Лента новостей

00:00
Этот день в истории - 26 Марта
22:20
Климкин рассказал о начале Третьей мировой войны
22:19
Эпичный финал: Украина пустит под нож «Украину», чтобы покрыть долги
22:15
Эрдоган, помни! Давить на Минсельхоз опасно для здоровья. А на послов и для жизни
22:13
Эксперт, предсказавший гибель Вороненкова: «Думаю, будет вторая серия»
22:12
Украина отправила на «минский майдан» боевиков «Азова» и «Правого сектора»
22:05
Венец украинского маразма: Кремль готовит АТОшников для захвата АЭС
22:04
Митинг Навального: как оппозиционер пиарится на молодежи
22:03
Стали известны подробности атаки боевиков на часть Росгвардии
22:01
Протесты в Минске завершились только после многочисленных задержаний
22:00
Изыски терроризма. Боевики нацбата захватили десятки заложников на Ровенщине
21:59
«Я борюсь против всей этой системы»: Марин Ле Пен в интервью RT
21:55
Парк эстонских дураков
21:53
Навальный – аморальный: оппозиционер готовит «грязные» пиар-акции по всей России
21:51
Сон Петра
21:50
И всё-таки — зачем Украине независимость?
16:21
Угроза широкомасштабной войны
16:18
«Мы считаем каждую копейку»: 20 фактов о белорусской экономике
16:17
День Воли в Белоруссии
16:17
Латвийские хакеры выходят на тропу войны
16:14
Тёмная империя Дарта Путина
16:13
Бандеровцы с ваххабитами — братья навек
16:12
Порошенко признал ДНР и ЛНР и отправил своих военных в Гаагу
16:11
Меркель пытается убедить Евросоюз в невозможном
16:10
Yle: Навальный опять бросает вызов Путину
16:09
Spiegel: комплекс «Искандер» заставил НАТО искать встречи с Москвой
16:09
«Все разбомбили, сволочи» — украинский мир пришел в Балаклею
16:06
Американцы признали: Т-90 лучше «Абрамса»
16:02
Svenska Dagbladet: США делают мир спокойнее
16:01
Подпольный обком комбата Семенченко
15:46
«Летучий голландец» СССР
15:40
«Последний диктатор Европы» подтверждает свой титул
15:22
Одесса вступилась за праздник Победы
15:21
Заслушанный кандидат: Фийон обвинил Олланда в политическом шпионаже
15:17
Куда побегут банкиры из лондонского Сити?
15:16
На Украине начинают подсчитывать убытки от блокады Донбасса
15:10
60 лет объединения Европы: главные ошибки ЕС
15:08
Украину ждет «кровавая баня». Иного исхода не будет
15:04
Марин Ле Пен идет ва-банк
15:03
Саакашвили стал ведущим на украинском ТВ
15:02
Химическая «зрада»
13:23
The Daily Beast: Путин выбирает Ле Пен
13:20
Саперы МПЦ ВС РФ разминируют древную Пальмиру
13:11
The Washington Post: 10 критиков Путина, которые убиты или умерли при загадочных обстоятельствах
13:07
Записки рассерженного одессита
Все новости

Архив публикаций

«    Март 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
» » Транзит раздора: Латвия и Литва вынуждены сражаться за Беларусь

Транзит раздора: Латвия и Литва вынуждены сражаться за Беларусь

Транзит раздора: Латвия и Литва вынуждены сражаться за Беларусь

Страны Балтии теряют российский транзит. Конкуренция за оставшиеся грузопотоки обостряется. Лакомым куском становится Белоруссия, за которую Вильнюс и Рига готовы вести нешуточную борьбу. Переориентация на себя белорусского транзита становится для Латвии вопросом среднесрочного выживания.

Российское руководство ставит перед крупнейшими перевозчиками политическую задачу – «покинуть Прибалтику». С 2020 года отечественные грузы должны идти мимо прибалтийских портов. Компания «Транснефть» уже успела отчитаться перед государственным начальством. «До 2018 года, в ближайшие годы, мы сократим грузопоток в район Прибалтики до нуля. Будем загружать свои порты, поскольку есть профицит мощностей», – сообщил глава оператора магистральных нефтепроводов России Николай Токарев на встрече с президентом Путиным в сентябре. Для Латвии потери от кремлёвского решения переориентировать грузы на внутренние порты составят порядка миллиарда евро. Транзит через прибалтийскую республику на 80% российский.

Работники портов, железнодорожной отрасли, члены их семей – а это минимум 85 тыс. жителей республики – ощутят последствия напрямую, на собственном кошельке.

Москва давно пересмотрела своё отношение к прибалтийскому направлению, некогда обладавшему de facto монополией на транзит нефти и нефтепродуктов в Европу. Сокращение морских и железнодорожных перевозок из России ползучими темпами идёт всё последнее десятилетие. Причина не в каком-то там кризисе, не в падении цен на углеводороды, которыми прибалты стараются объяснить убытки портов и железных дорог. Российский грузопоток через страны Балтии редел и при 140 долларах за баррель, и до всяких санкций, тогда как объёмы грузоперевалок отечественных морских гаваней все эти годы исправно росли. Всё дело в холодной и выверенной стратегии Кремля, задача которой – перестать наконец кормить недружественные государства. «Скоро вся экспортная нефть пойдёт через наши порты – ничего прибалтам не оставим», – говорил ещё в 2002 году Владимир Путин, открывая первые нефтеналивные терминалы в Приморске. Сегодня Москва играет финальный аккорд «транзитного марша», под который российские грузы покидают Прибалтику.

За 8 месяцев этого года грузооборот порта Вентспилс снизился на 21%, Рижского порта – на 10,8%, порта Лиепая – на 0,4%. Не многим лучше обстоят дела у эстонцев: грузооборот таллинской морской гавани за январь-август сократился на 8,2%.

За девять месяцев нынешнего года по латвийским железным дорогам было перевезено на 19,6% меньше грузов по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Нефти и нефтепродуктов – на 24,3% меньше. «В этом году геополитическая и экономическая ситуация, как и международная конкуренция, особенно неблагоприятны, потому ведётся активная работа с партнёрами из России и Белоруссии, направленная на сохранение существующих и привлечение новых грузов», – прокомментировала ситуацию председатель правления Latvijas dzelzceļš Светлана Берг.

Соседи тянут одеяло на себя. За январь-август государственная литовская железнодорожная компания Lietuvos gelezinkeliai, напротив, увеличила грузопоток: +0,8%. Прекрасно осознавая, куда дует ветер, литовские железнодорожники приняли ряд решений по оптимизации тарифов при перевозке транзитных грузов в направлении Калининграда. Грузооборот порта Клайпеда, в свою очередь, за январь-август подрос на 3,4% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

На поприще внешнеполитической борьбы с восточным соседом страны Балтии выступают единым фронтом. Когда же вопрос касается денег – европейских ли или идущих из России, – в дружественной прибалтийской семье начинаются ссоры, интрижки, борьба личных интересов.

«Литва осуществляет абсолютно криминальную политику в отношении платы за инфраструктуру и перевозки. Для Калининграда тарифы сильно завышены, соответственно, дотируются дешёвые транспортные расходы на Клайпеду. Поэтому Клайпеда предоставляет как будто бы более выгодные условия и пока развивается. Но это не будет вечно, такой подход в долгосрочной перспективе недопустим в Евросоюзе», – жалуется на соседей мэр латвийского портового города Вентспилса Айварс Лембергс.

Решение «Транснефти» уйти первым делом наносит удар по Латвии. На других прибалтийских республиках переориентация российских нефтяных потоков отразится опосредованно. Через ту же Клайпеду нефтепродукты из РФ не транспортируются вовсе, а успехи литовцев всецело зависят от белорусских грузов: транзит белорусских нефтепродуктов через Литву в первом полугодии 2016 года увеличился в 2,2 раза. Между тем, потеря российской нефти резко обостряет внутриприбалтийскую борьбу в других направлениях и сегментах грузооборота.

Переориентация на себя белорусского, китайского и казахстанского транзита становится для прибалтов вопросом среднесрочного выживания. Драка за грузы намечается жаркой.

Латвия уже приступила к активной работе на белорусском направлении. В рамках Белорусской транспортной недели Минск и Рига подписывают соглашения по единому тарифу в латвийско-белорусском транзитном коридоре. За последние месяцы белорусские делегации дважды посещают с визитом Рижский порт. Латыши сигнализируют белорусам о том, что готовы идти на уступки в переговорах.

Вильнюс тоже занимается «рекламой» и обсуждает «конкурентоспособность Клайпедского порта в условиях кризиса среди стран Балтии», косо поглядывая на соседей-латышей. В конце сентября в литовском портовом городе состоялась конференция «Примеры развития, вызовы, тенденции и достижения морских портов», где, помимо прочего, проектировалась грядущая битва с Латвией за Китай. Говорили и о рисках потерять Белоруссию.

Камнем преткновения в литовско-белорусских отношениях остаётся вопрос атомной электростанции, строящейся в 18 километрах от города Островца Гродненской области. Президент Грибаускайте и приближённые к ней «ландсбергисты» призывают прекратить работы, бойкотировать «грязную» электроэнергию. Тема БелАЭС становится одним из лейтмотивов парламентской гонки в Литве. Понятно, что «крестовый поход» Вильнюса против белорусской атомной электростанции изрядно раздражает официальный Минск, на чём и намерены сыграть латыши в борьбе за транзит. Правда, пока у Литвы и Белоруссии достаточно успешно получалось отделять политику от бизнеса.

Автор: Андрей Стариков





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх