Лента новостей

19:22
Haqqin.az: Трамп берется за Иран
19:16
Э-эээ! И как не стыдно! А еще Трамп!
19:08
Frankfurter Allgemeine Zeitung: Украина во вражеских сетях
19:01
Белорусский «Искандер» может перелететь на Украину
18:55
Al Modon: Визит Трампа в Саудовскую Аравию: Россия напугана
18:51
Этот день в истории - 23 Мая
14:59
Уникальный проект «Арктика» 22220 : в сеть попали новые фото строительства
14:56
Не пей натуральное, козленочком станешь: в Украине запретят домашний творог и масло
14:56
Бесплатный Порошенко: Европа выпустила почтовую марку с трезвым гарантом безвиза
14:54
«Минск-2»: приговор огласит Ангела Меркель?
14:53
75% гидности: Порошенко хочет, чтобы перед выборами ТВ пело ему оды на мове
14:52
Стройка века: у Керченского моста появилось сердце
14:10
Владимир Путин даст наставления неопытному Эммануэлю Макрону
14:03
«Курганец-25» изобрели заново
13:59
Проект «Айсберг»: агенты Путина глубоко под водой
13:58
Первый модульный корвет проекта 22160 готовится к спуску
13:57
Над рублем сгущаются тучи
12:25
Избрав Макрона, французы выбрали ритуальную смерть
12:20
Зрада: разъяренный АТОшник напал на кассиршу из-за русского языка
12:18
Вторая волна: Бразилия на пороге нового кризиса из-за обвинений президента в коррупции
12:11
Дружба под проценты: США не будут оказывать безвозмездную военную помощь Украине
12:11
Трещины в броне: как первые лица Украины зарабатывают на поставках вооружений
12:04
В Латвии стали подозревать, что Россия не хочет ее захватывать
12:01
«Ужасы оккупации» Радио «Свобода» рассказало, что жители ДНР ездят отдыхать в Крым, Сочи и даже в Турцию
11:56
За что славить Украину?
11:55
Евродепутаты массово ездят в Крым, несмотря на запреты
11:54
Ответ не за горами: как «Пенициллин» изменит расклад сил в современной войне
11:53
«Голые» танки Петра Порошенко на Донбассе: во что превратят Т-80 ополченцы
11:51
Число стартовых столов для «Ангары» решили сократить вдвое
11:50
Вот как американские ВМС намерены одолеть российскую ПВО
09:20
Угнать авианосец (история крейсера «Адмирал Кузнецов»)
08:51
Россия и США устанавливают правила новой холодной войны в воздухе
08:50
Украинские радикалы открыли «сезон охоты» на граждан «нетитульной нации»
08:48
Нет в мире ничего более антиукраинского, чем украинская власть
08:47
МиГ-35 встает на крыло
08:46
Американский спецназ бросил вызов Дамаску
08:45
Поедем без паспорта
08:43
Новая холодная война по версии Forbes: Россия и Китай против демократий всего мира
08:42
На украинцах проводят эксперимент по стиранию памяти
08:41
Активисты под прикрытием. Как США создают в России новую агентуру влияния
08:18
Как реально жили граждане Великобритании и Франции в 60-70-е годы
08:12
Порошенко решил переименовать Крым
08:11
«Свидетели Иеговы» - геополитическая секта
08:08
«Горячие перехваты» над Восточно-Китайским морем
08:07
Путин справится сам
Все новости

Архив публикаций

«    Май 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
» » Истребитель шестого поколения: спор ОКБ Сухого с Boeing

Истребитель шестого поколения: спор ОКБ Сухого с Boeing

Какой может быть машина будущего, и кто первым ее сделает

 

7 3507 3020  Российский многоцелевой истребитель пятого поколения Т-50 Российский многоцелевой истребитель пятого поколения Т-507 3507 3020 Российский многоцелевой истребитель пятого поколения Т-50 Российский многоцелевой истребитель пятого поколения Т-50На совещании по вопросам развития военной авиации вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил о том, что с истребителем пятого поколения Т-50 ПАК ФА все нормально, он уже требует минимального конструкторского сопровождения. В связи с чем ОКБ Сухого сосредоточилось на разработке истребителя шестого поколения.


Эффект от этого сообщения решил усилить главнокомандующий ВКС генерал-полковник Виктор Бондарев, заявивший, что российские специалисты ведут работы по созданию истребителя седьмого поколения. Можно предположить, что это из арсенала новомодной гибридной войны, поскольку о седьмом поколении самолетов, видимо, не слишком знают и наши прославленные авиаконструкторы.


А вот о шестом поколении не только можно, но и нужно поговорить. Дело в том, что появление нового самолета уже не за горами. ОКБ Сухого обещает создать летающий прототип к концу 20-х годов. Американцы намерены предъявить новинку в 30-е годы. Причем в этом направлении собираются двигаться параллельными курсами и Boeing, и Lockheed Martin. Намерены «ввязаться в драку» и конструкторы ОКБ Микояна. Также амбиционные планы есть у китайцев, французов и японцев.


Никаких четких критериев относительно того, каким должен быть самолет шестого поколения не существует. Тут придется руководствоваться тем, что уже известно о перспективных разработках, а также здравым смыслом. Относительно того, что же планирует сделать ОКБ Сухого, не известно. Существуют лишь эскизные проработки, с которыми ознакомили Дмитрия Рогозина. Но он «военную тайну» не разглашает.


Хотя военные футурологи высказывают свое видение проблемы. Многие говорят о том, что самолет должен быть гиперзвуковым, то есть достигать скорости в 5 М. И тут уже ТРД с форсажной камерой не обойтись. Потребуются ракетные ускорители. Делать их твердотопливными — слишком дорого. К тому же это не будет способствовать нормальному выполнению боевых задач, поскольку твердотопливный ускоритель предназначен для одноразового включения. Использование жидкостных РД слишком нетехнологично, поскольку перезаправка двигателя низкокипящими компонентами — это слишком громоздкая задача. В данном случае вылет по тревоге становится проблематичным.


Правда, есть высококипящие компоненты. Но и такой РД доставит конструкторам массу проблем. Во-первых, два двигателя — ТРД и РД — это для истребителя большая весовая нагрузка. Она усугубляется тем, что РД пожирает громадное количество топлива и окислителя, которыми необходимо заправлять самолет.


Возникает и еще одна проблема — разогрев самолета при гиперзвуковом полете. Легендарный перехватчик «Валькирия», который не пошел в серию, на скорости 3 М разогревался до 3 тыс. градусов. В связи с чем он был полностью сделан из титана и нержавеющей стали. Та же самая история была и с нашим ракетоносцем Т-4, у которого расчетная скорость была 3,2 М. При гиперзвуковой скорости потребуется теплоизоляция корпуса. Собственно, она была установлена на американский разведчик SR-71, который развивал скорость в 3,4 М. Но и это полностью не решит температурную проблему. Необходимо будет защитить турбореактивный двигатель от перегретого воздуха, приходящего из воздухозаборников.


И еще одно обстоятельство усугубляет проблему. Самолет шестого поколения, в соответствии с распространенным мнением, должен быть сверхманевренным. Существующим ракетопланам, обвешанным теплозащитными пластинами, гораздо проще бороться с перегревом. За счет маневрирования гиперсамолет будет нагреваться дополнительно.


Как видим, комплекс проблем, связанных с гиперзвуковым полетом, слишком значителен. Поэтому можно предположить, что они смогут быть решены для седьмого поколения самолетов.


При этом следует учитывать, что малозаметность, присущую самолетам пятого поколения, для шестого поколения никто не отменял. Но она вступает в противоречие с тем, о чем мы говорили выше. Стелс-технологии ухудшают летные качества самолета. Что прекрасно иллюстрирует американский истребитель F-35, который все никак не доведут до ума. При этом конструкторы Lockheed Martin утверждают, что маневренность в их самолете не главное. Упор делается на раннее обнаружение самолета противника при скрытном положении своего и превентивный обстрел высокоточными ракетами.


F-35 (Фото: ZumaTASS)

Так что тут компромисс неизбежен: и малозаметность, и маневренность скорее всего будут не идеальными. Из чего можно предположить, что у каждой страны будет свой самолет, особенности которого будут определены военными, разрабатывающими концепцию применения: какие качества главные, какими можно слегка пренебречь. Собственно, то же самое мы наблюдаем сейчас на примере Т-50 ОКБ Сухого и F-35 Lockheed Martin. Наш истребитель маневреннее. Американцы делают ставку на малозаметность, хотя она в нынешнем ее виде не представляет проблем для ЗРС С-400 и тем более для ЗРС-500. В то же время, для отражения дальних ракетных атак, на которые уповают американцы, Т-50 запредельная маневренность не нужна.


Истребитель Т-50 (Фото: Александр Рюмин/ТАСС)

Предполагается, что самолет будущего будет способен работать и в ближнем космосе. Для ракетного двигателя это непроблематично.

Вполне понятно, что новая машина должна обладать искусственным интеллектом. Причем более развитым, чем тот, который присутствует у беспилотников, которыми руководят операторы. Самолет должен самостоятельно принимать решения в боевых условиях. Но все равно без присутствия человека тут не обойтись. Дело в том, что связь с наземным оператором дальше, чем на расстоянии в 200−300 километров, реализовать не просто, даже если использовать самолетные и спутниковые ретрансляторы. Потому что тут играет роль и надежность связи в условиях массированных боевых действий.


Вырисовывается такая концепция. Один и тот же самолет будет выпускаться в двух модификациях — беспилотной и пилотируемой. При таком варианте группу вылетающую на задание беспилотников будет сопровождать пилотируемая машина. В то же время беспилотный вариант более предпочтителен, поскольку такой самолет способен совершать полет со значительно большими перегрузками, чем те, которые может выдержать пилот.


И, наконец, еще два качества, без которых не может обойтись самолет будущего. Он должен быть оснащен более эффективным вооружением. Свободно падающие бомбы будут списаны. Среди ракет должны преобладать гиперзвуковые с высокой маневренностью. А также с таким уровнем интеллекта, который позволит с легкостью обыгрывать ныне существующие средства ПВО. Возможно появление лазерного и электромагнитного оружия.


Также существенно возрастают требования к взаимодействию каждого конкретно самолета на базе многоуровневой компьютерной связи не только с самолетами авиационного звена, но и с участвующими в бою сухопутными силами, с силами ВМФ, ПВО и пр., и пр. То есть будет реализован принцип сетевого сражения, в котором важнейшую роль играют системы связи и компьютеры.

Практически у всех участников гонки за создание первого самолета шестого поколения в портфеле находятся лишь концепции и эскизные зарисовки. Однако США на этом фоне лидируют. Компания Boeing, сердитая на Lockheed Martin за проигранный тендер на создание F-35, со здоровой злостью вырвалась вперед. Ее проект называется F/A-XX. Предполагается, что эта новинка в 30-е годы заменит палубные истребители F/A-18E/F Super Hornet.


Впервые макет прототипа был представлен для обозрения еще в 2009 году. Затем он был существенно переработан. И в 2013 году был представлен новый макет.


Планер представляет собой летающее крыло без вертикального оперения. Такой вариант был принят на основании того, что киль создает дополнительное аэродинамическое сопротивление. Поворот осуществляется за счет малогабаритных рулей, расположенных на крыле. Судя по всему, во время прямолинейного полета рули убираются и выпускаются лишь на виражах.


О типе двигателя ничего не сообщается. Но, можно предположить, что это все же ТРД, а не РД. Он, как и на истребителях пятого поколения, обеспечивает сверхзвуковой крейсерский полет в бесфорсажном режиме. Максимальная скорость не указана. Но, вероятно, гиперзвуковой она не будет.


К существенной новизне относится «умная обшивка» — корпус самолета напичкан не только всевозможными датчиками, но и радиоэлектроникой. Самолет двухместный с двумя двигателями. Также прорабатывается версия беспилотной машины. Максимальный взлетный вес объявлен на уровне 45 тонн, дальность — 3000 км.


В феврале прошлого года выяснилось, какого рода компромиссы избраны для создания новой машины. Начальник военно-морских операций Джонатан Гринет заявил, что скорость и скрытность самолета не являются приоритетными. Упор сделан на дальность обнаружения целей и нанесения ударов с больших дистанций при помощи новых видов вооружения. Возможно, истребитель будет вооружен лазерным или электромагнитным оружием. Правда, непонятно, хватит ли для этого на борту энергии. В принципе, примерно тот же компромисс американцы заложили в F-22 и F-35. Но на сей раз они решили поступиться еще и скрытностью.


Boeing реализует и еще один похожий проект — F-X для ВВС. Он должен заменить истребители F-22. Макет визуально не отличается от военно-морского. И больше сказать о нем пока нечего.

 

Владимир Тучков

Фото в открытии статьи: Владимир Астапкович/ТАСС

 





Опубликовано: Gladiator     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх