Фальшь европейской дудки США
Под прикрытием русофобов НАТО идет на восток
Шляхта лижет сапоги холопов?
Латвия готовится воевать с Россией любимым оружием афганских душманов
Доска почета «Миротворец»
Исламизация Бельгии: все, толерантность накрылась «медным тазом»
«Громыковская школа»: западные СМИ опасаются нового посла России в США
Возможна ли в США гражданская война?
Последняя битва Америки: геи против генерала Ли
Желающих посетить США россиян станет гораздо меньше
Королёвская «семёрка»: как СССР создал первую в мире межконтинентальную баллистическую ракету
Тем временем: Ляшко призвал расстрелять Саакашвили при пересечении границы Украины
«Джон Маккейн» столкнулся с танкером
США пытается заставить Путина «кормить» Украину
Страшные буквы: что ужаснуло патриотов Латвии в визите российского министра
На Украине старый советский танк выдают за шедевр оборонки
Наступает время агонии террористов в Сирии
«Русская лихорадка» охватила элиту Меркель
Новый российский экраноплан появится «в железе» после 2020 года
Сочинение школьницы об отличии русской и европейской цивилизации взбудоражило умы
«Коварный изменщик» Трамп: США приостановили выдачу виз россиянам
«Независимость от российского газа» обходится Прибалтике очень дорого
Почему эсминцы ВМС США идут на таран
Чем Россия ответит на поставки в Европу американского СПГ
Реальный преемник Владимира Путина появился на горизонте
США впервые оказали Украине реальную помощь на фронте
VG: Русская подлодка запустила суперракету
Киев грозит уничтожить Донбасс под аплодисменты Запада
Project Syndicate: Путешествие по стране Путина
Дно украинской журналистики и его обитатели
Le Figaro: встреча Путина с посланником Ватикана — «не пустяк»
«Моя твоя не понимай»: Турция заговорит по-русски
Веселый Роджер над Украиной. Кто бросил вызов СБУ?
Военным предложили смартфон на колесах
«Армату» оснастят мобильными электростанциями
АРМИЯ ВКС России уничтожили колонну боевиков ИГ на пути в Дейр-эз-Зор
Киевская стратегия по Донбассу: сделаем жизнь невыносимой – «Русский мир» уедет сам
Общественная палата открыла горячую линию для жалоб на поборы в школах
Английская диктатура толерантности стала прикрытием для педофилов
Американские фонды готовят кровавую баню для рубля
США нанесли удар по российскому госдолгу
С-500 «Прометей» и «Антей-4000» впервые покажут широкой публике
Медленно «Калибры» улетают вдаль…
«Мы в состоянии создать атомный ударный авианосец»
Главная ошибка России

«    Август 2017    »
14151617181920
» » Украина занижает потери от разрыва космического сотрудничества с Россией

Украина занижает потери от разрыва космического сотрудничества с Россией

Украина занижает потери от разрыва космического сотрудничества с РоссиейВ миллионы долларов оценил убытки от разрыва сотрудничества с Россией в области космоса глава Космического агентства Украины Любомир Сабадош. Покрыть их он по-прежнему рассчитывает в результате сотрудничества с американским НАСА. Однако масштаб реальных потерь Украины гораздо больше, чем заявляется.

Находящийся с визитом в США руководитель Государственного космического агентства Украины Любомир Сабадош дал любопытное интервью местному журналу Spacenews. Он сообщил о том, что с Россией «все проекты, которые имели какое-то отношение к разведке, прекращены» и теперь в области космоса наши страны сотрудничают только в гражданской сфере.

В частности, система управления российских ракет-носителей «Союз» по-прежнему производится на Украине и поставляется в Россию. Украинский чиновник не назвал точный размер потерь, которые несет военно-космическая отрасль страны от разрыва сотрудничества с восточным соседом, но заявил, что убытки исчисляются миллионами долларов.

Однако, судя по всему, глава украинской космической отрасли сильно преуменьшил потери своей страны. По данным технической миссии МВФ, обнародовавшей свой отчет в феврале этого года, потери Украины от расторжения контрактов с российскими клиентами в сфере военной и космической индустрии «потенциально составили 80% от прибыли украинских компаний», или 2 млрд гривен (то есть около 130 млн долларов) в год. Одна из решающих причин катастрофического экономического положения завода «Южмаш» – это разрыв связей с Россией. Этот факт руководство завода признает, однако отрицает слухи о том, что предприятие может быть объявлено банкротом. Тем не менее осенью прошлого года на Южмаше вводилась однодневная рабочая неделя. А большие долги рабочим по зарплате не ликвидированы до сих пор.

Генеральный директор завода Сергей Войт в 2014 году оценивал убытки от разрыва сотрудничества с Россией в 200 млн долларов в год.

Иначе говоря, правильнее говорить не о миллионных потерях, а как минимум о сотнях миллионов долларов упущенной Украиной выгоды.

Компенсировать же утрату российского рынка Сабадош, по его словам, планирует за счет сотрудничества с Америкой. Это, впрочем, не первое его подобное заявление. Правда, на которые из них представители США отвечали, что ничего о таких планах не знают.

«Если говорить о российских потерях, то они тоже исчисляются отнюдь не одним миллионом долларов, – заметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД руководитель Института космической политики Иван Моисеев. – У нас же некоторые ракеты-то, в сущности, украинского производства. За ними надо смотреть. Контроль над ними Государственному космическому научно-техническому центру имени Хруничева поручили, но это не авторский надзор. С технической точки зрения это неправильно. Только авторы ракеты знают, где там могут быть сложности».

Говоря о ракетах украинского производства, имеющихся у России, прежде всего следует упомянуть Р-36М – самый мощный в мире ракетный комплекс, который в классификации НАТО именуется «Сатана». Они производились на Южмаше и разрабатывались в советские годы в КБ «Южное».

Именно отсутствие авторского надзора Моисеев назвал главным и самым тяжелым последствием для России в разрыве контактов между военно-космическими отраслями двух стран. Кроме того, следует отметить, что фактически были похоронены ряд перспективных совместных проектов.

Самый яркий пример – проект плавучего космодрома в районе острова Рождества в Тихом океане, так называемый проект Sea launch («Морской старт»), выводящий на орбиту как военные, так и гражданские спутники при помощи украинских ракет «Зенит».

Несколько месяцев с момента объявления Украиной о намерении свернуть военное сотрудничество с Россией шли переговоры о судьбе проекта. Наконец в феврале прошлого года официальный представитель Роскосмоса Игорь Буренков сообщил, что от закупки «Зенитов» решено отказаться. Российские спутники будут выводиться на орбиту с помощью российских носителей семейства «Ангара». Кроме того, России пришлось завершить использование украинских ракет-носителей «Рокот». Причина – разногласия, связанные с поставкой украинских комплектующих. В частности – разгонных блоков «Бриз-КМ».

«Потеряли и потеряли, – констатировал Моисеев. – Заместят у нас со временем украинские комплектующие. Сколько на это времени уйдет? Думаю, что лет десять. Что касается украинской военно-космической промышленности, то сомневаюсь, что она вообще восстановится».

Украина со времен СССР специализировалась на поставке для космической отрасли автоматики, технологий и комплектующих. «Америке вряд ли такие комплектующие нужны, – сказал он. – Конечно, какое-то сотрудничество США и Украины в космической сфере может быть. Но по своим масштабам это будет абсолютно не тем, что было у России и Украины».

Показательно, что и Сабадош в своем интервью конкретных сфер, где возможно сотрудничество Украины и США в объемах, сколько-нибудь сопоставимых с былым украино-российским сотрудничеством, не назвал, за одним исключением.

«Мы предложили свои возможности по поводу реализации совместной разработки в производстве жидкостного двигателя, который сегодня закупается в Российской Федерации», – заявил украинский чиновник. Речь идет о пресловутом двигателе РД-180 производства российского НПО «Энергомаш». Без закупок этих двигателей невозможен запуск американских ракет-носителей Atlas 5, выводящих на орбиту в том числе американские военные спутники.

Жаркие дебаты относительно необходимости сохранения этих поставок ведутся во властных структурах США с 2014 года. Пока, с подачи Пентагона, возобладала точка зрения, что в ближайшее время заменить эту российскую продукцию американцам нечем, по крайней мере до 2021 года. При этом необходимо упомянуть характерную деталь: говоря об альтернативе РД-180, в США не имеют в виду какие-то иностранные, в том числе и украинские разработки.

Свой двигатель для Atlas 5 американцы собираются разрабатывать самостоятельно. В прошлом году был объявлен конкурс на создание ракетного двигателя, аналогичного российскому РД-180. В феврале Пентагон сообщил, что его победителями оказались американские компании Rocketdyne и United Launch Services.

Общая сумма контракта составила 47 млн долларов, а общая сумма вложений может достигать 202 млн. Конечно, бывает, что после конкурса вопрос о том, кому выполнять заказ, пересматривается. Это происходит тогда, когда победители не справляются со своей задачей. Учитывая, что разработка аналога двигателя РД-180 сложна, в принципе, подобное не исключено. Однако со слов Сабадоша остается непонятным, почему американцы должны предпочесть своему поставщику иностранного.

Олег Москвин