захвата цели, равный 120 градусам. Имеется два взрывателя — контактный и срабатывающий при приближении к цели на расчетное расстояние. На финальном участке скорость достигает 5 М. Ракета способна уничтожать цели, маневрирующие с ускорением 10g. То есть увернуться от Р-37М крайне непросто даже F-22, маневрирующему с ускорением 9,5g, не говоря уж о неповоротливом топливозаправщике KC-135.
Высота поражаемых целей — 25 км. И тут пессимизм The National Interest вполне понятен — потолок самолетов вспомогательной авиации гораздо ниже.
Одновременно с принятием на вооружение Т-50 должна подоспеть еще более «ужасная» для американцев сверхдальняя ракета КС-172, разрабатываемая в екатеринбургском КБ «Новатор». Дальность этой ракеты достигает 400 км. Максимальная высота перехватываемой цели — 30 км, перегрузка — 12g, скорость — 4000 км/ч. То есть таких самолетов, с которыми не способна справиться «новаторская» ракета в мире пока не существует.
Создавая эту ракету, конструкторы пошли путем своих израильских коллег. Но сделали все наоборот. Израильтяне адаптируют ракеты «воздух-воздух» к зенитно-ракетным комплексам. Екатеринбуржцы за основу КС-172 выбрали ракету от ЗРК С-300.
Довольно необычным было спасение проекта, который забуксовал в 90-е годы в связи с безденежьем. Деньги на разработку дала Индия, которая крайне заинтересована именно в этой ракете с рекордной дальностью. Впоследствии к финансированию подключилось и российское правительство.
Ракета «посолиднее», чем Р-37М, ее стартовый вес составляет 700 кг. Вес БЧ — 50 кг. Длина — 7,4 м, диаметр — 0, 51 м. Взрывателей, как и у Р-37М, два — дистанционный и контактный. Наведение на пассивном участке траектории инерциальное. За 100 км до цели (видимо, это справедливо для крупных целей типа топливозаправщиков) включается захват ГСН активного радиолокационного типа. О радиокоррекции ничего не известно.
И, наконец, о китайской ракете PL-15. Можно предположить, что она названа в качестве серьезной угрозы только потому, что в последнее время американские военные Россию всегда упоминают вместе с Китаем.
О китайской перспективной ракете известно совсем мало. Есть сведения, и китайцы этого не скрывают, что она превзойдет лучшую американскую ракету «воздух-воздух» AIM-120. Заявлено, что дальность PL-15 — «чуть меньше 200 километров». То есть, похоже, что китайские конструкторы не только воспроизвели, но и несколько улучшили последнюю американскую модификацию AIM-120D с дальностью в 180 км. Так что можно предположить, что это, как в фильме «Бриллиантовая рука»: примерно то же самое, но с перламутровыми пуговицами.
Ракета AIM-120D, принятая на вооружение в 2007 году, в дополнение к инерциальной системе наведения и активной РЛС ГСН имеет еще и коррекцию от датчика GPS. Ее дальность составляет 180 км. Вес БЧ — 20,5 кг. Вес ракеты — 160 кг. Скорость — 4 М.
На вооружении ВВС США могла бы находиться и более дальняя ракета AIM-152. Ее расчетная дальность — 270 км. Разработка ракеты продолжалась до 1992 года. После чего финансирование прекратилось в связи с «окончательной и бесповоротной победой» в холодной войне. Однако время не стоит на месте. Остановившийся в конечном итоге вынужден догонять ушедших вперед.
Владимир Тучков
Фото: Управление пресс-службы и информации Минобороны РФ/ТАСС
Подпишись: