Лента новостей

00:00
Этот день в истории - 9 Декабря
22:01
«Трибунал по бывшей Югославии — ошибка России»
21:57
Россия возвращается на Ближний Восток
21:52
«Жандарм» не справился с ролью
21:44
Россия поймала попутный ветер
21:39
Американцы запутались в своем вранье про Сирию
21:36
Союз распался, «совок» остался
21:33
Командировка на войну в один конец
21:30
Украина: греть Европу или себя?
19:08
Путин наградил орденом Мужества военных медиков, погибших и пострадавших в Сирии
19:08
СМИ: боевики Джебхат ан-Нусры запросили эвакуацию из Алеппо
19:07
Индекс ММВБ впервые в истории превысил 2200 пунктов
19:04
Сделка по «Роснефти» знаменует новый уровень влияния России в мире
16:10
Внезапная рокировка. Европа заставит Киев отменить антироссийские санкции
16:08
Козырная карта России: чего боятся США и Германия в Алеппо
15:40
Новак объяснил, почему ОПЕК не пригласила США на переговоры в Вене
15:36
Техмаш рассказал о российско-индийском производстве боеприпасов
15:35
Сила искусства
15:27
Крым вернул Украине более тысячи тонн продуктов
15:26
Путин подписал указ о присуждении госпремии Доктору Лизе
15:24
Для студентки Карауловой запросили показательный срок
15:22
Синдром камикадзе. На что способен ядерный Киев?
15:21
Стало известно, какие батальоны чеченского спецназа будут охранять российскую авиабазу в Сирии
15:19
Американский спецназ попал в окружение в Алеппо
15:18
Зачем Катар вошел в Роснефть?
15:17
Для чего советник Трампа Картер Пейдж прибыл в Москву?
15:16
Ляшко набросился на посла ЕС: Нам уже 11-й год морочат голову!
15:15
«Это как если бы Боинг умел садиться на воду»: Что думают иностранцы о русских «Альбатросах»
13:41
История очередной провокации против Вооруженных Сил Беларуси или кто стоит за демаршами «белорусского национального конгресса»
13:41
Скоро Парламент Беларуси ответит, важна ли армия для страны
13:02
Предательство царя? Попса взялась за историю
12:55
Бойцы невидимого фронта: СБУ-ВСУ провалили «штурм» Мариуполя
12:46
Марион Ле Пен: «Части пазла приходят в правильное положение»
12:38
Жизнь и смерть Старого города: первые кадры из освобождённых кварталов Алеппо
12:37
Коалиция США разбомбила госпиталь в Мосуле
12:36
Зенитно-ракетные комплексы С-400 заступили на дежурство на северо-западе России
12:35
Глава Генической райадминистрации начал психическую атаку на Крым
12:35
Запишите: безвиз в январе. Порошенко вновь обещает своим осликам европейскую морковку
12:31
В США рассматривают варианты, при которых Украина откажется от претензий на Крым
12:31
Катар становится собственником «Роснефти»
12:29
Будущий глава Пентагона Джеймс Мэттис сделал первое заявление в адрес Путина
12:27
СМИ сообщили подробности инцидента с Су-33 на «Адмирале Кузнецове»
12:25
Как считать будем: инциденты на авианосце «Адмирал Кузнецов» и опыт ВМФ США
12:25
Порошенко слишком много знает
12:24
Ходорковский снова в деле
Все новости

Архив публикаций

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
» » Мир достаточно велик для США и России

Мир достаточно велик для США и России

Дилма Русеф, Нарендра Моди, Владимир Путин, Си Цзиньпин, Джейкоб Зума на неформальном саммите БРИКС в рамках саммита G20 в АнтальеДилма Русеф, Нарендра Моди, Владимир Путин, Си Цзиньпин, Джейкоб Зума на неформальном саммите БРИКС в рамках саммита G20 в АнтальеВ предстоящие 10 лет внешняя политика США наверняка будет сосредоточена на решении задачи по налаживанию отношений среди жестких и амбициозных великих держав, которые полны решимости хотя бы частично сместить баланс сил в свою сторону и прочь от Америки. В данный список входят не только Китай и Россия, но и такие страны, как Бразилия, Турция, Индонезия и Индия, которые являются демократиями на этапе становления и вполне ответственными и заинтересованными сторонами в нынешней системе, однако требуют для себя больше прав и полномочий. Это вызов, который кажется естественным реалисту, наблюдающему за все более многополярным мировым порядком, где усиливается конкуренция. Но важно понять, насколько новым и непривычным такой вызов станет для Соединенных Штатов, ибо в мире просто не существует современной аналогии улаживанию таких калейдоскопических отношений между множеством амбициозных великих держав.

Этот вызов порождает две доминирующие и противоположные опасности. Первая опасность — что Соединенные Штаты недостаточно серьезно отнесутся к возникающему соперничеству, особенно с Китаем и Россией, и не сумеют уравновесить региональные амбиции этих двух государств. Вторая опасность — что Вашингтон, привыкший руководить им самим созданным миропорядком, преувеличит угрозу со стороны Китая и России, проявляя все большее недовольство и раздражение нежеланием других ведущих держав послушно выполнять все требования и указания США.

Недавний очерк Томаса Грэма (Thomas Graham) об урегулировании отношений с Россией, появившийся на страницах The National Interest, стал желанным антидотом от таких крайностей. Автор детально рассказывает о том, как следует двигаться вперед, и предлагает разумные политические советы. Среди прочего Грэм поднимает вопрос, заслуживающий более обширной дискуссии: насколько важно и ценно помещать американскую политику по отношению к России в рамки основанного на системе правил международного порядка. Грэм в этом плане весьма пессимистичен. Он признает, что интеграция России в евроатлантическое сообщество сегодня «вне досягаемости», так как Москва «все активнее оспаривает мировой порядок, которым руководят США». Безусловно, шансы на вступление России в евроатлантические институты в качестве полноправного члена на сегодня невелики. Тем не менее, Соединенные Штаты могут использовать структуры послевоенного порядка, чтобы признать российские озабоченности, дать Москве право голоса и в конечном счете повлиять на ее поведение. Такой подход к России и к любой другой великой державе в итоге будет более эффективен, если в его основу положить правила, нормы и институты, ставшие определяющими в послевоенной глобальной системе.

Такой порядок был порожден идеалистической надеждой времен Второй мировой войны на то, что миром после войны будут управлять установленные правила. В нем было множество элементов, которые в ряде случаев действовали глобально (например, система Организации Объединенных Наций), а в других были доступны любому, кто соглашался на конкретный набор правил (скажем, Всемирная торговая организация). А еще были случаи, когда эти элементы обеспечивали укрепление порядка среди демократий, основанных на общих ценностях (скажем, Европейский Союз и НАТО). Важнейшей идеей такого порядка было усвоить уроки 1930-х годов и не допустить экономический хаос с геополитической конфронтацией, которые привели к войне, формируя предпочтения и поведение государств.

Такой порядок стал архитектурой большой стратегии США и сыграл важную роль в достижении американских целей. Сам по себе он не обеспечил мир и процветание, но осуждать его по этой причине было бы несправедливо — ведь компоненты такого порядка изначально должны были сопровождаться глобальной экономической интеграцией и поддерживаться американской военной и дипломатической мощью. С такой точки зрения элементы послевоенного порядка легко встраиваются в важную линию реалистичного мышления. Государства могут по-разному обеспечивать свои интересы, в том числе посредством сотрудничества, которое иногда принимает узаконенный характер в рамках международных организаций и находит свое отражение в виде общепризнанных и повсеместно соблюдаемых норм.

Такой порядок также отражает классическую конструктивистскую мысль о государственных целях: великим державам нужно нечто большее, чем материальные достижения. Им необходимо признание, престиж и положениев общей мировой системе. Наделенный законным статусом порядок может обеспечить подходящие средства для достижения такого положения, подавая четкие сигналы о членстве и взаимном уважении. Нормы поведения отчасти получают развитие за счет того, что государства желают оставаться «членами клуба» и стараются избежать того клейма позора и стыда, которым их награждают за нарушение принятых правил.

Все это указывает на потенциальную выгоду от создания гибкой и дифференцированной американской стратегии в отношении наиболее амбициозных, а порой враждебных соперников в рамках основанного на правилах и нормах порядка.

В Вашингтоне о России (или как минимум о режиме Владимира Путина) все чаще думают как о вероятном противнике и бессердечном враге ведомого американцами мирового порядка. Не может быть сомнений в том, что Россия каким-то образом свернула за угол, несколько лет поносившись с идеей интеграции в западных институтах. Путин усилил критику в адрес управляемых из США институтов и активизировал действия России по дестабилизации таких ключевых организаций, как НАТО и ЕС. Его действия на Украине стали нарушением центральных норм такого порядка.

Однако, как детально показывает Грэм, несмотря на неоспоримую враждебность Москвы, у Соединенных Штатов и России сохраняются важные общие интересы. Они сотрудничают ограниченно, но в важных областях, начиная с контртерроризма и нераспространения, и кончая глобальными экономическими вопросами. Хотя Москва выражает глубокое недовольство теми элементами порядка, которые она считает опасными, скажем, продвижение демократии в Восточной Европе под руководством США, российские лидеры постоянно подчеркивают значимость системы ООН, тех принципов, которые распространяются на всех (в том числе, на Соединенные Штаты), и прочие преимущества базирующегося на системе правил порядка. Россия не пытается навязать миру какую-то универсальную идеологию, и никто сегодня не беспокоится по поводу того, что Москва поведет наступление на всю Европу посредством своих танковых дивизий.

В такой ситуации дальнейшее участие России в тех элементах порядка, где это возможно, создаст более прочную основу для реализации норм и правил, чем использование инициированной США тактики по изоляции России. Имеющий четкую структуру и основанный на системе правил порядок способен помочь в определении тех путей, посредством которых страны могут получить признание и престиж. Такой порядок может сосредоточить их устремления на проведении состязательной, но в конечном счете сдержанной политики по обеспечению национального влияния. Как показывает история и практика, справедливый и воспринимаемый в качестве коллективного порядок может усилить возможности США по обеспечению норм в тех случаях, когда и если их нарушает Москва. С другой стороны, если Москва сможет сказать в свою защиту то, что послевоенный порядок становится пристрастным «американским клубом» и эгоистичным инструментом внешней политики США, американское влияние будет ослабевать.

Кто-то может сказать, что время для включения России в какой бы то ни было значимый порядок уже прошло. Администрация Обамы пыталась «перезагрузить» отношения с Москвой, скажут авторы таких аргументов, но потерпела полное фиаско. Заявления и действия Москвы в последнее время четко свидетельствуют о том, что пришло время сдерживать и изолировать Россию, а не заключать ее в свои объятия, идя на компромиссы.

В этом есть какая-то доля истины. Враждебное отношение России к Западу сегодня уже неоспоримо. Однако такая враждебность отчасти порождена страхом и подозрениями в том, что Соединенные Штаты воспользовались периодом после холодной войны, чтобы ослабить Россию. Как и Китай, Россия хочет занять авторитетное положение внутри стабильного мирового порядка, и не желает играть роль ненавистного смутьяна.
 
Конечно, включение России в такой порядок будет очень непростым и болезненным процессом. Она сегодня с огромным подозрением относится к пробным попыткам Запада, но ответом на такое положение вещей не должны быть всеобъемлющие уступки. Нормы и правила существующего порядка будут разрушены, если простить Москве все ее прегрешения. И эти попытки могут закончиться ничем, особенно в тех вопросах, где цели и интересы России прямо противоречат таким нормам и правилам, скажем, в вопросе самоопределения стран из ее ближнего зарубежья. Но это все равно неотложная задача, потому что альтернатива в виде все более уязвимой и озлобленной России, находящейся за рамками порядка, который она считает неисправимо враждебным, будет намного опаснее для американских интересов.

В рамках таких усилий можно возобновить диалог и расширить сотрудничество в вопросах, представляющих взаимный интерес. Для этого от США потребуется отказ от активного продвижения «цветных революций» и прочих форм экспансионистских ценностей. Но прежде всего Америка должна будет предоставить Москве право голоса при принятии ключевых решений в рамках этого порядка — как раз в тот момент, когда действия России на Украине и в других местах вызывают у США искушение отказаться от перспектив сотрудничества с ней. Кроме того, это потребует компромиссов в вопросах, где американская внешняя политика привыкла быть непреклонной.

Действия по предоставлению Москве места в системе международного порядка должны быть более сдержанными и постепенными, чем, скажем, десять лет тому назад. Путинская враждебность по отношению к Западу и последние действия России исключают любые решительные попытки примирения. Но Соединенные Штаты все равно в состоянии найти возможность для повышения статуса России в мировом порядке, а также пойти навстречу российским интересам, где это возможно — но проводя при этом твердую линию, когда необходимо, и постоянно действуя с позиции силы. Такая задача, и параллельно аналогичные действия в отношении Китая станут для США самой сложной эквилибристикой в современную эпоху.
 
Майкл Мазарр (Michael J. Mazarr)
Фото: AP Photo, Alexander Zemlianichenko





Опубликовано: Gladiator     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх