Лента новостей

23:10
Много ли Путин сделал для России? А ты сам больше сделал для неё?
22:45
Бразилия ищет замену Украине в космической отрасли
22:44
Таллин зондирует почву на предмет улучшения отношений с Москвой
22:43
Запад тихо «сливает» Сирию
22:42
Что Запад приготовил для Азии
22:36
Отправкой «Апачей» в Европу США делают намек российским танкистам
20:57
Американские СМИ признали преимущества «Калибров» перед «Томагавками»
20:56
Страны НАТО теряют Нидерланды
20:56
США: детям не место в Белом Доме
20:54
Цена переговоров по Сирии в Астане оказалась слишком велика
20:53
СМИ Германии рассказали, как Россия будет «дискредитировать Меркель»
20:52
Решение Трампа о выходе из ТПП будет иметь глобальные последствия
20:50
Польша вспомнила о дружбе с Россией
20:49
Крылья антитеррора: к чему приведет сотрудничество РФ и Турции в Сирии
17:40
Европа пробуждается. Венгрия «выпорола» Украину и пригрозила санкциями
17:37
Работодатели отказались от услуг Femen
17:36
В Киеве опять запахло паленым: автомайдановцы жгут шины за право ездить на б\у тачках
17:34
На защиту Польши отправили дырявые танки
17:31
Крым взять без боя и утопить в крови – планы киевских «стратегов»
17:29
ВКС России заставили «взлететь на воздух» конвой ИГИЛ
17:28
ЦБ и Минфин сделали предупредительный выстрел по рублю
17:27
Горящий танк Т-90 в Сирии: что это было?
17:25
Глазьев о провальных перспективах ЕАЭС
17:24
Козыри Трампа
17:23
Ядерный китайский подарок для Трампа
17:20
Как Украина устраивает провокации на крымском направлении
16:35
Немецкие войска в Литве: подготовка очередного похода на Восток
15:27
В Беларуси создают аналог правого сектора
12:02
Кадыров рассказал, как служат чеченские военные в Алеппо
12:01
25 неизвестных фактов об Александре Сергеевиче Пушкине
12:00
Главная буржуинская тайна
12:00
Ювеналы против всех
11:59
Дегенераты
11:58
Воевавшие против Новороссии россияне получили то, на что напрашивались
11:58
Опасные связи: в Польше озабочены дружбой Трампа с Россией
11:57
Украинцы продолжают бежать со своей родины из-за кризиса
11:56
В села Крыма проведут интернет
11:56
Фермеры засыпали Евроквартал Брюсселя сухим молоком
11:55
Президент ПАСЕ призвал безоговорочно вернуть Россию в Совет Европы
11:55
На третьем году Майдана украинцы начали что-то подозревать…
11:54
Выступающего с антироссийских позиций кандидата в президенты Франции обсыпали мукой и попытались дать оплеуху
11:54
В Госдуме предложили ужесточить ответственность для педофилов
11:52
Нефтяная угроза: США взялись за бур
11:51
WSJ: Американские бронемашины прибыли в Польшу "подбитыми"
11:50
Для некоторых российских авиалайнеров господдержка бессмысленна
Все новости

Архив публикаций

«    Январь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
» » В первом боевом вылете пулемет не трогай

В первом боевом вылете пулемет не трогай

В первом боевом вылете пулемет не трогайВ плохих книгах о летчиках Великой Отечественной войны воздушные стрелки наших бомбардировщиков, штурмовиков и транспортных машин легко и просто сбивали немецкие истребители, едва успев подняться в воздух. Очередь, другая – и «падает фашистский стервятник, объятый пламенем». На самом деле в первом боевом вылете очень непросто было не то что сбить врага, а хоть что-нибудь понять в происходящем.

Владимир Местер, стрелок-радист на штурмовике Ил-2 так описывал свой первый боевой вылет: «Таких необученных как я (я даже парашют не умел одевать!), сажали на головные самолеты – мы же ничего не видим, а стрелок замыкающего самолета – самый важный. Меня посадили в кабину, я пристегнулся, чего потом никогда не делал, и мне говорят: «Вот тебе пулемет. Он в чехле. Его не трогай! Сиди и смотри по сторонам». Вот так первый раз в воздух я поднялся прямо на боевой вылет. Сижу, смотрю – кругом все крутится, сверкает, красивые облачка разрывов вокруг – как в кино. До того интересно, что я аж рот открыл и разглядываю – ничего не понимаю! Страшно не было – я просто не знал, что надо бояться. Обратно прилетели. С непривычки немного подташнивает. Вылез из кабины. Подошел к командиру, Мише Чекурину, и говорю: «Товарищ командир, рядовой Местер первый боевой вылет совершил». - «Хорошо. Давай, рассказывай, что ты там видел. Ты видел, как нас атаковали «Мессеры»? - «Не знаю. Я видел, что самолеты кружатся». - «А ты видел, когда ведомого сбили?» - «Понятия не имею». Сбили одного из шестерки. Бой был тяжелый, а мне казалось, что это кино. Я же ничего не понимаю. Стрелки, как и летчики чаще гибли в первых вылетах. Когда стрелок сделал десяток вылетов, есть надежда, что он будет еще жить, хотя это не всегда от него зависело. Вот так я вылетов пять-семь сделал, прежде чем стал немного понимать, что к чему. Ребята помогли пулемет освоить – это было в их же интересах. Ведь мы друг друга прикрывали. Помогал механик по вооружению, рассказывал о возможных неисправностях, показывал, как действовать при обрыве гильзы». 

Неслучайно Местер упомянул про десять вылетов. Тех стрелков, которые оставались в живых после десяти штурмовок, награждали медалью «За отвагу». После пятнадцати – орденом «Красной Звезды». 

Вот после первых, самых опасных вылетов и начинал вырабатываться профессионализм.  Например, в отношении к оружию: «Это должны делать оружейники, но мы свой пулемет старались обслуживать сами. Перед посадкой стараешься натянуть на него чехол, чтобы не запылился. Разбирали, чистили и смазывали сами – это же наша жизнь! Сами вручную набивали патронную ленту. Хотя разрывные не разрешали использовать, но мы и их каждым десятым ставили, а трассирующий – каждым третьим». 

Но, может быть, это был единичный случай, когда неопытный воздушный стрелок в первом бою даже не понял, что происходило? Да нет, есть такие примеры в воспоминаниях.

В чрезвычайно интересных мемуарах С.Н. Иконникова «Война глазами авиаинженера», например, есть такой эпизод: «За два с половиной года службы инженером в авиационном полку мне с перерывами в общей сложности более года приходилось совмещать две должности – инженера по вооружению и начальника воздушно-стрелковой службы. Исполнение последней должности требовало проведения занятий с летным составом по воздушной стрельбе, анализа ошибок при прицеливании и ведении огня, при этом затрагивались и вопросы тактики. Эффективность занятий по воздушно-стрелковой подготовке, проводимых во фронтовых условиях инженером, не летавшим на боевое задание, была крайне низкой. Активности на занятиях летчики не проявляли, а на лицах многих можно было прочесть – легко все это рассказывать на земле, а побывай-ка с нами в бою!  Командир полка мое желание понимал и поддерживал. Правда, напоминал, что время и средства на подготовку инженера и воздушного стрелка затрачиваются различные, да и инженер по вооружению в полку всего один».  Авиаинженеру все же удалось отправиться в боевой вылет: «На задание воздушным стрелком меня определили к ведущему шестерки капитану Сало. Прошло много лет, а первый полет запомнился в деталях. Предстояло уничтожить живую силу и технику противника на окраине населенного пункта. При перелете линии фронта нашу группу обстреляли мелкокалиберная зенитная артиллерия и зенитные пулеметы. Казалось, что огонь очень плотный и что все трассы направлены только в наш самолет. Хотелось подробнее рассмотреть оборонительные сооружения противника, движущиеся транспортные средства, возможно точнее зафиксировать результаты штурмового удара. Но командир экипажа трижды напомнил: главное следить за воздухом и быть готовым к отражению атаки истребителей. Истребители противника не появились. Использовать крупнокалиберный пулемет для стрельбы по наземным целям не сумел – времени на прицеливание не хватило». 

Опытный авиаинженер Иконников вовсе не успел открыть огонь по наземным целям – времени прицелиться не хватило. Первый вылет – ничего не поделаешь. Опыт накапливался с каждым полетом: «После нескольких боевых вылетов я гораздо с большим авторитетом мог анализировать ошибки летчиков в воздушной стрельбе, особенно тогда, когда совместно с другими стрелками удалось отразить атаку истребителей Ме-109».

Лишь тем, кто выжил в первых, самых опасных вылетах, довелось стать опытными воздушными бойцами и описывать победы в мемуарах: «Стремлюсь взять в прицел истребитель. Ничего не выходит! Немец атакует под большим углом, вертикальный угол обстрела моего пулемета не позволяет стрелять по нему. Я мгновенно сбрасываю сиденье, становлюсь коленями на пол кабины, доворачиваю пулемет вверх. Теперь истребитель противника попадает в прицел. Но огня не открываю умышленно. Решаю подпустить поближе, надеясь, что противник не поймет мои действия. Истребитель все ближе и ближе... 800 метров, 600, 400... Тщательно прицеливаюсь и выпускаю длинную очередь, огненная трасса упирается в самолет противника, тот не успевает открыть ответный огонь, вспыхивает и, объятый пламенем, несется на наш «ил». У меня мороз по спине: «фоккер» хочет таранить нас?! Но Коновалов (пилот – авт.), услышав мою очередь, резко рванул самолет вправо, и горящий «фокке-вульф» пронесся рядом».  Это эпизод из воспоминаний воздушного стрелка Георгия Литвина. Одного из тех, кто сумел стать профессионалом воздушной войны, способным за считанные секунды найти единственно верное решение в ситуации, когда «ничего не выходит».

Максим Купинов





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх