Лента новостей

09:42
Парад Победы: подготовка
09:39
Перекуем орала на мечи?
09:17
Долгий путь в Гаагу
09:09
Politiken: Путин действовал рационально
09:06
Киеву пора готовиться к жесткой экономии
09:03
Хорватия: Медийный С-300
09:00
Химера «Великой Албании» – провокация новой войны на Балканах
08:59
Валентин Катасонов: «Куда разворачивается российский капитал»
08:58
Украинские националисты расправляются с ветеранами
08:57
Зарубежные СМИ пишут о расколе во Франции после выборов
08:56
Отказ Первого канала от трансляции Евровидения одобряет три четверти россиян
08:56
The National Interest: «Верзила» — «бомба всех бомб» Второй мировой
08:56
Победа Макрона во втором туре не так очевидна, заявил социолог
08:51
Зачем австрийцам сайт на Урале
08:51
Пока ОН в Турции, разговора не будет
08:49
Белорус литовцу: «Тебе крышка, щегол»
08:47
Александр Роджерс: Почему мы должны оседлать глобализацию
08:45
The Hill: Как ответить русским
08:44
Как и ожидалось: Порошенко просит США начать вооруженную интервенцию в Донбасс
08:43
CNN: Россия готовит превентивный ядерный удар по Америке
08:42
Почему Кудрин не только хочет быть президентом, но и может стать им
08:41
Смерть наблюдателя предвещает ввод «полицейской миссии» в Донбасс
08:40
Балтийский флот усилил ПВО системами С-300В4
08:40
Крым ожидает десятки миллиардов инвестиций
08:37
Франция-Россия: Макрон продолжит курс Олланда
08:37
National Interest: Америке не победить в сирийской войне
08:36
Чучхе победила Бандеру: Почему КНДР лучше режима на Украине
08:34
Al-Watan Saudi Arabia: У «матери всех бомб» появилась «сестра»
08:32
Украинская власть признала себя агентом Кремля
08:29
Иван Ефремов: ученый-палеонтолог и писатель-фантаст
08:27
Макрон победил в первом туре выборов президента Франции
08:20
Верховная Рада «проталкивает» хорватский сценарий
08:17
Бомба В61-12: США готовят в Европе новый ядерный фронт против России
00:00
Этот день в истории - 24 Апреля
20:51
Вести недели с Дмитрием Киселевым от 23.04.17
20:07
Франция: Макрон, по прозвищу «кандидат от Ротшильдов», опережает Ле Пен
20:05
Observador: Коммунистическая революция в самой свободной стране мира
20:03
МВФ зачистит стариков Украины как класс
19:24
Недемократичная война за демократию
19:21
Подземное убежище Сталина
19:14
Позиции Орбана в Венгрии прочны
19:07
Донецк: три года на войне-2
19:00
Deutsche Welle: Куда ведет европейцев новое общественное движение «Пульс Европы»?
16:43
Украина не готова арестовать транзитный газ Газпрома
16:43
Зачем премьер-министру Великобритании досрочные выборы?
Все новости

Архив публикаций

«    Апрель 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
» » Щукинская выставка: 130 шедевров в одном месте

Щукинская выставка: 130 шедевров в одном месте

 

Le Parisien, Франция

картина Матиссакартина Матисса

От некоторых выставок у вас перехватывает дыхание. Вы чувствуете себя немного глупо, когда 130 раз повторяете «Как же это красиво» перед каждой картиной.

Сергей Щукин (1854-1936) был одним из величайших коллекционеров начала ХХ века. Но был ли он простым смертным? В голове не укладывается, что один человек мог купить и собрать в своем московском дворце столько знаменитых картин, произведений, на которые можно любоваться часами, которые сопровождают вас всю вашу жизнь. У него есть даже главный шедевр Одилона Редона и работы забытых художников вроде Эжена Каррьера.   

Но, разумеется, толпы пойдут на выставку «Иконы современного искусства: Коллекция Щукина» ради множества работ Гогена, Матисса, Пикассо, Дерена, Руссо, Синьяка… причем самых лучших из тех, что только есть. Вроде «Горы Святой Виктории» Сезанна, «кристальной» картины, как говорит организатор экспозиции Анн Балдассари.

Чем безумнее это было, тем больше нравилось Щукину

Она выбрала минималистическую обстановку, чтобы «позволить говорить работам». Но не абы как: женские портреты, автопортреты художников, пейзажи, мягкое движение к фовизму и кубизму. «Век живописи в музее», от Курбе и Моне до авангардистов. Застенчивый Щукин не любил обнаженную натуру. И прятал работы Гогена. Картину Матисса «Обнаженная Черное с золотом» он, видимо, приобрел в порыве, потому что та была написана и куплена в 1908 году. Чем покрыта эта ошеломительная женщина? Пеплом, тенями, сверхъестественной пылью? Тело одновременно открыто и скрыто. Чем безумнее все было, тем больше нравилось Щукину. Наметанный глаз, как чуткий нос у парфюмера. Всего в щукинской коллекции насчитывается 275 произведений—.

 

Фонд Louis Vuitton представил около половины из них. Впервые с тех пор, как Щукин бежал из советской России во Францию в 1918 году. Он скончался в 1936 году, так и не узнав, что ненавидевший «буржуазное» искусство Сталин (оно шло в разрез с советским реализмом) разделил коллекцию на две части. Одна отошла ленинградскому Эрмитажу, а вторая — московскому Пушкинскому музею. «Выставлять напоказ эти картины было запрещено, и они на время пропали из галерей и публикаций музеев», — пишет во вступлении к каталогу Анн Балдассари. После смерти Сталина они вернулись на свет. А сегодня Щукин, «коллекционер-герой», как прозвал его один критик в 1912 году, с триумфом возвращается в Париж. Непроизносимая для француза фамилия. Фамилия божества, великого человека.

Спасибо вам, Щукин

Коллекционер — это игрок, который может сорвать банк. Как и у художника, у него бывают свои периоды. Синий и розовый. Реалистический и модернистский. Сначала Сергей Щукин собрал коллекцию классического российского искусства, но затем полностью распродал ее и посвятил внимание нелюбимым современникам (к тому же тогда их работы стоили дешево): Матисс, Пикассо, Сезанн, Моне… Он любил пугаться. «Я купил этого безумца», — заявил он по поводу Гогена, за чьи картины тогда многого не просили. «Все 275 картин Щукин приобрел за 15 миллионов евро в современных деньгах, — улыбается Анн Балдассари. — Это меньше цены одной работы звезды современного искусства».    

Но что было такого гениального в сыне текстильного магната? Стремление взять реванш. «Он был хилым ребенком с огромной головой, который постоянно страдал и так сильно заикался, что с трудом мог говорить», — пишет его внук Андре-Марк Делок-Фурко Щукин в каталоге выставки. На этих недостатках подросток выстроил свой особый стиль, став щеголем и вегетарианцем.

«Он рассматривал свою коллекцию, как будущий музей, рассказывает Анн Балдассари. — Он был очень хорошо образован, многое узнал от французских торговцев вроде Дюран-Рюэля и Воллара, которые страстно увлекались искусством. Его часто консультировал Матисс. Они стали друзьями. С антибуржуазно настроенным Пикассо их отношения были прохладнее». Тем не менее, когда Матисс привел Щукина в «Бато-Лавуар», испанец с радостью продал ему свои полотна. Особенно с учетом того, что коллекционер скупил всю его мастерскую. Этот представитель столь ненавистной большевикам просвещенной буржуазии, проскользнул через сети революции. В 1913 году он перевел все финансовые активы за границу. «Его знал Троцкий, он был под защитой, — продолжает Анн Балдассари. — Щукин отдал свою коллекцию Москве. Некоторым образом, он стал революционером, продемонстрировав коллекцию, которая стала источником вдохновения для молодых русских художников». В 1918 году предприниматель обосновался в Париже в возрасте 67 лет. Удивительно, но когда он оказался в городе своих друзей-художников, то разорвал все связи с миром искусства и перестал что-либо коллекционировать. Буйство цвета утонуло в серости. Он так больше и не увидел своих сокровищ вплоть до самой смерти в 1936 году.     

30-летняя мечта

Нечасто бывает возможность увидеть выставочный каталог с предисловием от Владимира Путина и Франсуа Олланда. Выставка картин знаменитого российского коллекционера стала возможной благодаря договоренности на высшем уровне двух государств. Хотя некоторые из этих картин в прошлом уже выставлялись за границей, сейчас из России прибыли сразу 130 работ из этой выдающейся коллекции, что стало первым в своем роде случаем. Кстати говоря, Путин должен был присутствовать на открытии выставки, но его приезд во Францию был официально «отложен» из-за напряженной дипломатической обстановки.   

Как бы то ни было, угрозы для выставки это не создало. «Все выездные бумаги для картин были подписаны министром культуры России. Выставка состоялась, несмотря на все трудности. И это справедливо, потому что Сергей Щукин коллекционировал только французских художников, покупал только в Париже», — отмечает Жан-Поль Клавери, давний советник президента фонда Louis Vuitton Бернара Арно. Свою карьеру он начал в канцелярии министра культуры Жака Ланга в 1981 году. Для него эта выставка — достижение всей жизни. Все началось с дружбы: «В канцелярии Жака Ланга мы познакомились с внуком Щукина. Потом мы стали друзьями. Он еще тогда говорил, что мечтает привезти во Францию коллекцию деда, одну из лучших, если не лучшую в мире современного искусства».    

На осуществление мечты потребовались годы. Над этим работали послы, министерские советники и финансисты. Фонд давно оказывает поддержку нескольким российским музеям. Он также отреставрировал в Москве «Розовую мастерскую» Матисса (ее состояние не подходило для перевозки) перед отправкой в Париж. Наконец, фонд собирается предоставить помощь нескольким современным российским художникам. Во сколько же обошлась вся эта огромная затея? «Пусть мечта говорит сама за себя», — уходит от ответа Жан-Поль Клавери.

 

Ив Жегле (Yves Jaeglé)

Фото: AFP/Martin Bureau





Опубликовано: Gladiator     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх