Лента новостей

15:46
Хроники спасения Донбасса
15:41
Российский бизнес услышал украинских радикалов
15:39
Польша ограничивает въезд, украинцы штурмуют границу
15:38
В «Яндексе» сообщили о проверках СБУ в офисах компании в Киеве и Одессе
15:34
Патриарх Кирилл сравнил законы об однополых браках с фашистскими
15:33
В Красногоровку введён спецназ
15:30
Суперпрочный Ка-62: над чем бились разработчики вертолета почти 30 лет
15:30
«Нафтогаз» готовит «самоубийство» для Киева
15:29
«Золотой миллиард» договорился затянуть в петле Россию
15:28
У США нет шансов выиграть ядерную схватку с Россией
15:27
Россия начнет закупку технологий возобновляемой энергетики на Западе
15:25
Вероятность удара США по Северной Корее становится максимальной
15:24
Die Welt: МС-21 — гордость России, но западным лайнерам не ровня
08:30
НАТО скатывается к... Первой мировой войне
08:30
«Тигры» и ВКС РФ прорывают оборону ИГИЛ, освобождая 12 посёлков в Алеппо
08:29
Власти Крыма обещают отдых в 2017 году дешевле, чем в Турции
08:28
Подайте на зубы: Сотник пошел по миру, чтобы оплатить услуги стоматолога
08:26
Цифровая военная машина
08:20
Вести недели с Дмитрием Киселёвым, 28.05.17
08:18
Макрон торопится закрыть украинский вопрос
08:17
Что СССР подарил Восточным партнёрам
08:16
Первый полёт МС-21 в Иркутске
08:14
В Киеве признали, что Путин не имеет равных на геополитической арене
08:11
Соперница Маты Хари шпионка Марта Морейль
23:18
Цинизм украинской «интеллигенции»: Трагедия 2 мая - миф, никто там никого не жег
23:18
Неожиданные комбинации
23:17
Задница пранкера на совести Авакова! Джамала назвала виновников скандала на «Евровидении»
23:14
Благодаря Порошенко российские компании начали зарабатывать на украинцах
23:11
Клименко: Ради пиара украинские власти напечатают 69 тонн гривен
23:04
Прибалтийский журналист: «наши страны за границей цивилизованного мира»
23:03
Как «Петр Великий» отсек британский военный корабль от «Адмирала Кузнецова»
23:01
Тайный замысел, спрятанный за хорошо обученными военно-воздушными силами России
23:00
Даже в справочных материалах УНИАН занимается пропагандой
22:58
Радио Свобода на защите попрошайничества
22:57
Украинский премьер рассказал, во что Россия превратила Крым
22:47
Запад избегает борьбы с терроризмом
22:46
Разрыв шаблона: на Украине пообещали «порезать» экономику России
22:46
G7 провалился: Теперь крокодил сожрёт Порошенко
22:31
Путин поздравил пограничников с профессиональным праздником
22:31
Москва и Каир завершили переговоры о строительстве первой АЭС в Египте
22:29
Турчинов призвал возвести «непреодолимую крепость» на востоке Украины
22:27
В Крыму заявили о готовности всех пляжей к купальному сезону
22:24
Между тем: В Одессу прибыла первая партия угля из ЮАР
22:21
Секретный план Роскосмоса: с «Ангары» пересядем на «Феникс»
22:21
Чем МС-21 отличается от своих аналогов
Все новости

Архив публикаций

«    Май 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
» » Самый большой вертолет в мире: как советский «Гомер» ошарашил США

Самый большой вертолет в мире: как советский «Гомер» ошарашил США

Самый большой вертолет в мире: как советский «Гомер» ошарашил СШАМи-12 (официальное название B-12, по классификации НАТО – «Homer») - самый тяжёлый и грузоподъёмный вертолёт в мире, который поражает не только своими размерами, но и смелостью конструкторской мысли. Эта машина была символом мощи Советского Союза, а рекорды, поставленные на ней, остаются непокоренными до сих пор. Историю легендарного «Гомера» читайте на сайте «Звезды».

В 1960-е годы в СССР создавались ракетные войска стратегического назначения. Стартовые площадки строились в самых удаленных частях страны, подальше от глаз вероятных противников, а значит, в сотнях километров от аэродромов. Перед военными встал вопрос, каким образом доставить с завода до стартовой позиции неразборную баллистическую ракету, ведь тогда ни один самолет и вертолет не имел грузоподъемность в 40-50 тонн и грузовую кабину нужных размеров. Нескольким конструкторским бюро было поручено создание проекта сверхтяжелого вертолета, которыми в итоге стал Ми-12.

Последний проект гения

Предполагалось, что до аэродрома ракету доставит самолет Ан-22 «Антей», а после этого вертолетом она отправится на стартовую площадку. В целях конспирации перегрузку планировалось вести «стык в стык», чтобы груз для посторонних оставался тайной. Кроме того, идея создания тяжелого вертолета очень понравилась командованию практически всех родов войск, ведь он позволял бы в любой момент перебросить в любую точку на карте не только легкую бронетехнику, но и тяжелые танки, артиллерию и сотни солдат.

Самый большой вертолет в мире: как советский «Гомер» ошарашил США

Ми-12 стал последним вертолетом Михаила Миля, творческой судьбе которого могли бы позавидовать конструкторы всего мира. Начиная с 1960-х годов каждая его машина становилась мировой сенсацией. Под его руководством были созданы Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10 и другие вертолеты, причем тысячи из них летают до сих пор. На момент создания Ми-12 Михаил Миль был уже всемирно признанным конструктором, специализирующимся на средних и тяжелых вертолетах. Во многом именно поэтому в конкурсе победило именно его КБ.

На волосок от гибели

Максимальный взлетный вес машины составлял фантастические 105 тонн, а в грузовой кабине и на внешней подвеске можно было перевозить грузы общей массой до 41 тонны. Для сравнения, вес РСЗО «Град» около 10 т., БТР-80 – 13 т., армейского ЗиЛа – 6 т., танка Т-72 – 41 т., вагона метро – 34 т.

Скорость, с которой был реализован этот громадный проект, поражает: между постановлением правительства о его создании в 1962 году и первым полетом винтокрылого гиганта прошло всего пять лет. Потрясает вертолет и своими размерами и мощью: диаметр несущих винтов - 35 м., длина фюзеляжа – 37 м (ширина футбольного поля - 45 м).

Суммарная мощность 4 двигателей, вращавших огромные 5-лопастные винты со скоростью 200 оборотов в минуту равнялась 26 тысячам лошадиных сил. В грузовом отсеке размером 28,15 х 4,4 х 4,4 метра могли разместиться 196 солдат, крейсерская скорость Ми-12 составила 260 км/ч, дальность полета – 1000 км.

Самый большой вертолет в мире: как советский «Гомер» ошарашил США

Однако первый полет чуть не закончился трагедией. Оторвавшись от земли, вертолет почти сразу начал терять управление. Лётчик-испытатель В. П. Колошенко совершил с высоты 10 м жесткую посадку на одно колесо, в результате чего разрушился его обод (зарубежные СМИ поспешили сообщить о разрушении всей машины).

Причиной катастрофы оказался неизвестный ранее вид автоколебаний типа «система управление – конструкция». Ошибка была связана с тем, что создание опытных образцов в те времена опережало научные исследования. Несмотря на то, что причину неудачи установили уже через несколько часов, на ее устранение конструкторам потребовался год.

6 августа 1969 Ми-12 поднял груз в 44 205 кг на высоту 2255 м, установив мировой рекорд грузоподъёмности для вертолётов, который не побит до сих пор. Стоит отметить, что масса полезной нагрузки самого грузоподъемного вертолета в истории США CH-47 Chinook не превышает 12,2 тонн.

Ошарашенные американцы

Вертолет был показан на 29 международном салоне в Ле Бурже в 1971 году, где произвел настоящий фурор. Американцы в этот год привезли во Францию широко разрекламированный Boeing Vertol CH-46 и были ошарашены тем, что машина Миля превосходит его почти по всем параметрам. К Ми-12 выстроилась километровая очередь посетителей, а сын знаменитого конструктора вертолетов Сергей Сикорский сказал: «Перед инженерно-техническим достижением, которым является Ми-12, можно только снять шляпу!» Американская делегация наградила ОКБ Миля «Призом И.И. Сикорского», который вручается за выдающиеся достижения в вертолетостроении.

Самый большой вертолет в мире: как советский «Гомер» ошарашил США

Получить награду Михаил Миль не смог: он умер 31 января 1970 года в возрасте 60 лет. Проблемы со здоровьем, по воспоминаниям сослуживцев, были во многом связаны с тем, что каждую неудачу конструктор переживал долго и мучительно, и особенно его подкосил первый неудачный полет Ми-12.

Памятник конструктору

Несмотря на видимый успех программы, она была признана советским правительством неэффективной. К этому времени у военных появились более легкие стратегические ракеты на мобильных пусковых установках, а потребности народного хозяйства полностью закрывали Ми-6 и Ми-10. Ряд ракет, под которые разрабатывался Ми-12 были сняты с вооружения, а КБ Миля было загружено внедрением в серию боевого вертолета Ми-24. Кроме того, «на пятки» Ми-12 «наступал» вертолет нового поколения Ми-26, которых хоть и имел меньшую грузоподъемность, но был значительно экономичнее.
Всего было построено два опытных экземпляра Ми-12. Один из них был передан в музей ВВС в Монино, другой находится в подмосковном Томилино на территории Московского вертолётного завода. Несколько лет назад в день рождения Михаила Миля вертолет в Томилино был превращён в музей.

Автор: Кирилл Яблочкин

Фото: Вертолеты России





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх