Лента новостей

02:23
ВРТ-300: прототип мощного вертолета-беспилотника от «Вертолетов России»
02:22
Роботы-дояры: в России стартует программа модернизации старых молочных ферм
02:20
Зачем Западу конфликт в Приднестровье: Додон раскрыл антироссийский план
02:19
Сотрудничество России и Никарагуа вызывает страх в США
02:16
Легендарный режиссер Эмир Кустурица признал Крым российским
02:14
Впускать или не впускать? Крым разделился по вопросу туристов из Украины
01:59
Огневая мощь САА: кадры разгрома позиций повстанцев в Айн-Тарма
01:58
Газовые козни Польши и Украины: ЕС отменил иски по Opal к Северному потоку-2
01:57
CNN предсказал неожиданный ответ России на новые санкции США
01:57
Свобода в интернете: о чем молчат либералы в России
01:56
Ополченцы рассказали о бойне под Донецком: весь «хлеб» собрали...
01:55
Планета обезьян: война, чепуха на постном масле
01:53
Браво маэстро! Николай Цискаридзе. О пятой колонне жалких иуд, и остальных продажных предателях россии !!
01:52
Подвиг командира Князя из ДНР: подорвался на гранате, лишь бы не к «укропам» в плен
01:51
Андреевскому флагу над Мировым океаном быть
01:50
Москва должна искать ответ на санкции и новые реалии мировой политики
01:49
Эдуард Лимонов: Почему Россию боятся
01:48
Модульные корветы усилили «морскими убийцами»
01:47
Сверхзащищенные Т-72Б3 поступили в легендарный 68 танковый полк
01:46
Завеса артогня остановит «джихад-мобили»
01:31
Почему до сих пор не найдены виновные в катастрофе MH-17
01:30
Трамп поддержал законопроект о новых санкциях против РФ
01:29
Курт Волкер посетил Донбасс. Что изменится после визита?
01:28
Петр Порошенко пустил Украину с молотка
01:27
С кем воевали наши предки?
01:25
Вести в 20:00. Воскресный выпуск. Итоги недели от 23.07.17
11:17
Волкер едет на Донбасс: Киев ультимативно отказывается от выполнения Минска-2
11:16
«Мова» для «быдла»
11:16
Сирийские войска вышли к южному берегу Евфрата
11:15
Бойня в Идлибе: «Аль-Каида» обретает огромное влияние, захватывая 30 городов и поселков, поглощая 15 исламистских банд
11:10
МИД ФРГ угрожает: турбины в Крым выводят немцев на чистую воду
02:16
Между США и Украиной ухудшились дипломатические отношения
02:13
«Мы их «Патриота» тоже не боимся»
02:04
Военные США бьют тревогу: Россию ждет прорыв в области искусственного интеллекта
02:02
Новости ЕС: в Германии борьба с экстремизмом, в России «подавление» свободы слова
02:01
Ан-124 «Руслан» уступит своё место «Слону»
02:00
Сара Хакаби Сандерс: «Я в настоящее время имею состояние благодати»
01:58
Документальный фильм: «Хакеры. Дымовая завеса»
12:02
Битва за Дейр эз-Зор: все или ничего
10:53
Не беси русского медведя
10:52
Русское оружие как инструмент политической борьбы
10:50
Почему Украина не Россия, а Порошенко не Путин
10:49
Штурм крепости ИГИЛ: Губительный огонь ВКС РФ и Армии Сирии деморализовал боевиков в Хаме
10:49
В Украине скоро могут закончиться патроны: военные эксперты оценили риски
10:48
ЕС рассмотрит введение санкций против Прибалтики и Украины за фашизм
Все новости

Архив публикаций

«    Июль 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
» » Заполярный ход

Заполярный ход

Заполярный ходВ арктических широтах России строится уникальная железная дорога.

Внезапная вспышка сибирской язвы на Ямале в первой декаде августа стала, как говорят эксперты, дополнительным аргументом для ускорения создания новой транссибирской магистрали «Северный широтный ход» (СШХ). Странная, на первый взгляд, связь – ликвидация эпидемии и железная дорога.

Но все становится на свои места, если услышать мнение губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина. Он особо подчеркивает, что «вакцинацию (животных) отменили в 2007 году согласно научным обоснованиям, которые утверждали, что при нашей почве на Ямале сибирская язва жить не может. Почему-то, имея самое большое стадо северных оленей (около 700 тыс. голов. – И.В.), было принято такое решение. Это было ошибкой, которая привела к вспышке сибирской язвы». А далее отмечает, что «то же было в 1941 году. Никто никогда не сжигал, не закапывал, не уничтожал, не бетонировал трупы животных, павших от сибирской язвы на Ямале - это надо признать. Справиться с бедой помогла железная дорога Обская - Бованенково (северо-западное ответвление СШХ около 530 км. - И.В.), потому что переброска войск для ликвидации последствий осуществлялась именно по этой ветке». Следовательно, убежден губернатор, «вспышка сибирской язвы подтверждает еще раз, что надо строить железную дорогу до порта Сабетта» (т.е. от Бованенково. – И.В.).

Надо сказать, что транссибирскую магистраль «Заполярный Транссиб» (ныне это «Северный широтный ход») начали строить еще в 1940-1941 гг., затем в 1947-1953 гг. продолжили, и к весне 1953-го было сооружено около трети трассы.

Тогда же стройку законсервировали. Предложения многих экспертов в 1970-х - начале 1980-х возобновить строительство наряду с модернизацией Севморпути замалчивались или отвергались в Москве. Скорее всего, потому, что в тот период сооружался БАМ, и почти все материальные и кадровые ресурсы направлялись туда.

Только в начале 2000-х, - в период разработки и утверждения «Стратегии развития железнодорожного транспорта России до 2030 года», - состоялись первые решения правительства и компаний-участниц проекта ОАО РЖД, «Ямальская железнодорожная компания», «Урал Промышленный-Урал Полярный», «Газпром», «Росжелдор» по проекту СШХ, реализация которого намечалась к 2017-2018 гг. Конкретные планы по возобновлению строительства дороги, одобренные правительством РФ, появились в 2003 г. Тогда была создана и «Ямальская железнодорожная компания» (ЯЖК), а в середине 2005-го руководство страны поставило задачу комплексного развития промышленности, энергетики и транспорта в ЯНАО и в целом в Уральском федеральном округе.

В том же году был разработан проект «Урал Промышленный — Урал Полярный» (УПП), куда включили СШХ. Затем в 2006 г. для реализации проекта УПП было учреждено ОАО «Корпорация Урал Промышленный — Урал Полярный» (с 2012 г. ОАО «Корпорация развития»). А с 2008 году проект СШХ включён в «Стратегию развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года». Но губернатор Дмитрий Кобылкин недавно заявил о необходимости создания ответвления к ямальскому порту Сабетта. А как же быть с остальной, т.е. основной частью СШХ? И, вообще, в целом с магистралью Обская - Надым-Коротчаево-порт Игарка?

Так вот, что касается города и порта Сабетта на северо-востоке Ямала, то здесь создаётся один из крупнейших в мире заводов сжиженного природного газа и терминалов по его экспорту. Так что и по этой причине требуется ответвление от СШХ - Бованенково-Сабетта (около 200 км), о чем и говорит глава ЯНАО. А основная трасса магистрали Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево (около 800 км) пронизывает Северо-Запад, Север Западной Сибири и выходит на Север Восточной Сибири.

В первой декаде июня с.г. было распространено сообщение, что строительство железной дороги Бованенково – Сабетта начнется в 2017 году, если, как отметил Д. Кобылкин, «не возникнет проблем на внешнем рынке». Правда, в 2011-м эту часть СШХ намечалось построить к 2015 г., затем срок перенесли на 2016-2017 гг., а всю СШХ планировалось сдать в эксплуатацию к 2020 году. Кроме того, к 2017-му ОАО «РЖД» планировало завершить строительство вторых путей на линии Тобольск — Сургут — Коротчаево (Свердловская железная дорога), чтобы увеличить скорость движения дорог примыкания в канун эксплуатации СШХ и обеспечить увеличение пропускной способности всей магистрали.

Но в 2016-м возникли проблемы с оператором проекта «Корпорацией развития». По заявлению губернатора Д. Кобылкина, «руководитель РЖД Олег Белозеров взял на себя ответственность по началу строительства и допроектирования дороги. У него в инвестпрограмме появилась строчка “Северный широтный ход”». Чиновник также заметил: «Мы теперь просто помощники и участники этого масштабного проекта». Можно предположить, что оператором проекта намеревается выступить само ОАО «РЖД», а «Корпорацию развития» отстраняют от этой функции. Как говорится, поживем – увидим, важно, чтобы дорога строилась.

Магистраль, по многим экспертным оценкам, позволит на 25-40% увеличить валовой внутренний продукт (в сравнении с уровнем 2014-2015 гг.) более чем 10 субъектов РФ - тех, через которые эта линия проходит, и тех, которые к ней примыкают.

Такой результат можно получить, во-первых, за счет освоения в этом обширном регионе крупных запасов высококачественных нефти, газа, железной, марганцевой руд, фосфоритов, руд цветных металлов (ванадия, кобальта, меди), драгоценных и полудрагоценных металлов, графита, слюды. А также - крупных запасов лесных, рыбных ресурсов. А в случае налаживания переработки этого разнообразного сырья рост ВВП тех же регионов прогнозируется на 35% - 60%. Вдобавок с учетом железных дорог примыкания будут обеспечены транспортно-экономические связи Западной, Восточной Сибири и Северного Урала по кратчайшим маршрутам с Северо-Западным, Центральным, Дальневосточным регионами страны и, конечно, с обширным - от Мурманска до Таймыра (согласно основной трассе СШХ) - Приарктическим районом РФ.

Во-вторых, в работы по строительству и текущему содержанию СШХ и примыкающих к ней припортовых стальных артерий фактически вовлечены свыше 40 предприятий страны, в основном сектора тяжелой индустрии. Свыше половины из них - это предприятия Урала, Сибири и Северо-Запада РФ. Рост загрузки всех этих предприятий обеспечен благодаря СШХ. А это тоже немалый вклад в увеличение ВВП задействованных и примыкающих субъектов Федерации. Словом, актуальность СШХ обусловлена не только недавней эпидемиологической ситуацией в ЯНАО.

Добавлю, что пропускная способность новой транссибирской железнодорожной линии на пятый год эксплуатации оценивается минимум в 11 млн тонн; на 10-й год – в 14 - 16 млн тонн.

Предусмотрено также в перспективе продление СШХ до порта Игарка на Енисее (примерно 400 км). При этом пропускная способность «Заполярного Транссиба» может достичь 35 млн тонн в год. Позднее намечено дотянуть дорогу к Норильску и к близлежащему арктическому порту Дудинка.

Конечно, реализация проекта СШХ требует колоссальных капиталовложений, не менее 200 млрд руб., что обусловлено, прежде всего, сложнейшими природными условиями. Вдобавок, западные санкции существенно затрудняют привлечение в данный проект иностранных займов и технологий. А в условиях небезызвестной в РФ «оптимизации» расходов, стартовавшей с середины 2014 г. ввиду резкого падения мировых цен на нефть, едва ли можно рассчитывать на ускоренное создание «Заполярного Транссиба». Потому глава ЯНАО и говорит: «… если не возникнет проблем на внешнем рынке».

Как бы там ни было, а бессрочные преимущества магистрали стоят того. Плюс к тому она будет сухопутным дублёром Севморпути, играя при этом самостоятельную роль.

Эта дорога нужна и в связи с геополитической обстановкой в Арктике. Кстати, железнодорожные линии к арктическому побережью или вдоль него уже далеко не первый год существуют в США (Аляска), Канаде, Скандинавии. Такие линии имеют не только важное экономическое, но и военно-стратегическое значение. Таким образом, роль «Северного широтного хода» для России переоценить трудно.

Игорь Валентинов





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


1 комментарий

  1. Маршал
    леонид жеребцов

    Главное ,решить все эти проблемы...

    +1

Новости партнеров


Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх