Лента новостей

14:45
Путин призвал жестко пресекать попытки посеять смуту через русофобию
14:17
Украинские фашисты продолжают обстрел Белгородской области. Из региона эвакуируют около 9 тысяч детей
14:08
Путин выступил на митинге-концерте в честь воссоединения России с Крымом
13:59
Германия и Польша создают очередную «танковую коалицию» для Украины
13:42
Microsoft, Amazon и Google заблокируют российским компаниям доступ к своим облачным сервисам
13:38
Пашинян анонсировал начало войны с Азербайджаном на этой неделе
13:37
Ядерный щит на суше и на море
13:37
Министр иностранных дел Турции: конфликт на Украине завершится в 2025 году
13:35
РСЗО Vampire: оружие, которое терроризирует Белгород
13:27
Адмирала Моисеева назначили врио главкома ВМФ
12:59
Бюрократы Евросоюза тайно от своих граждан обсуждают включение Украины и Молдавии в ЕС
12:54
ЕС введёт пошлину на импорт зерна из России и Белоруссии — FT
12:50
Молдавия объявила о высылке из страны сотрудника посольства России
12:22
Сенатор Грэм призвал отправить на фронт всех мужчин Украины независимо от возраста
12:21
Трамп: При Байдене США стали марионеткой Китая
12:15
Зачем флаг Швеции вздёрнули на бульваре Леопольда?
11:38
Американский сенатор Грэм: в ВСУ должны служить украинцы всех возрастов
11:37
Пашинян заявил об угрозе новой войны с Азербайджаном
10:35
Кая Каллас пугает Запад мировым лидерством Китая, Ирана и Северной Кореи в случае победы России на Украине
10:27
Politico: Франция вслед за Польшей потребовала ограничить импорт с Украины
10:26
Глава Минобороны ФРГ Писториус раскритиковал идею заморозить украинский конфликт
10:05
Учебные стрельбы 600-мм РСЗО KN-25 в КНДР
09:57
Китай убеждает Запад включить Россию в переговоры по заморозке конфликта на Украине
09:49
Politico: ЕС тайно работает над вступлением Украины
09:27
Голоса войны: Западу придется признать провал или лезть в драку
09:20
Депутат Госдумы предлагает включить в школьную программу патриотические песни современных авторов
09:09
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 19.03.2024
09:01
США заявили о готовности к диалогу по контролю над вооружениями
08:44
Руководство Крыма называет переизбранного президента «великим государем»
08:43
Франция поддержала призыв Польши о запрете на ввоз в ЕС украинского продовольствия
08:25
СМИ узнали, сколько получают российские подводники
08:24
Технологический суверенитет России потребует инвестиций в размере 6 трлн рублей
04:16
Как Конев разгромил 8-ю немецкую армию и освободил Умань
02:27
Как WADA пытается сорвать Игры дружбы в России
00:16
Чёрная жатва американской демократии
23:10
В Молдове в центре размещения украинских беженцев зафиксирована вспышка кори
23:09
В Белом доме заявили о готовности работать с президентом РФ Путиным
22:41
Литва де-факто объявила войну России
22:34
Рёпке констатирует смещение линии обороны ВСУ под Авдеевкой на запад
22:33
В Молдове в центре размещения украинских беженцев зафиксирована вспышку кори
22:16
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 18 марта, вечер
21:53
Макрон разбушевался: личные комплексы или геополитические шахматы?
21:51
Путин побеждает, набрав рекордное количество голосов
21:46
Президент Путин: восстановлено железнодорожное сообщение между Ростовом-на-Дону и Донецком
20:54
Атаки боевиков на границы РФ: кровь ради медийного эффекта
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»В мире»Требуется Заступник всея Руси

Требуется Заступник всея Руси


Нужен ли в нашей стране институт независимого прокурора?

Президент РФ Владимир Путин и председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Михаил Федотов (слева направо) на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека в Кремле

В нашей стране может появиться институт независимого прокурора для борьбы с теми, кто «мешает торжеству справедливости». Так, во всяком случае, обозначил главную задачу этого — несуществующего пока — органа глава Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Михаил Федотов, выступивший с соответствующим предложением на встрече с Владимиром Путиным, которая прошла в Кремле в четверг, 8 декабря.

«Мы предлагаем учредить институт независимого прокурора, назначаемого главой государства. Название весьма условное, — цитирует Федотова РИА „Новости“. — Но такой институт просто необходим, чтобы положить конец тем делам, в которых корпоративная солидарность или бюрократическая сонливость мешают торжеству справедливости».

По его словам, «люди годами барахтаются в пустых отписках, не понимая, как можно не видеть очевидного». Для них «справедливость важнее формальностей». И кто-то должен, как он выразился, «дернуть стоп-кран, чтобы чехарда несправедливости остановилась». Сегодня — считает глава СПЧ — этого сделать некому.

Президент, в свою очередь, заявил, что готов рассмотреть идею о введении в стране института независимого прокурора. Но для начала — считает — необходимо «понять, что это такое». И как оно впишется в общую правовую систему.

Другой вопрос, насколько, в принципе, для нас актуально это предложение правозащитников. Ведь даже в США, где институт независимого прокурора зародился и функционировал почти четверть века, в конце концов, от него отказались. Дональд Трамп в ходе своей президентской кампании как-то не исключил назначения специального прокурора для уголовного преследования Хиллари Клинтон. Но это была, скорее, лишь часть предвыборной стратегии.

Кстати сказать, для нас идея о создании института независимого прокурора тоже не новая. Нечто подобное обсуждалось в Совете Федерации еще в 2005 году. И даже был предложен законопроект о коллегии уполномоченных прокуроров, независимых от всех органов исполнительной власти, которые получат право расследовать деятельность высших должностных лиц государства. Однако в Госдуме документ заблокировали.

Повторно к нему попытались вернуться в 2011 году, но результат оказался тот же.

В каком варианте инициативу хочет реанимировать глава СПЧ, не совсем пока ясно. Однако в любом случае как бы ни назывался институт юстиции, зависеть он должен только от закона.

При этом если такая взаимосвязь по какой-то причине нарушается, то новый бюрократический орган вряд ли поможет, считает директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников:

— Мы видим, что последнее время периодически возникают идеи в разных сложных местах, где есть объективные проблемы - с их наличием как раз никто не спорит — вводить какие-то новые, новые и новые должности. Называют их независимый прокурор. Или омбудсмен по правам женщин, многодетных семей, обманутых вкладчиков… и т. д.

Идея, что решить проблему можно за счет создание новой должности, за счет создания нового бюрократического аппарата, довольно простая. Она лежит на поверхности. Другое дело, что далеко не всегда увеличение бюрократического аппарата ведет к увеличению его эффективности.

В любом случае, когда захотят ввести, предположим, тот же институт независимого прокурора, встанет вопрос финансирования работы данной структуры.

Это независимая структура будет независима даже от финансовых источников? И там люди будут на добровольных началах, бесплатно выполнять свои должностные обязанности исключительно из энтузиазма?

Если так, то этот энтузиазм не продлиться очень долго.

— Почему вы так думаете?

— Потому что энтузиазм, не подкрепленный финансированием, иссякает очень быстро. Иногда и первого поколения работников не достаточно для того, чтобы они полноценно что-то делали.

Если это будет встроено в систему финансирования, то тогда какого? Финансирование из федерального бюджета превратит эту структуру в ранг очередного федерального ведомства. Может быть, с отличной системой назначения на должность, но все равно это будет федеральное ведомство.

Или этот институт будет финансироваться из общественных пожертвований? Но пока что у нас такие проекты не очень активно приживаются. И финансировать какие-то альтернативные институты граждане нашей страны не очень спешат.

Поэтому вопрос, куда вписать данную должность, это, наверное, действительно, главный вопрос. Потому что пока совершенно непонятно, как это будет построено внутри системы российской государственности. Что это будет? К какому месту его «пристегнут» и финансово, и законодательно.

Если это будет еще одна бюрократическая структура, то какое-то первое время, наверное, она будет эффективной, как некая альтернатива существующим. Она попытается занять свое место, попытается быть востребованной, доказать свою нужность. Но очень быстро такие структуры превращаются в традиционный бюрократический аппарат.

Как, собственно, происходит и в других страна. Мы здесь ничем не отличаемся — общие законы бюрократических систем.

А эти системы начинают очень быстро работать сами на себя, если их не встряхивать. Начинают придумывать для себя правила, придумывать для себя обязанности. Отвечать только перед собой за исполнение тех функций, которые они реализуют. И все смыкается снова.

Поэтому, я думаю, тут крайне внимательно нужно посмотреть, о чем идет речь, и как это будет действовать. А если говорить в целом о проблемах нашего общества, а не о проблеме с прокурорским надзором, то путь решения их через создание новых бюрократических институтов мне кажется тупиковым. Помимо того, что они бесконечно будут разрастаться, бесконечно будут придумываться новые модные названия, функция от этого никак не изменится.

— То есть, по-вашему, нечего изобретать велосипед, необходимо отлаживать систему, которая уже существует?

— Конечно. Если мы говорим, что не работают законы, то нужно заставить эти законы работать. Имеет место неисполнение обязанностей. Отписки пишут. Значит, за это нужно наказывать. Сурово наказывать.

Нужно заставить работать тот механизм, который есть. А не создавать параллельно точно такой же новый. Он скоро будет работать как первый.

Поэтому создание параллельного института власти, дублирующего чьи-то функции — пусть даже какое-то время с лучшими, благими намерениями — системно проблему не решит.

Директор Агентства правовой информации «Человек и закон», эксперт Общественная палата России Борис Пантелеев напомнил, что в свое время много надежд было связано с учреждением поста уполномоченного по правам человека:

— И омбудсменом его у нас называли, и верховным защитником прав человека… Но сегодня, с учетом практики того, что было создано, многое, к сожалению, вызывает определенное разочарование.

Правда, омбудсмен ориентирован именно на защиту прав массовых категорий граждан. Это целевое действие. А когда речь заходит о независимом прокуроре, то подразумевается его независимость именно от первых лиц государства, в логике теории разделения ветвей власти.

То есть если главного прокурора назначает, скажем, президент по представлению сенаторов, то этого прокурора должен назначать, соответственно, парламент. Для того, чтобы расследовать деятельность самой исполнительной власти.

— Федотов как раз говорит о том, что и независимого прокурора назначать будет глава государства…

— Тогда вообще не вижу смысла и логики. От кого же он будет независимым? Какая-то словесная эквилибристика получается…

Да и вряд ли этот новый прокурор избавит нас от существующих проблем. Тем более, что практика проведения независимого расследования уже существует. Если, скажем, нужны расследования по каким-то резонансным делам, то это делается по прямому поручению президента страны. То есть, организационный вопрос решается легко.

Но, как я понимаю, дело не в компетенции и статусе. А в том, будут ли у этих независимых прокуроров полномочия расследовать деятельность высших должностных лиц. Только у нас и с этим, как выясняется, нет проблем. У нас теперь и губернаторы, и даже федеральные министры под следствием оказываются. Неприкасаемых нет.

У нас даже премьер-министра и президента можно через эту процедуру провести. Но это опять же не вопрос новой должности. С точки зрения закона нет никаких проблем для того, чтобы инициировать такую процедуру. Напомню, Борис Ельцин в конце «девяностых» едва не попал под импичмент. Не хватило меньше сотни голосов тогда.

То есть, все эти механизмы в Конституции заложены.

Законы у нас в принципе хорошие. Нужно только их самим соблюдать и требовать их соблюдения от других. А не надеяться, что придет какой-то «независимый Заступник всея Руси» и за всех похлопочет.

Справка

Институт независимых прокуроров впервые появился в США около 30 лет назад. Он был создан после уотергейтского скандала, в котором был замешан президент страны Ричард Никсон. Летом 1974 года Никсон ушел в отставку, а спустя четыре года институт был оформлен юридически. За время существования института там проработали 17 прокуроров. В 1999 году конгресс США отказался продлить срок действия закона о «независимых прокурорах», так как расследование независимого прокурора Кеннета Стара об отношениях Билла Клинтона и Моники Левински показало, насколько далеко может войти следователь в частную жизнь официального лица. Теперь в США независимыми расследованиями занимаются различные парламентские комиссии.

 

Светлана Гомзикова

Фото: Алексей Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС



Опубликовано: Gladiator     Источник

Подпишись:





2 комментария

  1. Лейтенант
    Рвс-Путин

    К сожалению это уже бесполезно. Ни прокурор, ни капитализм, ни социализм, ни монархия... Ничего здесь уже не поможет. Генофонд народа уничтожен. Лучшие погибли в войнах, убиты в борьбе с преступной властью. Остались только подонки и молчуны. Одни гадят, другие молча проходят мимо. Видимо и вправду скоро состоится суд божий. На земле остались только погрязшие в грехах.

  2. Капитан
    Весельчак У

    Что сегодня трактуется главной ценностью? Не честь, не совесть, а деньги. На них можно приобрести всё, власть, влияние, "честность" и деньги. Пока ценностью в сердце человека будут деньги, то такая система будет порождать только финансово зависмых уродов. Следовательно, такая структура, в виде каких то "независимых прокуроров" это утопия, ведь они уже зависимы - от денег. Например, наши независимые депутаты, им платят ох...ть сколько, и чем больше тем больше их независимость... от народа.persevere

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх