Лента новостей

00:00
Этот день в истории - 27 Февраля
21:31
В Киевских супермаркетах появились пункты вербовки в ряды ВСУ
21:31
Саудовская оппозиция в бешенстве от дипломатического дзюдо Дамаска
21:30
Культ личности Порошенко. Александр Роджерс
21:29
Немецкие танки перебросили в Литву для «сдерживания России»
21:06
Военные Игры в Сочи: "золото" в руках сборной России
21:05
Евровидение как диагноз
21:04
Украинские боевики пожаловались, что их заставили покинуть фильтровальную станцию
21:03
Украинские националисты открыли первый редут блокады на мариупольском направлении
21:02
Цэ Европа: Мусор из Львова
20:05
Хакеры Fancy Bears «слили» доклад о допинге в США
20:00
Эстония целит в коммунизм, но попадет в себя
19:57
Мой друг, посол России
17:59
Донбассу не оставили выбора
17:59
Михаила Касьянова облили зелёнкой на акции памяти Немцова в Москве
17:56
Вести недели с Дмитрием Киселевым от 26.02.17
17:55
Порошенко пообещал «не оставлять без поддержки» жителей Крыма
15:13
Мифы о Путине
14:44
Оккупирована ли Украина?
14:42
Смертельно опасные трюки Лукашенко: Президент Белоруссии встает на путь Януковича
14:41
Демократическая партия готовит провокацию против Трампа
14:39
ХПЛ – Хитрый План Лаврова
14:33
Несколько соображений о пользе (или, точнее, о вреде) кредитов
14:29
Forbes: Шведский нейтралитет: почему в детских садах Швеции больше нет «мальчиков» и «девочек»
14:23
Тадиф взят
14:19
Очень много воды
14:15
Отложенная угроза справа: настоящая хунта на Украине еще впереди?
14:14
Das Erste: немецкая разведка похвалила ФСБ за погранзоны с Белоруссией
14:13
Die Presse раскрыла «настоящих могильщиков европейской идеи»
14:10
Бог простит, хохол - нет
13:49
Крымские бандеровцы — инструкция по очистке
13:49
Боевики батальона «Азов» разрисовали краской российский банк в Одессе
13:48
За первый месяц президентства Трампа госдолг США снизился на $12 млрд
13:47
Кто залез своими лапами в Ливию
13:47
Саманта Пауэр в статье для NYT рассказала о дружбе с Виталием Чуркиным
13:46
Съезд пораженцев: В Киеве прошел форум «по деоккупации Крыма»
13:37
«В АТО есть что взять. Пахать дома скучно…»
13:36
Понавылазили
13:35
Поглумившийся над смертью Чуркина украинский депутат разбился в ДТП
13:34
ВКС и морская авиация запланировали получить за год 160 самолетов и вертолетов
10:28
Безопасность Украины — это и безопасность Польши
10:26
Особенности немецкого пития: сначала пиво, потом первач
09:59
Выживание в эпоху Трампа
09:57
Порошенко: «Я — украинский маршал Маннергейм»
09:55
Россия и Швейцария: пять неизвестных фактов
Все новости

Архив публикаций

«    Февраль 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728 
» » Путин и Эрдоган против либерального мира

Путин и Эрдоган против либерального мира

Встреча президента России Владимира Путина и президента Турции Реджеап Тайипа ЭрдоганаВстреча президента России Владимира Путина и президента Турции Реджеап Тайипа ЭрдоганаПо сути, в сближении президента России Владимира Путина с турецким лидером Реджепом Тайипом Эрдоганом нет ничего по-настоящему удивительного. Если присмотреться внимательнее и забыть об исторических отношениях Турции и США, у страны Эрдогана намного больше общего с путинской Россией, чем с Западом. Отношение к религиозным традициям (православие у Путина, ислам у Эрдогана), вертикальный (или даже авторитарный) характер власти, массовая (и явная) поддержка населения — все это куда больше сближает, чем разделяет их.

Как известно, Путин не первый год ведет почти метафизическую борьбу с западными и универсалистскими представлениями о мире. Он считает (причем, не без нескольких довольно весомых аргументов) подобное мировоззрение невежественным или даже презрительным отношением к сути политики, то есть существованию независимых сообществ, которые движутся собственным историческим путем.

Таким образом, в заявлениях и действиях Эрдогана и Путина есть моменты, которые явно перекликаются с тезисами великого немецкого юриста Карла Шмитта (Carl Schmitt, 1888-1985) автора одной из главных книг по политической теории ХХ века: «Понятие политического». Перед тем, как продолжить, отметим, что Карл Шмитт серьезно скомпрометировал себя связями с нацизмом, хотя поначалу и выступал в защиту Веймарской республики от Гитлера.
 
Так что же говорит Шмитт? Что либеральный мир не понимает того, что представляет собой самую суть существования политики: оппозицию друг/враг, то есть потенциальную возможность конфликта, который ставит на кон выживание народа и сообщества. Для Шмитта либеральный индивидуализм в том виде, в каком он получил развитие на Западе, представляет собой отрицание политики, потому что вводит «политическую практику недоверия по отношению ко всем остальным политическим силам и всевозможным режимам», «полемическое противопоставление, касающееся ограничений личных свобод государствами». Шмитт делает из этого вывод, что либеральной политики не существует, а есть лишь «либеральная критика политики». Либеральная система, продолжает Шмитт, требует, чтобы «человек оставался началом и концом всего», тогда как «любая угроза для принципиально неограниченной личной свободы, частной собственности и свободной конкуренции называется насилием и, следовательно, злом». В либеральной концепции «народ — это публика со своими культурными 
потребностями, либо, с другой стороны, совокупность работников и трудящихся или масса потребителей». В такой перспективе «суверенитет и мощь государства становятся пропагандой», то есть дискредитируются. Либерализм дает начало «эпохе нейтрализации и деполитизации». Здесь также стоит вспомнить знаменитую первую фразу другой книги Карла Шмитта «Политическая теология»: «Суверенен тот, кто принимает решение о чрезвычайном положении». Концепция сильных политических решений, само собой разумеется, далека от порожденной европейскими либеральными теориями концепции правового государства. 

Ознакомившись с этой впечатляющей критикой либерализма, понимаешь, насколько она актуальна сегодня. Западный мир медленно, но верно деполитизировался, отказавшись принимать сложные решения из страха, что это может поставить под угрозу личные свободы (пусть даже для этого и есть серьезные причины, в частности психологическая травма после тоталитаризма ХХ века). Политический суверенитет, то есть способность народа решать свою историческую судьбу и при необходимости выступать против других народов, уступил место универсалистской концепции мира, где каждый является в первую очередь представителем человечества, а не отдельных сообществ. Но любой, кто «говорит "человечество”, задумал обман», — предупреждает Шмитт. Ведь политический мир не однороден, а разнообразен. Обратное означало бы исчезновение государства и политики, а также доминирование одной державы над всеми остальными. В этом-то и заключается суть проблемы универсализма: Запад мнит себя единственным, кто вправе решать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», по своим собственным критериям. В этом можно легко убедиться на примере его реакции на поведение Эрдогана после неудавшегося путча и стабильного осуждения авторитарных наклонностей Путина. 

Мы вовсе не пытаемся защищать Путина и Эрдогана. Но они оба по-своему (и с явными злоупотреблениями, которых тут никто не отрицает) воплощают политическое видение человеческой истории. Они отвергают западную либеральную модель и принимают решения, которые могут идти вразрез с защитой некоторых личных свобод. Они отстаивают национальный суверенитет перед лицом западных универсалистских тенденций. После путча Эрдоган произнес такие символичные слова: «Суверенитет принадлежит нации». А Путин несколько лет назад подчеркнул, что национальный суверенитет является вопросом жизни и смерти для россиян. Оба государственных деятеля выстраивают национальную мифологию с опорой на потенциальный конфликт и неотменимость людских сообществ (пусть даже Эрдоган ловко обращает против Запада его же демократические ценности, как это было видно в удивительном интервью Le Monde на этой неделе). 

Шмитт упоминает поразительную фразу, которую он приписывает одному немецкому поэту: «Враг — это олицетворение нашего собственного вопроса». Так, Путина и Эрдогана можно представить как две зеркальных фигуры, которые отражают наше страшное отречение, отречение от политики.
 
Матье Слама (Mathieu Slama)
Фото: AP Photo, Alexander Zemlianichenko





Опубликовано: Gladiator     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх