Лента новостей

12:21
Трамп: При Байдене США стали марионеткой Китая
12:15
Зачем флаг Швеции вздёрнули на бульваре Леопольда?
11:38
Американский сенатор Грэм: в ВСУ должны служить украинцы всех возрастов
11:37
Пашинян заявил об угрозе новой войны с Азербайджаном
10:35
Кая Каллас пугает Запад мировым лидерством Китая, Ирана и Северной Кореи в случае победы России на Украине
10:27
Politico: Франция вслед за Польшей потребовала ограничить импорт с Украины
10:26
Глава Минобороны ФРГ Писториус раскритиковал идею заморозить украинский конфликт
10:05
Учебные стрельбы 600-мм РСЗО KN-25 в КНДР
09:57
Китай убеждает Запад включить Россию в переговоры по заморозке конфликта на Украине
09:49
Politico: ЕС тайно работает над вступлением Украины
09:27
Голоса войны: Западу придется признать провал или лезть в драку
09:20
Депутат Госдумы предлагает включить в школьную программу патриотические песни современных авторов
09:09
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 19.03.2024
09:01
США заявили о готовности к диалогу по контролю над вооружениями
08:44
Руководство Крыма называет переизбранного президента «великим государем»
08:43
Франция поддержала призыв Польши о запрете на ввоз в ЕС украинского продовольствия
08:25
СМИ узнали, сколько получают российские подводники
08:24
Технологический суверенитет России потребует инвестиций в размере 6 трлн рублей
04:16
Как Конев разгромил 8-ю немецкую армию и освободил Умань
02:27
Как WADA пытается сорвать Игры дружбы в России
00:16
Чёрная жатва американской демократии
23:10
В Молдове в центре размещения украинских беженцев зафиксирована вспышка кори
23:09
В Белом доме заявили о готовности работать с президентом РФ Путиным
22:41
Литва де-факто объявила войну России
22:34
Рёпке констатирует смещение линии обороны ВСУ под Авдеевкой на запад
22:33
В Молдове в центре размещения украинских беженцев зафиксирована вспышку кори
22:16
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 18 марта, вечер
21:53
Макрон разбушевался: личные комплексы или геополитические шахматы?
21:51
Путин побеждает, набрав рекордное количество голосов
21:46
Президент Путин: восстановлено железнодорожное сообщение между Ростовом-на-Дону и Донецком
20:54
Атаки боевиков на границы РФ: кровь ради медийного эффекта
20:47
Кабмин выделил дополнительные 5 миллиардов гривен на закупку дронов для ВСУ
20:46
Польские фермеры заблокировали границу с Германией
20:45
ЕС выделяет дополнительные 5 млрд евро для военной поддержки Украины
20:34
Российская армия захватила разведывательную машину Coyote TSV ВСУ
20:17
Мировые лидеры продолжают слать поздравления Путину
20:09
Евросоюз признал результаты выборов в РФ за исключением Крыма и новых регионов
20:08
Украинский снаряд убил семью в белгородском селе
19:41
Путина поздравили лидеры Индии, Ирана и стран Персидского залива
19:25
Путин провел встречу с Харитоновым, Даванковым и Слуцким
19:06
Лидеры стран посылают поздравления Владимиру Путину
18:58
На Украине арестована семья, хоронившая останки солдат ВС РФ, погибших под Киевом
18:57
Украинские войска ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Курской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 18 марта
18:56
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 18 марта
18:55
С начала 2024 года на Украине возбудили 4,6 тысячи дел о самовольном оставлении части
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Военная техника»Гигант на обочине: секретный ракетный тягач «Оплот»

Гигант на обочине: секретный ракетный тягач «Оплот»


В истории советской военной промышленности было немало случаев, когда экспериментальная машина с рядом оригинальных технических решений проваливала военную приемку. Немало перспективных военных разработок погубили перестройка и переход к рыночной экономике. С «Оплотом» произошла совершенно другая история: он имел вполне разумную практичную конструкцию, был принят на вооружение, но… в серию так и не пошел и остался «на обочине». И было это не в «лихие 90-е», а в разгар брежневской эпохи. Почему так случилось? Давайте разбираться.

Какими бы совершенными и эффективными военными машинами ни были легендарные минские МАЗ-543, время неотступно следовало за ними, доказывая необходимость их модернизации и постепенного перехода на еще более мощные колесные ракетоносцы.

Кроме них, уже давно срочной замены требовали быстро состарившиеся курганские тягачи МАЗ-537. В 1970-е годы важная миссия замены сразу обоих семейств была доверена обширному третьему поколению четырехосных военных автомобилей «Оплот» для перспективного использования в качестве носителей мощных систем вооружения будущего.

Проектирование автомобилей секретного семейства «Оплот» (8х8) начиналось в 1970 году в СКБ-1 под руководством Бориса Львовича Шапошника. Вполне естественно, что их конструктивной основой стали серийные машины МАЗ-543, но в отличие от них здесь приоритет перешел от одиночных шасси к седельным и балластным тягачам, способным буксировать более тяжелые прицепные и полуприцепные войсковые системы.

Главным достоинством всех членов поколения «Оплот» являлся новый 650-сильный дизельный двигатель Д12АН-650 V12 с турбонаддувом производства завода «Барнаултрансмаш». Второй новинкой стала гидромеханическая трансмиссия с четырехпозиционной коробкой передач с электрогидравлическим управлением, сменившей прежнюю трехступенчатую конструкцию. Остальные агрегаты соответствовали серии МАЗ-543, но были доработаны и усилены, а некоторые заимствовали у шестиосного ракетного шасси МАЗ-547А. Все автомобили были приспособлены к эксплуатации в экстремальных климатических условиях и преодолению горных перевалов на высоте до трех километров.

От прежних семейств большинству машин «Оплот» досталась «длинная» колесная база в 7,7 метров, но на новых короткобазных тягачах с неравномерным расположением мостов ее сократили до 6,5 метров. Каждая модель имела индивидуальные эксплуатационные качества, весовые и размерные параметры.

Первые шесть базовых прототипов семейства «Оплот» были собраны в 1973–1974 годах и в течение двух лет проходили заводские и государственные испытания в 21 НИИИ. Их результаты оказались положительными, и все варианты были рекомендованы к производству и принятию на вооружение. А затем началась круговерть неразрешимых технических, организационных и производственных проблем, которые в конце концов привели к прекращению работ по теме «Оплот» и остановке мелкосерийной сборки ряда версий.

Автомобили семейства «Оплот»

МАЗ-7911 «Оплот-А» – первый базовый 20-тонный автомобиль-тягач с двумя передними стеклопластиковыми кабинами и высокобортной грузовой платформой соответствовал серийной 525-сильной модели МАЗ-543 и служил для монтажа военных кузовов и специальных надстроек. Прототип был построен в 1973 году и в течение шести лет выпускался мелкими партиями по заказам.

 

МАЗ-79111 «Оплот-В» – второе базовое шасси грузоподъемностью 23 тонны с одной левой кабиной, соответствовавшее модели МАЗ-543М. Его главной конструктивной особенностью являлась усиленная задняя балансирная подвеска с тремя продольными торсионами на каждое колесо. Первый образец появился в 1974-м и до середины 1980-х в единичных образцах изготовлялся под монтаж перспективных и особо мощных систем вооружения.

 

 

В начале 1980-х годов это шасси предполагалось сделать мобильной базой перспективной системы залпового огня «Смерч». В процессе ее проектирования на доработанном шасси МАЗ-79111 с четырьмя межколесными гидравлическими опорами смонтировали оборудование прототипов 12-зарядной самоходной пусковой установки (СПУ) калибра 300 мм. Несколько таких систем после испытаний поступили в опытную эксплуатацию, но затем их базой стало шасси МАЗ-543М.

 

Для транспортно-заряжающей машины (ТЗМ) комплекса «Смерч» планировалось использование укороченного шасси МАЗ-79112, к которому разработали низкобортную цельнометаллическую платформу и перегрузочный гидрокран. Впоследствии ее место занял серийный МАЗ-543А.

На основе МАЗ-79111 был создан также уникальный секретный комплекс РК-55 «Рельеф», оснащенный автономной СПУ с шестью крылатыми ракетами с раскрывавшимися после старта крыльями. В то время негласно он являлся одной из наиболее совершенных, эффективных и перспективных высокомобильных советских ракетных систем. Два пробных образца собрали в 1984 году, и после испытаний комплекс сразу же приняли на вооружение. В дальнейшем было собрано шесть комплектов системы «Рельеф» с ТЗМ и машинами боевого управления, но осенью 1988-го по Договору о сокращении ракет средней и малой дальности (РСМД) все они были уничтожены.

 

jl

К самым необычным боевым средствам на автомобиле МАЗ-79111 относился единственный образец бронированной СПУ берегового комплекса «Редут», который тогда базировался на более легком шасси БАЗ-135МБ. Его пусковая установка с крылатыми ракетами помещалась внутри вместительного сварного бронекорпуса с открывавшейся крышей и боковыми люками в скосах с откидными крышками, передняя часть которого защищала моторный отсек и двухместную кабину.

 

 

МАЗ-7311 «Оплот-П» – балластный тягач для буксировки прицепных систем массой до 75 тонн, лишенный системы регулирования давления воздуха в шинах. Прототип появился в 1973-м и потом выпускался мелкими партиями. Дополнительно к двум основным передним кабинам тягач снабжался третьей кабинкой для членов боевого расчета буксируемой техники, расположенной с правой стороны машины. Для подтягивания и погрузки на прицеп тяжелых грузов за моторным отсеком помещалась лебедка от модели МАЗ-537Г. На короткой низкобортной грузовой платформе с нишами для пропуска лебедочного троса перевозили 16 тонн балласта.

 

 

МАЗ-7410-9988 «Оплот-Б» – опытный активный автопоезд высокой проходимости с колесной формулой 12х12 для транспортировки крупногабаритного оборудования войск ПВО и доставки крупных партий горючего. Единственный прототип был собран в 1975 году. В его состав входили седельный тягач МАЗ-7410 (8х8) с дополнительным гидронасосом и активный двухосный низкорамный полуприцеп МАЗ-9988 с гидростатической системой привода четырех односкатных ведущих колес, служивший для монтажа спецоборудования массой до 30 тонн.

 

 

Кроме него, автомобиль мог работать со вторым унифицированным двухосным полуприцепом-шасси МАЗ-9989, предназначенным для установки «легкой» аэродромной топливозаправочной цистерны ТЗ-30 вместимостью 30 тысяч литров с кабиной управления и насосной станцией с приводом от автономного двигателя.

 

МАЗ-74101 «Оплот-Т» – «нормальный» седельный тягач для буксировки всех видов войсковых низкорамных полуприцепов полной массой до 70 тонн в составе автопоездов, весивших свыше 93 тонн. Два опытных автомобиля появились в 1973–1974 годах, и после испытаний их собирали мелкими сериями до конца 1980-х. Конструктивно тягач был унифицирован с балластным вариантом МАЗ-7311 без подкачки шин и также комплектовался лебедкой и тремя кабинами общей вместимостью 5–6 человек – двумя передними основными и третьей для боевого расчета. Опытный вариант МАЗ-74102 снабжался только одной левой передней кабиной.

 

Одной из наиболее важных операций, которую выполняли тягачи МАЗ-74101, являлась буксировка средних полуприцепных аэродромных топливных цистерн ТЗ-60 вместимостью 60 тысяч литров для заправки крупных летательных аппаратов стратегической авиации ВВС СССР. Их базой являлся специальный низкорамный трехосный полуприцеп ЧМЗАП-8685 с шестью парами небольших колес на балансирной подвеске.

 

Продолжателем заложенных в это семейство идей стал малоизвестный седельный тягач МАЗ-74106 с активным полуприцепом, который формально не входил в серию «Оплот», но по многим критериям был близок к ней. Он родился в самый сложный момент истории минского СКБ-1, которое выполняло заказ Министерства обороны на создание активного автопоезда для транспортировки крупногабаритных радиолокационных средств новой зенитной системы С-300. Остроту этой задаче придало неожиданное решение о прекращении работ по семейству «Оплот», в которое уже входил опытный автопоезд, составленный из 650-сильного тягача МАЗ-7410 и активного полуприцепа МАЗ-9988.

 

Для его срочной замены в 1976 году был построен и испытан тягач МАЗ-74106, работавший с тем же полуприцепом. Автомобиль конструктивно представлял собой сложную комбинацию из шасси МАЗ-7410 с 525-сильным дизелем и усиленной системой охлаждения, узлами трансмиссии и ходовой части от МАЗ-543 и МАЗ-7410 и блоком регулирования давления в шинах от 543-й серии.

 

Через два года новый автопоезд МАЗ-74106-9988 (12х12) поступил на вооружение и затем находился в мелкосерийном производстве до середины 1990-х. На нем монтировали крупногабаритные радиолокаторы с вращавшимися антенными постами для кругового поиска, обнаружения и сопровождения воздушных целей, входившие в состав первых комплексов С-300.

Параллельно с серийным выпуском четырехосных автомобилей МАЗ-543 Минский автозавод впервые в мире стал разработчиком и изготовителем уникальных секретных шести- и семиосных шасси для несения стратегических ракетных комплексов – предшественников хорошо известных ныне межконтинентальных восьмиосных мобильных систем «Тополь-М». Но это уже другая история…



Опубликовано: legioner     Источник

Подпишись:





1 комментарий

  1. Старшина
    Nemec Nemec

    Горбачёв нонче продаёт дачу . Так вот деньги от продажи надо перечислить в Министерство обороны РФ, в фонд восполнения вреда нанесенного государству.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх