Лента новостей

09:43
О задержании Иванова Путину доложено, Шойгу — заранее поставлен в известность
09:41
Секретное оружие русских гасит GPS над Балтикой
09:31
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 24.04.2024
09:30
«Штормам» на СВО организовали и провели концерт
09:12
Грузию толкают в майдан
09:05
В Смоленской области горят объекты ТЭК после атаки БПЛА
08:47
Спасательный аппарат АС-34 провел погружения в Кольском заливе
08:25
Кому выгодна атака Ирана на Израиль?
08:12
Заместитель Сергея Шойгу задержан по подозрению в коррупции
07:54
Война на Украине может достичь решающей точки к летнему саммиту НАТО
07:50
Ночная атака беспилотников на города РФ: подробности к утру
05:17
Роль флота в сохранении мирового лидерства США
05:07
Вильгельм Фойгт – человек, ограбивший казну города
00:39
Одесса — «нестиранный белый свитер»
00:35
Виртуальный Байден сокращает отставание от живого Трампа, но помеха в Роберте Кеннеди
00:06
«Пойдём сажать кукурузу». В Минэнерго анонсировали закат угольной промышленности Донбасса. Жители республики возмущены
22:57
«Фигуры такого уровня если и берут под стражу, то, скорее, по причинам политическим». Тимур Иванов задержан за получение взятки
22:40
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 23 апреля, вечер
21:23
Захарова сравнила украинцев с индейцами Северной Америки
21:18
Atom Bomb Baby: рассказываем, почему Fallout — идеальная экранизация видеоигрового материала и почему этот сериал не стоит пропускать
21:17
Процессор Zilog Z80 скоро снимут с производства — легенде исполнится 48 лет
21:09
Враг атаковал проходную предприятия в Белгородской области, ранив мирных жителей (ФОТО)
21:08
Мигранта, оскорблявшего и подрезавшего спортсменок из Челябинска за короткие шорты, депортируют из России (ВИДЕО)
21:06
Найджел Фарадж в роли Немезиды для британских тори
20:43
Баскетбол с Семёном Ерёминым
20:36
Минэкономразвития России анонсировало курс доллара больше 100 рублей
20:35
Администрация Байдена готовит поставку оружия Украине на $1 млрд
20:34
Сунак переводит британскую промышленность в режим войны
20:33
Украинские войска ведут обстрелы ДНР и Белгородской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 23 апреля
19:26
Даванков поддержал студентов, которые протестуют против Ильина и Дугина
19:18
Сунак объявил о переводе оборонной промышленности Британии в режим войны
19:17
«Не хватает пушечного мяса»: украинцы в Польше оценили прекращение выдачи загранпаспортов
18:43
«Проверка на вшивость»: эксперт Клинцевич объяснил предпосылки сноса советских памятников в Болгарии
18:16
Компромисс возможен только между равными
18:15
Экс-агент ЦРУ: некоторые подразделения ВСУ не подчиняются главкому Сырскому
17:48
Захарова сравнила украинцев с индецами Северной Америки
17:40
В Луганске поймали соучастника покушения на Прозорова, которого завербовала сотрудница СБУ
17:39
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 23 апреля
17:31
Эрдоган заявил о «новом порядке» в Закавказье
17:04
В Харькове на остановке пьяный ВСУшник ранил трёх гражданских
17:03
В России начали производить хлеб с добавлением мух — пока в научных целях
17:02
100 гранат и 25 тысяч патронов убившие полицейского ВСУшники хотели закопать дома до «неопределённых времён»
17:01
Глава института национальной памяти сообщил, что демобилизован. Хотя демобилизации на Украине нет
17:00
«Украинцам даже бус не досталось, только американская петля на шею». Кулеба подтвердил поражение в правах украинцев за границей
16:54
Благообразные грабители
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Технологии»«Атлант» прикроет Россию от ракетного удара США

«Атлант» прикроет Россию от ракетного удара США


 Ровно 80 лет назад, 6 мая 1937 года, в США потерпел крушение немецкий дирижабль «Гинденбург», крупнейший аэростат своего времени. В результате взрыва водорода погибло 35 из 97 человек, находившихся на борту. Гибель «Гинденбурга» фактически стала концом короткой, но яркой эпохи пассажирских и грузовых коммерческих дирижаблей. Но в военных целях эти аэростаты продолжали использоваться на протяжении всего ХХ века и остаются востребованными в новом столетии.

Третий эшелон

Программы создания боевых дирижаблей в интересах вооруженных сил есть у многих развитых государств. Достоинства этих летательных аппаратов очевидны: большая грузоподъемность и дальность беспосадочных перелетов, меньший, чем у самолетов и вертолетов, расход топлива, высокая надежность, длительность нахождения в воздухе. Кроме того, для дирижаблей не нужна взлетно-посадочная полоса — запустить его можно практически с любой более-менее ровной площадки. К недостаткам аэростатов относятся низкая скорость (до 160 километров в час) и слабая маневренность, однако есть задачи, для которых эти факторы не играют критической роли.

В июле 2015 года советник первого заместителя генерального директора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Владимир Михеев рассказал РИА Новости о начале работ над проектом дирижабля для нужд противоракетной обороны страны. Он может стать полноценным элементом системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), которая на сегодняшний день состоит из двух эшелонов — орбитальной спутниковой группировки и наземных радиолокационных станций.

«Основное преимущество дирижабля — это большая поверхность, на которой можно размещать антенные системы, — рассказал Владимир Михеев. — Эти локаторы могут фиксировать пуски межконтинентальных баллистических ракет (МБР), траектории полета их головных частей. КРЭТ обеспечит электронную «начинку», а сам аэростат разрабатывает воздухоплавательный центр «Авгуръ».

Речь идет о перспективном дирижабле «Атлант», первый полет которого запланирован на 2018 год. Он разрабатывается в трех модификациях — с грузоподъемностью 16, 60 и 170 тонн. Для военных нужд, скорее всего, будут использоваться более тяжелые модели. Заявлялось, что «Атланты» смогут работать на высотах до 10 тысяч метров — этого может быть достаточно для того, чтобы обнаружить боеголовку МБР на разгонном и финальном участках ее траектории.

Кроме того, большая грузоподъемность и дальность полета — до 5000 метров — позволит использовать эти дирижабли для транспортировки военной техники. Самый крупный «Атлант» по своей грузоподъемности превзойдет даже тяжелый военно-транспортный самолет Ан-124 — 170 тонн против 120-ти. Теоретически он сможет поднять в воздух три танка Т-90 с полным боекомплектом или восемь боевых машин пехоты БМП-3.

Замена спутникам

При этом «Атлант» — не самый необычный проект аэростата, который на сегодняшний день находится в стадии разработки. Перспективный беспилотный дирижабль «Беркут» от компании «Авгуръ» сможет подниматься на высоты 20-23 километра и оставаться в воздухе аж по три-четыре месяца! Такой длительности полета удалось достичь благодаря системе энергоснабжения от солнечных батарей. Его главными задачами будут обеспечение связи, высотная аэрофотосъемка, а также наблюдение за большими участками местности. Но в теории он может использоваться и для радиоэлектронной борьбы, противовоздушной обороны, целеуказания. Подобные летательные аппараты могли бы пригодиться, например, российской военной арктической группировке — в условиях многомесячного полярного дня «Беркут» не будет испытывать никаких проблем с энергообеспечением.

В целом стратосферные дирижабли со временем смогут стать хорошей заменой спутникам сотовой связи как военного, так и гражданского назначения. Аэростат, зависший на высоте 20 километров, способен обеспечивать устойчивую связь на дальностях до 760 километров. При этом дирижабли стоят дешевле спутников, для их запуска не нужна ракета-носитель, они не захламляют орбиту после завершения срока эксплуатации. А в случае поломки аэростат можно посадить на землю для ремонта.

В разные годы свои проекты стратосферных дирижаблей двойного назначения представляли Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского, Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики, НПФ «Аэростатика» и ряд других предприятий. Однако пока ни один из них не был реализован. Более того, в мире нет ни одного действующего стратосферного дирижабля. Авиаконструкторам пока не удалось создать достаточно надежные солнечные батареи необходимых габаритов, способные длительное время обеспечивать автономность работы аэростата.

А как у них?

В США программы военных дирижаблей развиваются по двум направлениям — тактическому и стратегическому. К первому относятся мини-аэростаты Combat SkySat Phase 1 массой всего два килограмма, которые уже использовались в Ираке. Они обеспечивали радиосвязь между наземными подразделениями в радиусе 320 километров. В планах американских военных — увеличить грузоподъемность этих «малюток», чтобы на них можно было установить дополнительное оборудование. Например, видеокамеры высокого разрешения. Стоимость одного аэростата — всего около двух тысяч долларов. Они могли бы стать дешевой альтернативой разведывательным беспилотникам.

К стратегическому направлению относятся стратосферные дирижабли, например, проект Stratelite. Эта телекоммуникационная платформа для поддержки связи на площади около 800 тысяч квадратных километров в производство так и не пошла — гражданский заказчик счел ее слишком дорогой и сложной в производстве. Схожая судьба постигла и сверхтяжелый транспортный дирижабль Walrus, разработкой которого занималось Агентство передовых оборонных исследовательских проектов Пентагона (DARPA). Этот левиафан должен был поднимать в воздух груз от 500 до 1000 тонн и перевозить его на дальность 22 тысячи километров за неделю. В настоящий момент американские ученые занимаются созданием разведывательного дирижабля, способного работать на высотах около 80 километров, то есть на верхних границах стратосферы.

В США было и несколько проектов военных высотных дирижаблей, которые планировалось вооружить крылатыми ракетами и корректируемыми авиабомбами, однако от них отказались еще на стадии разработки концепции — огромные неповоротливые аэростаты стали бы слишком легкой целью для средств ПВО вероятного противника.

Эту проблему намеревается решить Китай, испытавший в 2015 году дирижабль Yuanmeng, который в будущем, как заявляется, сможет подниматься аж на 100 километров — высоту, недосягаемую для существующих зенитно-ракетных комплексов. Этот летательный аппарат будет наполнен 18 тысячами кубометров гелия и сможет находиться в воздухе до 48 часов. Немного, но «шороху» при наличии мощного вооружения он навести сможет: западные журналисты уже окрестили этого гиганта «охотником за авианосцами».

Свои проекты дирижаблей двойного назначения представляли и европейские концерны. Немецкая компания Cargolifter AG еще в конце 90-х начала разработку аэростата Cargolifter CL160, способного перевозить 160 тонн груза на расстояние в 10 тысяч километров. Однако построен он так и не был — компания разорилась в 2002 году. А возведенный для дирижабля огромный ангар длиной 160, шириной 220 и высотой 106 метров в Висбадене превратили в парк развлечений «Тропические острова».

Приспособить аэростаты для военных нужд пытались и в Белоруссии. Еще в 2005 году там началось проектирование многоцелевого разведывательного дирижабля, способного заменить самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50. Утверждалось, что шесть таких аэростатов смогут полностью контролировать обстановку в воздушном пространстве страны. Однако об этом проекте с тех пор так ничего и не было слышно.



Опубликовано: legioner     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх