Лента новостей

04:16
Как Конев разгромил 8-ю немецкую армию и освободил Умань
02:27
Как WADA пытается сорвать Игры дружбы в России
00:16
Чёрная жатва американской демократии
23:10
В Молдове в центре размещения украинских беженцев зафиксирована вспышка кори
23:09
В Белом доме заявили о готовности работать с президентом РФ Путиным
22:41
Литва де-факто объявила войну России
22:34
Рёпке констатирует смещение линии обороны ВСУ под Авдеевкой на запад
22:33
В Молдове в центре размещения украинских беженцев зафиксирована вспышку кори
22:16
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 18 марта, вечер
21:53
Макрон разбушевался: личные комплексы или геополитические шахматы?
21:51
Путин побеждает, набрав рекордное количество голосов
21:46
Президент Путин: восстановлено железнодорожное сообщение между Ростовом-на-Дону и Донецком
20:54
Атаки боевиков на границы РФ: кровь ради медийного эффекта
20:47
Кабмин выделил дополнительные 5 миллиардов гривен на закупку дронов для ВСУ
20:46
Польские фермеры заблокировали границу с Германией
20:45
ЕС выделяет дополнительные 5 млрд евро для военной поддержки Украины
20:34
Российская армия захватила разведывательную машину Coyote TSV ВСУ
20:17
Мировые лидеры продолжают слать поздравления Путину
20:09
Евросоюз признал результаты выборов в РФ за исключением Крыма и новых регионов
20:08
Украинский снаряд убил семью в белгородском селе
19:41
Путина поздравили лидеры Индии, Ирана и стран Персидского залива
19:25
Путин провел встречу с Харитоновым, Даванковым и Слуцким
19:06
Лидеры стран посылают поздравления Владимиру Путину
18:58
На Украине арестована семья, хоронившая останки солдат ВС РФ, погибших под Киевом
18:57
Украинские войска ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Курской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 18 марта
18:56
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 18 марта
18:55
С начала 2024 года на Украине возбудили 4,6 тысячи дел о самовольном оставлении части
18:47
Столтенберг заявил о причастности НАТО к нанесению ущерба российскому флоту
18:44
«С любовью к делу и верой в лучшее»: сюжет «Главного в Херсоне и области» о жизни конного клуба в Скадовске
18:18
Россия призвала Германию признать блокаду Ленинграда и другие преступления Третьего рейха геноцидом
18:09
МИД России потребовал от Германии признать блокаду Ленинграда актом геноцида
17:58
Три корвета проекта 20380 вышли из Владивостока
17:41
Из Тисы извлекли тело ещё одного харьковчанина-уклониста
17:40
Генерал ВСУ призвал кураторов украинской власти разместить ядерное оружие на Украине
17:34
Армения: туман евроинтеграции и региональные вызовы
17:31
Букингемский дворец: Карл III продолжает исполнять свои обязанности
17:30
Сийярто: ЕС решил увеличить фонд военной помощи Украине на 5 млрд евро
17:08
Румыния решила помочь России вернуть 3,5 тысячи тонн золота
17:01
Солдаты НАТО охраняют западное вооружение на Украине - чтобы не украли
17:00
Белгород снова под обстрелом из РСЗО. ВС РФ в ответ бьют по позициям противника в Харьковской области
16:59
Столтенберг приехал в Грузию обещать членство в НАТО
16:51
Столтенберг призвал Грузию к действиям против России
16:50
Санду отказалась назначать главу Гагаузии Гуцул членом кабмина
16:45
В зону СВО отправилась колонна с помощью для наших бойцов
16:20
Путин дал надежду жителям Харьковщины
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»История»Вечеринка с ипритом

Вечеринка с ипритом


Bari-BombardamentoPorto-1943-VistaMare

Вечером 2 декабря 1943 года 105 германских бомбардировщиков Ju-88A-4 совершили налет на порт Бари, который использовался в качестве основной базы снабжения англо-американских войск на итальянском фронте. Это был один из наиболее успешных бомбовых рейдов Люфтваффе за всю войну. До бомбардировки Бари немецкая ударная авиация в Италии довольно долго не проявляла активности. Союзники уже начали думать, что ее основные силы переброшены на Восточный фронт, где шли тяжелые бои с наступавшей Красной армией. От этого они стали пренебрегать светомаскировкой и прочими элементарными мерами безопасности.


2 декабря в относительно небольшой гавани Бари скопилось более полусотни крупных транспортных судов, стоявших под разгрузкой, либо - в ожидании разгрузки. Многим кораблям не хватало места у причалов, поэтому они швартовались в несколько рядов бортами друг к другу. Для бомбардировщиков такие "слоеные брикеты" были идеальными целями, по которым почти невозможно промахнуться. Вдобавок эти цели хорошо освещались, так как по ночам разгрузка велась при свете мощных фонарей и прожекторов.

Даже полеты над Бари немецких разведчиков не заставили союзников усилить бдительность, прикрыть стратегически важный порт истребителями или хотя бы вывести оттуда часть судов. Вероятно, они всерьез считали, что вражеских бомбардировщиков в Италии уже не осталось. В результате экипажи "Юнкерсов" 2-го Воздушного флота отработали как по нотам. Сперва самолеты - постановщики помех сбросили над Бари несколько тонн нарезанной тонкими лентами алюминиевой фольги, тем самым "ослепив" зенитные радары. А летевшие следом за ними бомбардировщики обрушили на гавань около 200 тонн бомб, превратив ее в бурлящий котел.

Налет продолжался менее 20 минут, но его успех был феноменальным: 28 судов, в том числе вспомогательный крейсер и 22 транспорта суммарным водоизмещением более 100 тысяч тонн, затонули, а еще 12, в том числе два эсминца и восемь транспортов - получили повреждения. Вместе с потопленными кораблями ушли на дно около 35 тысяч тонн различных военных грузов - оружия, снаряжения, боеприпасов, топлива и продовольствия. Кроме того, на берегу сгорели бензохранилища и портовые склады.

Количество жертв установить не удалось, но, по самой скромной оценке, погибло не менее тысячи английских, американских и итальянских моряков, а также - как минимум - столько же портовых рабочих, служащих и солдат охраны. Платой за все это стал лишь один сбитый бомбардировщик. Зенитчики отработали безобразно, а истребители союзников в небе так и не появились.

Лишь через месяц гавань была расчищена от затонувших судов и порт вновь смог начать работу. Разгром Бари и уничтожение припасов оставили англо-американские войска в Италии на голодном пайке и о намечавшемся в декабре наступлении им пришлось надолго забыть. Все вышесказанное стало известно вскоре после налета, но в этой истории был еще один интересный момент, который оставался тщательно засекреченным вплоть до 1967 года. В трюмах одного из уничтоженных при бомбардировке американских транспортов находилось химическое оружие.

Транспортный пароход "Джон Харви" в строжайшей тайне доставил в Бари две тысячи 100-фунтовых авиабомб М47А1, каждая из которых содержала 30 килограммов иприта. В сопроводительных документах эти бомбы значились как обычные фугаски, а о том, что на самом деле привез "Харви", знало только высшее командование союзных войск и находившиеся на судне сотрудники службы безопасности.

В момент начала бомбардировки к разгрузке "Харви" еще не приступили, он стоял зажатый между двумя другими транспортами и лишенный возможности передвигаться. Непосредственно в него немецкие бомбы не попали, но они поразили соседний корабль, на котором возник сильный пожар, сразу перекинувшийся на "Харви". Команда безуспешно пыталась справиться с огнем, пока не детонировали сложенные в трюме химические бомбы. Из экипажа транспорта никто не выжил: те, кто не погибли при взрыве, вскоре нашли мучительную смерть от иприта.

В воздух было выброшено почти 60 тонн яда, смертельная концентрация которого составляет 15 миллиграммов на кубометр. Часть ипритного аэрозоля смешалась с дымом пожаров, а остальное осело на воду бухты, покрыв ее маслянистой пленкой. Прикосновение к этой пленке вызывало страшные ожоги, а в воде барахтались сотни моряков с горящих и тонущих судов.

Начальство и персонал порта не были извещены об истинном грузе "Джона Харви", поэтому для пожарных и спасателей, оперативно прибывших для ликвидации последствий налета, стало полной неожиданностью то, что они вскоре почувствовали острую резь в глазах и жжение в носоглотках. С запозданием надетые противогазы уже не помогали. Несмотря на это спасатели продолжали самоотверженно бороться с огнем и вытаскивать людей из отравленной воды.

Военные медики, к которым поступали пострадавшие, разумеется, знали о симптомах поражения ипритом, поэтому они сразу поняли, с чем имеют дело, но они решили, что немцы подвергли Бари химической бомбардировке. Так было написано в их первоначальных диагнозах, но вскоре эти диагнозы и лечебные карты были изъяты людьми, с которыми не спорят, а от врачей потребовали написать новые диагнозы с указанием не химических, а термических ожогов, вызванных обычными пожарами.

Поэтому до сих пор неизвестно даже приблизительное число погибших в Бари от иприта. Размещенная в интернете цифра - 83 умерших - отражает лишь число скончавшихся в госпиталях американских военных и не включает всех остальных жертв, а также - тех, кто до госпиталя не дожил. Их может быть во много раз больше.

Так закончилась попытка американцев подстраховаться на случай применения немцами "боевой химии", на которое они так и не решились. А немногие выжившие в Бари и прожившие еще более 40 лет ветераны лишь в 1986 году добились от американских и английских властей, чтобы их признали жертвами химического оружия и в соответствии с этим дали прибавки к пенсиям.

Artwork-Junkers-Ju-88A-4.KG54-(B3+AM)-Catania-Italy-1943-0A
Самолеты "Юнкерс" Ju-88A-4, участвовавшие в бомбардировке Бари. Внизу - две машины эскадры "Тотенкопф", сыгравшей главную роль в этом налете.

txu-pclmaps-oclc-6620713-bari

Карта акватории Бари. В этой относительно небольшой гавани, огороженной каменными молами, немцы устроили союзникам маленький ад. Далее - фотографии, сделанные на следующий день после бомбардировки, когда иприт в воздухе уже рассеялся, но пожары на воде и на берегу еще продолжались.

HighFlight-Disaster-at-Bari4

HighFlight-Disaster-at-Bari5

thumbnail-42683_0011

Bombardamento_di_Bari_(1943)_-_6

Bari-harbour-attack

Bari-harbour-disaster

thumbnail-44441_0018

Извлечение из воды останков одного из погибших.

liberty_ship_at_sea

Американский транспорт типа "Либерти". К этому же типу относился злополучный "Джон Харви".

M47-1

Американская 100-фунтовая (45 кг) ипритная бомба М47А1. 2000 таких бомб находилось в грузовых трюмах "Джона Харви".


Опубликовано: legioner     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх