Лента новостей

20:15
Русская мать финской культуры
20:11
Спокойный сон севастопольской совести
18:42
Десять лет холодной войны Путина
18:26
Зрада Трампа или зачем Дональду Порошенко?
18:24
Санкции против России доводят французских фермеров до самоубийства
18:23
Где еще прорвет? Пугающий анализ изношенности американских плотин
18:21
Вести недели с Дмитрием Киселевым от 19.02.17
14:33
Большевики захватывают Киев – архивы 1918 года
14:30
Испытания новых образцов ВВСТ в условиях Арктики
14:18
Братья по визе
14:15
Первый шаг к свободе Новороссии
14:13
Дипломатическое объявление войны
14:09
Аутодафе для львовского «Беркута»
14:04
Русский язык для русскоязычных жителей Украины — это не язык оккупанта
14:02
Ультиматум Меркель
14:01
Лавров счел «странноватой» идею отменять сейчас визы с Грузией
14:00
Эдуард Лимонов: Коллапс Америки
14:00
Что стоит за признанием паспортов ДНР и ЛНР
13:59
В Арктике начались испытания новой и перспективной техники для российской армии
13:53
Израиль ввел наземные войска в Сирию и вступил в бой с ИГИЛ
11:40
Техника на грани ненужности
11:17
«Тополь-М» и Minuteman III. К давнему спору о ракетах
11:00
Захар Прилепин о правде, пятой колонне и войне
10:43
Итоги недели. «Не ходите, дети, в Африку гулять!»
10:32
На позициях украинской армии самоподорвались два крупных кондиционера
10:28
США весной направят около 1000 военнослужащих в Польшу
10:21
Документы решают всё. Новые граждане России из ДНР и ЛНР ждут вежливых людей?
10:16
Страны НАТО меняют методички. Русский, пришло твое время!
10:13
Счастливый хохол – обиженный хохол
10:09
Иван Охлобыстин: «Аплодирую стоя!»
10:07
Ультиматум Меркель
10:04
Порошенко отреагировал на указ Путина о признании паспортов ДНР и ЛНР
10:02
Мощнейший бой под Дебальцево, позиции ВСУ ровняют с землей
09:39
Отставка Флинна: факты и инсинуации
09:36
В Санкт-Петербурге прошло межведомственное совещание по вопросам обеспечения безопасности мореплавания
09:26
В РФ больше не любят Белоруссию
09:22
НАТО хочет в Смоленск
09:19
США будут призывать Россию к ответственности
09:16
«Першинги» летят в Европу
09:14
Трамп молчит — Москва наступает
00:00
Этот день в истории - 19 Февраля
21:58
Лавров заявил, что нужно восстановить военное сотрудничество с НАТО
21:51
Принуждение к миру: Президент РФ подписал указ о признании документов жителей Донбасса
21:50
Трамп решил окончательно похоронить F-35
21:48
Лавров не дал Мюнхену стать площадкой безответной критики
Все новости

Архив публикаций

«    Февраль 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728 
» » Столкновение цивилизаций: что идёт на смену западной глобализации?

Столкновение цивилизаций: что идёт на смену западной глобализации?


На фоне тех проблем, которые испытывает Евросоюз, всё очевиднее, что Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) не просто состоялись, но явили миру принципиально новый тип международного взаимодействия.


Стратегическая ошибка Запада


Cмогут ли названные интеграционные объединения стать привлекательнее, а значит, и устойчивее Евросоюза? И где гарантия, что ЕАЭС и ШОС не повторят путь Объединённой Европы – в том смысле, что их ждёт добрососедство и процветание, а не утрата суверенитета и воспроизводство нацистских практик? Названные вопросы были поставлены автором этих строк в минувшую субботу в докладе на Международной конференции по культурному наследию Сибири (секция ШОС), организованной правительством Республики Хакасия совместно с Министерством культуры России.


Для того чтобы оценить перспективы ключевых евразийских структур, нужно понимать, что, к примеру, ЕАЭС – объединение локального типа, не претендующее на мировое доминирование, о чём российское руководство не раз предупреждало своих западных «партнёров», ошибочно рассматривающих ЕАЭС как альтернативу Евросоюзу и американской гегемонии, а потому взявших курс на противодействие евразийской интеграции.


Полагаю, что реализация проекта «Восточное партнёрство», поддержка госпереворота на Украине, объявление экономических санкций по отношению к России, продвижение НАТО на восток и т. п. – все эти и некоторые другие действия Запада были направлены на то, чтобы ЕАЭС не состоялся.

 

Запад совершил стратегическую ошибку, неадекватно оценив угрозы своей гегемонии с востока и увидев в ЕАЭС не партнёра, а конкурента и геополитического противника. В действительности определённой альтернативой ЕС является Шанхайская организация сотрудничества, против которой Евросоюз, НАТО и США бессильны во всех отношениях. На сегодня ШОС объединяет 8 государств Евразии (если считать проходящие процедуру присоединения к ней Индию и Пакистан); 4 страны участвуют в её работе в статусе наблюдателя и ещё некоторое количество государств стоит в очереди на участие в ШОС в том или ином качестве. По факту, ШОС – крупнейшая в мире трансрегиональная интеграционная структура, объединяющая половину населения планеты.


Между тем, главными её характеристиками являются не количественные, а качественные параметры и прежде всего множественность и многообразие культур цивилизационного уровня.

 

В ШОС представлены несколько десятков локальных самобытных евразийских и азиатских социокультурных общностей и уже как минимум девять цивилизационных мегакультур: российская православная, китайская конфуцианская, тибетская, тюркская суннитская, тюркская тенгрианская, индуистская, персидско-шиитская, российская буддистская, китайская мусульманская.


Подобная палитра культур и субкультур, и в том числе языковое и конфессиональное многообразие, актуализирует не только содержание и сам процесс культурного взаимодействия стран и народов ШОС, но также проблему рисков. Учёт возможных рисков – не праздный вопрос, и за примерами негативных последствий игнорирования потенциальных угроз далеко ходить не нужно. Нынешний кризис Евросоюза и всей западной системы ценностей – наглядный пример того, к каким последствиям приводят системные ошибки на старте интеграции.


Интеграция, но не смешение


Известный советский и российский философ-логик Александр Зиновьев ещё лет 30 назад, описывая в своей знаменитой книге «Запад. Феномен западнизма» возможные последствия конвергенции западной и советской общественных систем, предлагал различать два основных способа межгосударственного объединения: интеграцию и конвергенцию.


Интеграция предполагает такое взаимодействие участников объединительного процесса, которое происходит без утраты ими своих сущностей и подразумевает единство культур в их самобытном и суверенном многообразии. Она предполагает взаимную выгоду и разного рода паритеты в сотрудничестве без смешивания культур: как, к примеру, соединение трёх чистых цветов в равном объёме на российском флаге.


Конвергенция, напротив, предполагает взаимослияние культур и их смешивание с последующей утратой участниками объединения своих изначальных сущностных признаков и свойств. Так, при смешении цветов триколора: белого, синего и красного – получится в итоге светло-фиолетовый цвет, то есть нечто принципиально новое, в то время как изначальные цвета-сущности исчезнут.


К сожалению, в пространстве ШОС мы видим сегодня не только интеграционные процессы, но и конвергенцию, которая осуществляется через смешение культур, например, в приграничных регионах, где по факту происходит поглощение сильными странами малых стран с их последующей ассимиляцией. (Так, белый и синий цвета в триколоре – если их мало – постепенно и без остатка растворяются в красном цвете, если его много).


Подобный тип взаимодействия может устраивать Китай и Индию; с ним может согласиться и Пакистан; однако же конвергенция в пользу крупных культур, очевидно, не устроит большинство стран – членов ШОС.

 

Мы видим сегодня, как происходит китаизация российских дальневосточных регионов, а также примыкающих к Китаю районов Киргизии, Таджикистана и Казахстана, катализирующая рост протестных настроений у коренных народов (здесь достаточно вспомнить массовые волнения в Казахстане весной с. г. по поводу якобы готовящейся скупки Китаем казахстанских земель). Не может не вызывать вопросов и исламизация (в том числе в радикальных форматах) ряда стран Центральной Азии под воздействием их крупных соседей с юга.


Таким образом, вопросы, связанные со взаимодействием культур стран и народов ШОС, куда более сложны и ответственны, чем, к примеру, вопросы чисто экономического сотрудничества. Что требует от государственной власти и региональных элит сверхвнимательного отношения к социокультурной политике. Кампанейщина в интеграции недопустима, как недопустимы спускаемые сегодня в регионы правительственными структурами разнарядки «по интеграции», предполагающие, сколько и чего должно быть в них сегодня внедрено китайского, а завтра, видимо, турецкого.


Альтернатива будущего


Но как обеспечить такое взаимодействие евразийских государств, которое предполагало бы сохранение и укрепление культурной целостности и самобытности всех его участников? Как обеспечить «единство в многообразии», которого не хватает сегодня в Евросоюзе? Важнейшее условие сохранения, например, российской культуры (культур российских народов) в процессе евразийской интеграции – это её осмысление, рассмотрение и развитие как, прежде всего, уникальной цивилизационной культуры, обладающей вполне конкретным набором паттернов (сущностных признаков), определяющих её гомогенность, оригинальность и устойчивость.


Аналогичным образом (в парадигме взаимодействия цивилизаций) следует рассматривать и иные культуры в пространстве ШОС.


Цивилизационное измерение интеграционных процессов должно стать важнейшим условием эффективного социокультурного сотрудничества стран – членов ШОС. Подобное измерение предполагает выявление и описание цивилизационных мегакультур, а также культур государств и внутренних автономий с последующим построением «матриц» социокультурных признаков и их носителей в виде реестров культурно-исторических памятников с конкретными статусами.


На втором этапе интеграционного процесса необходимо осуществить сравнительный анализ социокультурных матриц взаимодействующих стран и цивилизаций.


После этого следует выявить и описать блок комплементарных (непротиворечивых, взаимосочетающихся) ценностей и традиций с соответствующим наполнением конкретным содержанием такого понятия, как «евразийские ценности», – по аналогии с понятием «европейские ценности».

 

С последующим продвижением (уже на третьем этапе) евразийских ценностей в ШОС и в мире.


Ключевая комплементарная социокультурная ценность стран – членов ШОС, базирующаяся на цивилизационном подходе, – это многополярный мир. Названный императив исключает наличие в евразийских интеграционных объединениях (ЕАЭС, ШОС и др.) политического центра в лице какого-либо «исключительного» государства, диктующего всему миру свои ценности как «лучшие» и «единственно правильные».(http://ria.ru/analytics/20160317/1391628897.html) Евразийские сообщества развиваются как объединения суверенных государств и цивилизаций, выстраивающих взаимодействие на паритетных принципах.


ШОС – это сеть, а не пирамида. И это принципиально иной тип интеграции и мироустройства в сравнении с той моделью глобализации, которую предлагает и навязывает миру Запад.

 

Ориентация на многополярный мир предопределяет такой общий для стран – членов евразийских сообществ императив, как табу на насилие во внешней политике. В отличие от Евросоюза и США, сделавших ставку на силовое утверждение западных ценностей, страны ШОС утверждают свои евразийские ценности, исходя, в частности, из того опыта добрососедских и интернационалистских отношений, который имеется в ЕАЭС и в многонационально-поликонфессиональной России.


Исключением из этого табу может быть только согласованная борьба с международным терроризмом и экстремизмом в виде нацизма, религиозной нетерпимости и т. п. Что также может и должно стать общим для стран – членов ШОС императивом.


Очевидной комплементарной социокультурной ценностью входящих в ШОС государств является поддержание традиций и, следовательно, традиционных культур, вытекающее из принципиально иного, чем на Западе, понимания категории «прогресс» и выражающееся в сверхответственном отношении к мировой и национальной истории и народной памяти.


С названным императивом связана и такая, например, комплементарная евразийская ценность, как традиционная семья. Эта ценность – безусловный приоритет для всех стран – членов ШОС, принципиально отличающий их от стран, входящих в Европейский союз, вынужденных придерживаться специфических конъюнктурно-потребительских взглядов на гендерный вопрос.


Названные выше в качестве примера, а также ещё с десяток общих для евразийских стран ценностей – та основа, на которой могут и должны быть выстроены Шанхайская организация сотрудничества и другие евразийские объединения. Это те принципы, которые минимизируют будущие риски в развитии ШОС и ЕАЭС и предполагают утверждение сначала в Евразии, а затем и на планете Земля принципиально иного мироустройства в сравнении с тем, что предлагает ей сегодня «цивилизованный» Запад.





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх