Скандалы, конфузы, достижения
В Кремле прошла встреча Путина с премьер-министром Японии Синдзо Абэ
Австрийский «пинок под зад» турецкому нахалу
Эта служба и опасна, и трудна
Правда глаза режет, или почему Макрон боится российских журналистов
Трамп отменил запрет на добычу нефти и газа на шельфе США
Мощнейший авиаудар ВКС РФ уничтожил базу, заполненную террористами
Куда пропал Мартин Борман?
Российские ученые научились бороться с заражением крови
Георгиевский кавалер Герой Советского Союза казак Недорубов
В украинском танке взорвался кондиционер
Порошенко тайком звонит Путину и шутит с ним по телефону
«Русские Витязи» меняют имидж
Посетительнице латвийского ТЦ не дали на русском позвать пропавших детей
Турецкий гамбит: Зачем Эрдоган бросает пушечное мясо на штурм в Сирии
Главное, чтоб Путин не напал...
Президент в Кремле вручил золотые звезды Героя Труда РФ
«План Маршалла» для Украины: надежды и суровая реальность
Порошенко ждёт возвращения в «европейскую колыбель»
«Когда Трамп требует денег, у многих это вызывает раздражение»
Год банкротства Украины
Кнопка для идиота
России всё менее интересны проблемы стран Евросоюза
Милитаризация умов в Литве закончилась провалом
Российские С-400 добавят Турции уверенности в своих силах
Они сражались за Родину: в России осталось 1,8 млн. ветеранов и инвалидов ВОВ
НАТО создаёт в Восточной Европе новую военную реальность
Курды требуют от США установить бесполётную зону в Сирии
Авианосец США Carl Vinson вошел в акваторию Японского моря
Этот день в истории - 29 Апреля
Южная Корея отказалась платить Трампу за размещение THAAD
Куда течёт «Висла», или Как Польша избавилась от бандеровщины
В России вступают в силу новые правила выплат по ОСАГО
Украино-польская «дружба» продолжается всё сильней
Стоимость Rail Baltica растет, но проект всё так же невыгоден
Евгений Моргунов: небывалая история Бывалого
Рэкетир Трамп пугает корейцев войной и требует миллиард за защиту
Санкции от Макрона: Польша ответит за противостояние с Брюсселем?
Опубликован проект латинского алфавита для украинского языка
«Село - столице - опохмелиться»: пенсионер вернул Дмитрию Медведеву свою прибавку к пенсии
Россия выдержала американскую «разведку боем»
Российский корабль-разведчик превратился в мишень для турецких спецслужб
Украина готова ввести военное положение и погибнуть
Порошенко мастерит капкан на Трампа
«Украина ведет себя с Донбассом, как Гитлер с Ленинградом»

«    Апрель 2017    »
17181920212223
» » Украина занижает потери от разрыва космического сотрудничества с Россией

Украина занижает потери от разрыва космического сотрудничества с Россией

Украина занижает потери от разрыва космического сотрудничества с РоссиейВ миллионы долларов оценил убытки от разрыва сотрудничества с Россией в области космоса глава Космического агентства Украины Любомир Сабадош. Покрыть их он по-прежнему рассчитывает в результате сотрудничества с американским НАСА. Однако масштаб реальных потерь Украины гораздо больше, чем заявляется.

Находящийся с визитом в США руководитель Государственного космического агентства Украины Любомир Сабадош дал любопытное интервью местному журналу Spacenews. Он сообщил о том, что с Россией «все проекты, которые имели какое-то отношение к разведке, прекращены» и теперь в области космоса наши страны сотрудничают только в гражданской сфере.

В частности, система управления российских ракет-носителей «Союз» по-прежнему производится на Украине и поставляется в Россию. Украинский чиновник не назвал точный размер потерь, которые несет военно-космическая отрасль страны от разрыва сотрудничества с восточным соседом, но заявил, что убытки исчисляются миллионами долларов.

Однако, судя по всему, глава украинской космической отрасли сильно преуменьшил потери своей страны. По данным технической миссии МВФ, обнародовавшей свой отчет в феврале этого года, потери Украины от расторжения контрактов с российскими клиентами в сфере военной и космической индустрии «потенциально составили 80% от прибыли украинских компаний», или 2 млрд гривен (то есть около 130 млн долларов) в год. Одна из решающих причин катастрофического экономического положения завода «Южмаш» – это разрыв связей с Россией. Этот факт руководство завода признает, однако отрицает слухи о том, что предприятие может быть объявлено банкротом. Тем не менее осенью прошлого года на Южмаше вводилась однодневная рабочая неделя. А большие долги рабочим по зарплате не ликвидированы до сих пор.

Генеральный директор завода Сергей Войт в 2014 году оценивал убытки от разрыва сотрудничества с Россией в 200 млн долларов в год.

Иначе говоря, правильнее говорить не о миллионных потерях, а как минимум о сотнях миллионов долларов упущенной Украиной выгоды.

Компенсировать же утрату российского рынка Сабадош, по его словам, планирует за счет сотрудничества с Америкой. Это, впрочем, не первое его подобное заявление. Правда, на которые из них представители США отвечали, что ничего о таких планах не знают.

«Если говорить о российских потерях, то они тоже исчисляются отнюдь не одним миллионом долларов, – заметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД руководитель Института космической политики Иван Моисеев. – У нас же некоторые ракеты-то, в сущности, украинского производства. За ними надо смотреть. Контроль над ними Государственному космическому научно-техническому центру имени Хруничева поручили, но это не авторский надзор. С технической точки зрения это неправильно. Только авторы ракеты знают, где там могут быть сложности».

Говоря о ракетах украинского производства, имеющихся у России, прежде всего следует упомянуть Р-36М – самый мощный в мире ракетный комплекс, который в классификации НАТО именуется «Сатана». Они производились на Южмаше и разрабатывались в советские годы в КБ «Южное».

Именно отсутствие авторского надзора Моисеев назвал главным и самым тяжелым последствием для России в разрыве контактов между военно-космическими отраслями двух стран. Кроме того, следует отметить, что фактически были похоронены ряд перспективных совместных проектов.

Самый яркий пример – проект плавучего космодрома в районе острова Рождества в Тихом океане, так называемый проект Sea launch («Морской старт»), выводящий на орбиту как военные, так и гражданские спутники при помощи украинских ракет «Зенит».

Несколько месяцев с момента объявления Украиной о намерении свернуть военное сотрудничество с Россией шли переговоры о судьбе проекта. Наконец в феврале прошлого года официальный представитель Роскосмоса Игорь Буренков сообщил, что от закупки «Зенитов» решено отказаться. Российские спутники будут выводиться на орбиту с помощью российских носителей семейства «Ангара». Кроме того, России пришлось завершить использование украинских ракет-носителей «Рокот». Причина – разногласия, связанные с поставкой украинских комплектующих. В частности – разгонных блоков «Бриз-КМ».

«Потеряли и потеряли, – констатировал Моисеев. – Заместят у нас со временем украинские комплектующие. Сколько на это времени уйдет? Думаю, что лет десять. Что касается украинской военно-космической промышленности, то сомневаюсь, что она вообще восстановится».

Украина со времен СССР специализировалась на поставке для космической отрасли автоматики, технологий и комплектующих. «Америке вряд ли такие комплектующие нужны, – сказал он. – Конечно, какое-то сотрудничество США и Украины в космической сфере может быть. Но по своим масштабам это будет абсолютно не тем, что было у России и Украины».

Показательно, что и Сабадош в своем интервью конкретных сфер, где возможно сотрудничество Украины и США в объемах, сколько-нибудь сопоставимых с былым украино-российским сотрудничеством, не назвал, за одним исключением.

«Мы предложили свои возможности по поводу реализации совместной разработки в производстве жидкостного двигателя, который сегодня закупается в Российской Федерации», – заявил украинский чиновник. Речь идет о пресловутом двигателе РД-180 производства российского НПО «Энергомаш». Без закупок этих двигателей невозможен запуск американских ракет-носителей Atlas 5, выводящих на орбиту в том числе американские военные спутники.

Жаркие дебаты относительно необходимости сохранения этих поставок ведутся во властных структурах США с 2014 года. Пока, с подачи Пентагона, возобладала точка зрения, что в ближайшее время заменить эту российскую продукцию американцам нечем, по крайней мере до 2021 года. При этом необходимо упомянуть характерную деталь: говоря об альтернативе РД-180, в США не имеют в виду какие-то иностранные, в том числе и украинские разработки.

Свой двигатель для Atlas 5 американцы собираются разрабатывать самостоятельно. В прошлом году был объявлен конкурс на создание ракетного двигателя, аналогичного российскому РД-180. В феврале Пентагон сообщил, что его победителями оказались американские компании Rocketdyne и United Launch Services.

Общая сумма контракта составила 47 млн долларов, а общая сумма вложений может достигать 202 млн. Конечно, бывает, что после конкурса вопрос о том, кому выполнять заказ, пересматривается. Это происходит тогда, когда победители не справляются со своей задачей. Учитывая, что разработка аналога двигателя РД-180 сложна, в принципе, подобное не исключено. Однако со слов Сабадоша остается непонятным, почему американцы должны предпочесть своему поставщику иностранного.

Олег Москвин