Лента новостей

12:51
«Санкции больше навредили самому Западу»: советник Трампа дал интервью в Москве
12:50
Андрей Ваджра: Чтобы ни одна тварь не ушла
12:50
Имидж — всё: как Евровидение отразится на экономике Украины
12:49
Взять и поделить: как Запад отличает «хорошие» СМИ от «плохих»
12:48
В одном шаге до начала мировой торговой войны
12:45
В Карелию прибыло звено новейших истребителей Су-35
12:44
Украинский хвост виляет собакой США?
12:43
«Генералиссимус» Муженко и его «план Барбаросса»
12:42
Россия официально предупредила Европу: «Замёрзнете без газа – все претензии к Украине»
12:42
Украинский дезертир Олег Попов: «Я пришел в ЛНР солдатом, чтобы идти на Запад»
12:40
Журналист Times отказался прекращать работу над компроматом на Порошенко
12:40
Дети-инвалиды Алчевска просят у Деда Мороза мира и… воды
12:38
Прибалтийские политики ищут способ понравиться Дональду Трампу
12:38
Хроники братания: польский пограничник оштрафовал украинцев за тризуб на авто
12:37
О правильной и неправильной идеологии для России
12:33
Европа обречена... на перемены к лучшему
12:32
Россия Владимира Путина. Фильм Андрея Караулова (все серии)
12:30
В ЦРУ рассказали об операции РФ по продвижению Трампа
12:29
В Санкт-Петербурге ликвидирован инкубатор агентов влияния
12:29
Россия, Турция и Балканы
12:28
Украинские ультрас оказали «радушный прием» гостям Одессы
12:22
«Статус-6» послал Пентагон «куда подальше»
12:20
Месть Путину за Сирию. Нетипичное поведение «хромой утки» Обамы
12:19
Газовый спор России и Украины. Кто победит?
12:18
Атака ИГИЛ на Пальмиру: ВКС РФ наносят град ударов
12:17
О страшной тайне российских хоккеисток: что ещё есть в докладе WADA-2
12:16
Запад в бешенстве из-за успехов Москвы и Дамаска в Алеппо
12:16
ЕС заранее готовится «кинуть» Украину с визами
12:15
Над Пальмирой нависла угроза: прорвана первая линия обороны САА
00:39
Требуется Заступник всея Руси
00:37
Будет ли содержательным разговор Абэ и Путина?
00:32
Россия обновит кубинскую армию
00:30
Почему США и НАТО помогают Украине по-разному
00:00
Этот день в истории - 10 Декабря
19:20
Нет больше сирийской умеренной оппозиции, не с кем, кроме Асада, вести переговоры
19:19
«Бережок» безопасности: завершается работа по повышению огневой мощи БМП-2
19:19
США вооружат террористов ПЗРК
19:17
Йемен рвут на части
19:15
8 пугающих фактов о ядерном арсенале России
19:10
Ахмад аль-Джарба: под Раккой обнаружилась новая многотысячная армия
19:07
Сирия, сводка: авиация Асада разбомбила колонны боевой техники джихадистов
19:05
Глава МИ-6: В руководстве ИГИЛ находятся британцы
19:03
На Донбассе бьют тревогу: на помощь ВСУ к линии фронта прибыли наемники
19:01
США в Сирии: маски падают градом
18:59
Россия начала испытания «Мертвой руки»
Все новости

Архив публикаций

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
» » Транзит раздора: Латвия и Литва вынуждены сражаться за Беларусь

Транзит раздора: Латвия и Литва вынуждены сражаться за Беларусь

Транзит раздора: Латвия и Литва вынуждены сражаться за Беларусь

Страны Балтии теряют российский транзит. Конкуренция за оставшиеся грузопотоки обостряется. Лакомым куском становится Белоруссия, за которую Вильнюс и Рига готовы вести нешуточную борьбу. Переориентация на себя белорусского транзита становится для Латвии вопросом среднесрочного выживания.

Российское руководство ставит перед крупнейшими перевозчиками политическую задачу – «покинуть Прибалтику». С 2020 года отечественные грузы должны идти мимо прибалтийских портов. Компания «Транснефть» уже успела отчитаться перед государственным начальством. «До 2018 года, в ближайшие годы, мы сократим грузопоток в район Прибалтики до нуля. Будем загружать свои порты, поскольку есть профицит мощностей», – сообщил глава оператора магистральных нефтепроводов России Николай Токарев на встрече с президентом Путиным в сентябре. Для Латвии потери от кремлёвского решения переориентировать грузы на внутренние порты составят порядка миллиарда евро. Транзит через прибалтийскую республику на 80% российский.

Работники портов, железнодорожной отрасли, члены их семей – а это минимум 85 тыс. жителей республики – ощутят последствия напрямую, на собственном кошельке.

Москва давно пересмотрела своё отношение к прибалтийскому направлению, некогда обладавшему de facto монополией на транзит нефти и нефтепродуктов в Европу. Сокращение морских и железнодорожных перевозок из России ползучими темпами идёт всё последнее десятилетие. Причина не в каком-то там кризисе, не в падении цен на углеводороды, которыми прибалты стараются объяснить убытки портов и железных дорог. Российский грузопоток через страны Балтии редел и при 140 долларах за баррель, и до всяких санкций, тогда как объёмы грузоперевалок отечественных морских гаваней все эти годы исправно росли. Всё дело в холодной и выверенной стратегии Кремля, задача которой – перестать наконец кормить недружественные государства. «Скоро вся экспортная нефть пойдёт через наши порты – ничего прибалтам не оставим», – говорил ещё в 2002 году Владимир Путин, открывая первые нефтеналивные терминалы в Приморске. Сегодня Москва играет финальный аккорд «транзитного марша», под который российские грузы покидают Прибалтику.

За 8 месяцев этого года грузооборот порта Вентспилс снизился на 21%, Рижского порта – на 10,8%, порта Лиепая – на 0,4%. Не многим лучше обстоят дела у эстонцев: грузооборот таллинской морской гавани за январь-август сократился на 8,2%.

За девять месяцев нынешнего года по латвийским железным дорогам было перевезено на 19,6% меньше грузов по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Нефти и нефтепродуктов – на 24,3% меньше. «В этом году геополитическая и экономическая ситуация, как и международная конкуренция, особенно неблагоприятны, потому ведётся активная работа с партнёрами из России и Белоруссии, направленная на сохранение существующих и привлечение новых грузов», – прокомментировала ситуацию председатель правления Latvijas dzelzceļš Светлана Берг.

Соседи тянут одеяло на себя. За январь-август государственная литовская железнодорожная компания Lietuvos gelezinkeliai, напротив, увеличила грузопоток: +0,8%. Прекрасно осознавая, куда дует ветер, литовские железнодорожники приняли ряд решений по оптимизации тарифов при перевозке транзитных грузов в направлении Калининграда. Грузооборот порта Клайпеда, в свою очередь, за январь-август подрос на 3,4% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

На поприще внешнеполитической борьбы с восточным соседом страны Балтии выступают единым фронтом. Когда же вопрос касается денег – европейских ли или идущих из России, – в дружественной прибалтийской семье начинаются ссоры, интрижки, борьба личных интересов.

«Литва осуществляет абсолютно криминальную политику в отношении платы за инфраструктуру и перевозки. Для Калининграда тарифы сильно завышены, соответственно, дотируются дешёвые транспортные расходы на Клайпеду. Поэтому Клайпеда предоставляет как будто бы более выгодные условия и пока развивается. Но это не будет вечно, такой подход в долгосрочной перспективе недопустим в Евросоюзе», – жалуется на соседей мэр латвийского портового города Вентспилса Айварс Лембергс.

Решение «Транснефти» уйти первым делом наносит удар по Латвии. На других прибалтийских республиках переориентация российских нефтяных потоков отразится опосредованно. Через ту же Клайпеду нефтепродукты из РФ не транспортируются вовсе, а успехи литовцев всецело зависят от белорусских грузов: транзит белорусских нефтепродуктов через Литву в первом полугодии 2016 года увеличился в 2,2 раза. Между тем, потеря российской нефти резко обостряет внутриприбалтийскую борьбу в других направлениях и сегментах грузооборота.

Переориентация на себя белорусского, китайского и казахстанского транзита становится для прибалтов вопросом среднесрочного выживания. Драка за грузы намечается жаркой.

Латвия уже приступила к активной работе на белорусском направлении. В рамках Белорусской транспортной недели Минск и Рига подписывают соглашения по единому тарифу в латвийско-белорусском транзитном коридоре. За последние месяцы белорусские делегации дважды посещают с визитом Рижский порт. Латыши сигнализируют белорусам о том, что готовы идти на уступки в переговорах.

Вильнюс тоже занимается «рекламой» и обсуждает «конкурентоспособность Клайпедского порта в условиях кризиса среди стран Балтии», косо поглядывая на соседей-латышей. В конце сентября в литовском портовом городе состоялась конференция «Примеры развития, вызовы, тенденции и достижения морских портов», где, помимо прочего, проектировалась грядущая битва с Латвией за Китай. Говорили и о рисках потерять Белоруссию.

Камнем преткновения в литовско-белорусских отношениях остаётся вопрос атомной электростанции, строящейся в 18 километрах от города Островца Гродненской области. Президент Грибаускайте и приближённые к ней «ландсбергисты» призывают прекратить работы, бойкотировать «грязную» электроэнергию. Тема БелАЭС становится одним из лейтмотивов парламентской гонки в Литве. Понятно, что «крестовый поход» Вильнюса против белорусской атомной электростанции изрядно раздражает официальный Минск, на чём и намерены сыграть латыши в борьбе за транзит. Правда, пока у Литвы и Белоруссии достаточно успешно получалось отделять политику от бизнеса.

Автор: Андрей Стариков





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх