Лента новостей

12:08
Воздушная разведка: НАТО вскрывает позиции С-300 и С-400
12:04
Helsingin Sanomat: Смоленские леса хранят тайну рождения России
12:00
Этот день в истории - 19 Августа
11:48
Экономическое киллерство: Трампа обвинили в «убийстве доллара»
11:47
Соединенные Штаты намереваются покинуть Сирию
11:32
Миротворец, мир не творящий
11:31
Демонизация России уже не работает
11:29
Приемные дети - единственный способ заработка
11:26
Достали общественные организации
11:24
Правительственная армия Сирии начала наступление на базу США
11:23
Иностранцы объявили бойкот российским акциям
18:47
На Украине запускают систему распознавания сепаратистов и врагов нации
18:46
Порошенко вляпался в новый международный скандал
18:45
После скандала с КНДР Украина предложила сделку еще одному врагу США
18:44
Такие «киборги» никогда не возьмут Донбасс
18:41
«Потешный флот» Украины переходит на стандарты НАТО
18:40
Киев из-за жадности подставил ЦРУ по «ракетной» теме
18:39
Константинополь и Госдеп уже назначили на Украину своего предстоятеля?
18:26
Свидание с Америкой
18:21
Разные теракты: Навальный провалился в госдеповские двойные стандарты
18:02
Учения Морской пехоты США в русской деревне. Секретный фельетон
16:03
Особенности национальной борьбы с терроризмом: в России – «Калибры», в Европе – скорбные лица
16:01
Руины США: «Путин выиграл Третью Мировую войну»
16:00
Сирийские успехи: «Акербатский котел» и выход на Дейр-эз-Зор
15:52
Прыгающая бомба
14:14
The Washington Post: Конфликт Китая и Индии в Гималаях
14:06
Киев из-за жадности подставил ЦРУ по «ракетной» теме
14:03
Поляки боятся России
13:50
«Потешный флот» Украины переходит на стандарты НАТО
13:46
The National Interest: Фатальный изъян истребителя Су-57?
10:41
Порошенко сам зовёт своего палача
10:41
Страны третьего мира в Евросоюзе или куда катится Прибалтика
10:38
Порог измены. Михаил Хазин
10:37
Как крымские ополченцы рагулей обидели
10:35
Китайская сланцевая революция угрожает Силе Сибири
10:23
Военная авиация в Арктике: состояние и перспективы
10:23
Как НАТО адаптирует ВМС Украины под свои стандарты
10:21
Джельсомино в Україно
10:21
Большая часть «Хаммеров», подаренных ВСУ американцами, не ездит
10:20
Третья мировая начнется в море?
10:07
Порошенко отвесил пощёчину Трампу, и ему этого не простят
10:01
Российские космонавты Федор Юрчихин и Сергей Рязанский вышли в открытый космос
09:58
Джихад в Испании
09:52
Ювелирные удары ВКС России по боевикам засняли с беспилотника
09:05
В Испании за сутки произошли два теракта
Все новости

Архив публикаций

«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
» » Из хлама - в небо!

Из хлама - в небо!

АО "Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ" - ведущее предприятие по ремонту и обслуживанию авиационной техники малой авиации. Согласно данным статистики, 90% вертолетов Ми-2 и 70% самолетов Ан-2, эксплуатирующихся в России, были отремонтированы именно здесь.
За 75-летнюю историю на заводе был освоен ремонт более 29 типов летательных аппаратов и силовых установок. Первыми самолётами, ремонт которых был освоен в 1939 году, были По-2.

МАРЗ расположен в Балашихинском районе Московской области, близ деревни Федурново. Подробную экскурсию нам провел директор завода, Павел Николаевич Ненастьев, сегодня речь пойдёт об одной интересной машине...
МАРЗ Ми-4



Во второй половине 1960 годов предприятие вступило в "вертолётную эру", начавшуюся с Ми-1, Ми-4 ремонтировался с 1974 по 1982 год.
МАРЗ Ми-4


Темп работ был высокий – ежемесячно ремонтировали до 30 машин.



Один из вертолётов поступил на ремонт несколько десятков лет тому назад, да так и остался на задворках.
МАРЗ Ми-4



МАРЗ Ми-4


Первоначальное впечатление было так себе.
МАРЗ Ми-4


Лопастей нет, под слоями краски местами видна ржавчина, остекление частично уничтожено...
МАРЗ Ми-4


                                        МАРЗ Ми-4


Внутри разруха.
МАРЗ Ми-4


Впрочем, если есть Мечта, то все преграды нипочём.
МАРЗ Ми-4


Павел Николаевич загорелся идеей восстановить и поднять Ми-4. А почему нет-то? Если в Америке это могут и делают, то мы чем хуже?



Для того, чтобы ответить на вопрос "Быть или не быть", в смысле – "Летать или не летать", нужно собрать воедино огромный массив информации. Для начала – найти документацию. К счастью, в архиве нашлась пусть и не актуализированная, но действующая, никем не отменённая ремонтная документация.
МАРЗ Ми-4


Первый поверхностный осмотр выявил хорошее состояние элементов конструкции планера.
МАРЗ Ми-4


Хвостовая балка внутри как будто только с завода.



Для более детального изучения состояния вертолета и восстановления агрегатов Ми-4 переместили в цех.
МАРЗ Ми-4


Больше всего переживали за состояние топливного бака, но он оказался в полном порядке.
МАРЗ Ми-4



МАРЗ Ми-4


Слой за слоем смывали краску. Начали эту работу в августе прошлого года, и только к зиме завершили.



Состояние планера – лучше, чем казалось.
МАРЗ Ми-4


Конечно, местами есть вмятины, царапины, встречается и коррозия. Но всё это поправимо.
МАРЗ Ми-4


Восстановление идёт медленно, ведь финансирование происходит за счет собственных средств. Ответом на письма в КБ и вертолетный холдинг приходит только молчание. Не приходится сомневаться, что кое-кто объявится уже ближе к завершению проекта по сосстановлению Ми-4.
МАРЗ Ми-4


А пока всё сами, своими силами...
МАРЗ Ми-4


Выглядит страшно, но это всё отмоется.
МАРЗ Ми-4


Сердце вертолёта – двигатель АШ-82В (В – вертолётный). Изначально это был Wright Cyclone, семейство двигателей разработки американской компании Curtiss-Wright. В 1930 годах по лицензии его собирали в СССР как М-25, ставился он на И-15, И-153, И-16 и другие истребители. Конструкторы последовательно увеличивали мощность и ресурс мотора, так появился М-62. Наконец, вместо однорядной 9-цииндровой "звезды" сделали двухрядный мотор (два ряда по семь цилиндров), который получил название М-82, переименованный в честь конструктора Аркадия Швецова в АШ-82.
МАРЗ Ми-4


К слову, вертолёт получит новое "сердце". Где-то на складах удалось найти двигатель первой категории: совершенно новый, в упаковке, законсервированный. Состояние такое, что "достал, тряпочкой протёр – и можно работать".
МАРЗ Ми-4


Исторических самолётов в состоянии лётной годности во всём мире летает больше, чем вертолётов.
С точки зрения физики вся конструкция намного сложнее, чем в самолёте. Если там все держится на подъёмной силе на крыле и нагрузки разносятся, то здесь все нагрузки сконцентрированы на редукторной раме. А ещё много вращающих моментов и большие вибрации...
МАРЗ Ми-4


Впереди – разборка, дефектация и ремонт шасси.
МАРЗ Ми-4


За прошедший год удалось отремонтировать часть трансмиссии и часть редуктора.
МАРЗ Ми-4


Хвостовая балка.
МАРЗ Ми-4


Валы хвостовой балки даже ремонтировать не пришлось - как новые.
МАРЗ Ми-4


Проблема, которую пока не удаётся решить – ремонт или изготовление лопастей. Первые вертолёты были с деревянными лопастями, сейчас таких не найти. На крайних сериях уже применялись металлические, но и их тоже не выпускают.
МАРЗ Ми-4


Завод сам лопасти не производит, но ребята из Киржача, узнав, что восстанавливается Ми-4, предложили подогнать новые лопасти рулевого винта, законсервированные.
МАРЗ Ми-4


Сейчас основная задача – снять лопасти несущего винта с памятника в Торжке и отремонтировать их.

фото стыжжено с просторов


Для того, чтобы восстановить вертолёт, пришлось привлекать мастеров, которые работали с ним в 1970-1980 годы.
"В какой-то момент мы поняли, что сами не можем продолжать вести восстановление вертолёта. Привлекли старых ветеранов, которые здесь работали. Старшему бригады, бывшему мастеру ОТК этого цеха, 76 лет. Он пришёл, говорит, вы что, это не можете найти? Да это вот так, а это тут, а это вот отсюда. Деды у нас что надо, дай ему автомат, в бой пойдёт!"
МАРЗ Ми-4


Ну и молодёжь тоже увлечённо занимается восстановлением Ми-4.
МАРЗ Ми-4


Цель всего проекта – довести машину до лётного состояния. Главные эксперты по авиареставрации работают в новосибирском СибНИА. Они подтвердили, что после восстановления деталей и агрегатов проверят системы и выдадут разрешения на пробный запуск.
МАРЗ Ми-4


Пилотов-испытателей, которые поднимут машину в первый полёт, тоже ещё предстоит найти.
Не каждый сядет в машину, которая простояла 30 лет. Для этого нужно быть немного безбашенным...



Когда вертолёт будет готов к полётам – сказать сложно, слишком много непредсказуемых факторов. Но в том, что коллектив МАРЗ доведёт эту сказку до счастливого конца, сомневаться не приходится.
МАРЗ Ми-4


Вот такая красота!






Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


1 комментарий

  1. Генерал-полковник
    Николай Черняк

    удачи ребятам)) молодцы)) 

    Николаичь
    0

Новости партнеров


Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх