Лента новостей

12:36
Конфискация «денег Януковича» оказалась масштабной мистификацией
12:31
Скандалы, конфузы, достижения
12:30
В Кремле прошла встреча Путина с премьер-министром Японии Синдзо Абэ
12:24
Австрийский «пинок под зад» турецкому нахалу
12:20
Эта служба и опасна, и трудна
11:56
Правда глаза режет, или почему Макрон боится российских журналистов
11:55
Трамп отменил запрет на добычу нефти и газа на шельфе США
11:53
Мощнейший авиаудар ВКС РФ уничтожил базу, заполненную террористами
11:51
Куда пропал Мартин Борман?
11:10
Российские ученые научились бороться с заражением крови
11:02
Георгиевский кавалер Герой Советского Союза казак Недорубов
10:08
В украинском танке взорвался кондиционер
10:07
Порошенко тайком звонит Путину и шутит с ним по телефону
10:05
«Русские Витязи» меняют имидж
10:04
Посетительнице латвийского ТЦ не дали на русском позвать пропавших детей
09:53
Турецкий гамбит: Зачем Эрдоган бросает пушечное мясо на штурм в Сирии
09:51
Главное, чтоб Путин не напал...
09:50
Президент в Кремле вручил золотые звезды Героя Труда РФ
09:49
«План Маршалла» для Украины: надежды и суровая реальность
09:48
Порошенко ждёт возвращения в «европейскую колыбель»
09:47
«Когда Трамп требует денег, у многих это вызывает раздражение»
09:45
Год банкротства Украины
09:44
Кнопка для идиота
09:43
России всё менее интересны проблемы стран Евросоюза
09:43
Милитаризация умов в Литве закончилась провалом
09:00
Российские С-400 добавят Турции уверенности в своих силах
08:59
Они сражались за Родину: в России осталось 1,8 млн. ветеранов и инвалидов ВОВ
08:59
НАТО создаёт в Восточной Европе новую военную реальность
08:58
Курды требуют от США установить бесполётную зону в Сирии
08:57
Авианосец США Carl Vinson вошел в акваторию Японского моря
00:58
Этот день в истории - 29 Апреля
19:28
Южная Корея отказалась платить Трампу за размещение THAAD
19:27
Куда течёт «Висла», или Как Польша избавилась от бандеровщины
19:27
В России вступают в силу новые правила выплат по ОСАГО
19:26
Украино-польская «дружба» продолжается всё сильней
19:25
Стоимость Rail Baltica растет, но проект всё так же невыгоден
19:25
Евгений Моргунов: небывалая история Бывалого
19:23
Рэкетир Трамп пугает корейцев войной и требует миллиард за защиту
19:22
Санкции от Макрона: Польша ответит за противостояние с Брюсселем?
19:22
Опубликован проект латинского алфавита для украинского языка
19:21
«Село - столице - опохмелиться»: пенсионер вернул Дмитрию Медведеву свою прибавку к пенсии
19:14
Россия выдержала американскую «разведку боем»
19:12
Российский корабль-разведчик превратился в мишень для турецких спецслужб
19:11
Украина готова ввести военное положение и погибнуть
09:26
Порошенко мастерит капкан на Трампа
Все новости

Архив публикаций

«    Апрель 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
» » БЖРК: ядерный призрак железных дорог

БЖРК: ядерный призрак железных дорог

БЖРК: ядерный призрак железных дорог

Почти тридцать лет назад — 20 октября 1987 года — на боевое дежурство заступил уникальный боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК). Он стал первым в нашей стране мобильным средством запуска межконтинентальных баллистических ракет с суши и единственным в мире комплексом, размещенным на поезде. О причинах создания БЖРК, истории его службы и перспективах возрождения — в нашем материале.

Уйти из-под удара

С появлением межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования перед военными встала новая задача — как сделать их неуязвимыми перед ударами потенциального противника? Напомним, в 60–80-х годах прошлого века сухопутная составляющая ядерных триад СССР и США были представлены только МБР шахтного базирования. Со временем точные координаты пусковых позиций стали известны и оказались под прицелом ядерного оружия друг друга.

Если брать советские Ракетные войска стратегического назначения, то их усилия по повышению мобильности подразделений в тот период сводились к скрытому перемещению ракет с одной позиции на другую. Для этого, в частности, использовались вертолеты-гиганты КБ Миля: «супертяжеловоз» Ми-6 и «летающий кран» Ми-10. Также ракеты перевозились с места на место в специальных контейнерах, замаскированных под железнодорожные цистерны.

Отметим, что все эти ракеты были жидкостными (в них использовалось высокотоксичное топливо гептил) и транспортировались исключительно в «разряженном» состоянии. Дальнейшая их заправка и приведение в боевое состояние совершались непосредственно на пусковой позиции в шахте.

Твердая основа

С появлением баллистических ракет на твердом топливе ракетчики по обе стороны Атлантики задумались об их мобильной боеготовности. О грунтовых подвижных комплексах речи тогда не шло — слишком большими и тяжелыми были первые твердотопливные МБР. А вот поезд считался вполне пригодной платформой для транспортировки и, в случае необходимости, запуска ядерных ракет.

Первый прототип «поезда смерти», вооруженный ракетами «Минитмен», появился в США в самом начале 1960-х, однако он оказался чересчур дорогим в производстве и эксплуатации. Американцы были уверены, что советские ядерные ракеты не обладали высокой точностью попадания, и решили, что дешевле и эффективней разместить «Минитмены» в шахтах.

В Советском Союзе к идее железнодорожного ракетного комплекса отнеслись более серьезно. 13 января 1969 года был подписан приказ о создании БЖРК с межконтинентальной ракетой РТ-23. Уже в феврале 1983 года первый такой комплекс был принят в опытную эксплуатацию, в 1987 году на боевое дежурство заступил первый ракетный полк, оснащенный БЖРК, а к 1991 году было развернуто три дивизии «ракетных поездов».

Поезд №0

К неоспоримым достоинствам БЖРК можно отнести их высокую мобильность — в сутки они могли преодолевать до 1000 километров по всей железнодорожной сети страны, в то время как подвижные грунтовые ракетные комплексы перемещаются лишь в ограниченном позиционном районе. За счет этого ракетные поезда становились практически неуязвимы для поражения противником.

 

1_RG_44,375

 

Проведенный в 1991 году эксперимент «Сдвиг», в ходе которого в километре от БЖРК подорвали 1000 тонн тротила, показал, что даже в условиях ракетно-ядерного нападения этот комплекс способен произвести пуск — ударная волна не смогла повредить пусковую установку с ракетой и радиоэлектронную аппаратуру комплекса.

Правда, БЖРК обладал и рядом недостатков. Во-первых, из-за необычной конфигурации состава (три тепловоза, а также пассажирские и грузовые вагоны вперемежку) невозможно было полностью замаскировать этот поезд под обычный. К тому же гигантский вес БЖРК приводил к сильному износу железнодорожных путей. Как шутили сами ракетчики, на некоторых участках за проходом «поезда №0» (обозначение БЖРК в системе железнодорожного сообщения) следовал массовый выход путейцев, которые вколачивали обратно выскочившие из шпал костыли.

Рейс в вечность

В последние годы существования СССР и в первое десятилетие Российской Федерации железнодорожные подразделения РВСН на себе почувствовали неистовое желание политического руководства нашей страны понравиться Западу. Так, еще при Горбачеве, были установлены ограничения на передвижение этих поездов по стране, они должны были находиться только в пунктах постоянного базирования.

В 1993 году Россия и США заключили договор о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-2, согласно которому до 2003 года наша страна должна была уничтожить все МБР РТ-23. Несмотря на то, что в 2002 году РФ вышла из договора, все БЖРК были уничтожены. Уцелели только два комплекса: после приведения в небоевое состояние они стали экспонатами Санкт-Петербургского музея железнодорожной техники и Технического музея «АвтоВАЗа» в Тольятти.

Ядерный ветер

В середине 2000-х командование Ракетных войск стратегического назначения заявляло, что на замену БЖРК будут поставлены на боевое дежурство новые подвижные грунтовые ракетные комплексы «Тополь-М». Однако уже в 2011 году было заявлено о возможном появлении в будущем БЖРК нового поколения. Двумя годами позже замминистра обороны объявил, что Московский институт теплотехники, разработавший МБР сухопутного базирования «Тополь» и «Ярс», а также морскую «Булаву», приступил к разработке нового железнодорожного ракетного комплекса «Баргузин». К середине 2016 года планируется завершить разработку конструкторской документации для нового БЖРК.

Как ожидается, один состав железнодорожного комплекса сможет нести шесть межконтинентальных баллистических ракет «Ярс» и будет приравниваться к полку, а в дивизионном комплекте «Баргузина» будет насчитываться пять полков. В РВСН надеются, что новый комплекс поступит на вооружение уже в 2019 году.





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх